Пятница
30 Авг2018г. Москва и Московская область. Долгосрочное тьюторское сопровождение разновозрастной группы детей
Практика “Долгосрочное тьюторское сопровождение разновозрастной группы детей”
Организация: МП “Тьюторство в сфере образования” МГПУ.
Заявитель/ли (ФИО, должность)
Бурмакина И.А., специалист КПТНО, МГПУ;
Кузнецова Е.И., тьютор социально-педагогического комплекса «Школа на Хавской»;
Лазукова А.В., куратор класса в «Новая гуманитарная школа».
Контактное лицо: Бурмакина Ирина Анатольевна
Контактный телефон: + 7925 602 97 49
E–mail: birina2339@gmail.com
Базовые теоретические положения в основе практики:
В основе данной практики, лежит реализация принципа индивидуализации[1] в образовании через тьюторское сопровождение участия детей в индивидуальных и групповых проектах, создание среды для реализации деятельностных проб и их рефлексии.
Основной акцент в разворачивании тьюторского сопровождения сделан на обеспечение пространства для создания тьюторантами проектов. Темы проектов, режим и скорость работы, возможные кооперации становились предметом выбора детей.
Анализ опыта пробно-поискового движения в индивидуальных проектах и опыта участия в системе разделения труда в рамках групповых проектов становились одним из основных предметов совместной работы Тьюторов и Тьюторантов. Результаты этих проб становились основанием для построения элементов ИОП[2] Тьюторантов.
Описание практики индивидуализации/индивидуализации и тьюторства
Целевая аудитория
В рамках данной практики тьюторантами выступали 6 детей, родных братьев и сестер. Возраст детей: 4 года, 6 лет, 8 лет, 9 лет, 12 лет и 14 лет. Полная благополучная семья европейского уклада. Все дети учатся в одной школе (в одной из стран Евросоюза).
Цели и предполагаемые результаты практики:
Цель тьюторского сопровождения: обустройство процесса актуализации оснований для построения элементов ИОП тьюторантов, через их участие в проектной деятельности.
Результаты тьюторского сопровождения:
• Возникновение оснований для самоопределения (выбор темы проекта, выбор направления доп. образования, выбор профессиональной сферы).
• Опыт реализации индивидуального и группового проектного замысла.
• Уточнение представлений о себе (своих интересов, преимуществ и дефицитов) и определение своего образовательного запроса.
• Освоение тьюторантами компетенций: коммуникативных, социальных, самоорганизации.
Организация социально-образовательной среды
При анализе пространства дома семьи тьюторам было важно понять уже заданное назначение помещений, возможные назначения помещений, какие помещения для детей открыты, а какие закрыты, в каких можно осуществлять преобразования, какие и в какой степени освоены и присвоены детьми. Пространство оказалось очень разнообразным и ресурсным, все пространства были доступны детям кроме комнаты родителей и кабинета: комнаты детей (спальни, рабочие и игровые зоны), гостевые комнаты, зона для занятий и игры (с материалами Монтессори), зона для творчества (свободное пространство, стол, все необходимые материалы: краски, пластилин, бумага, ткани и др.), зона для занятия танцами (зеркала и хореографический станок), большая зона для отдыха, просмотра кино и общего сбора, пространства под лестницами с небольшими библиотеками.
Команде тьюторов было важно максимально использовать ресурсы самого пространства дома и прилежащей территории, а также по возможности насытить среду различными материалами и инструментами для творческого самовыражения и экспериментов (материалы и инструменты для рукоделия, рисования, музыкальные инструменты), а также предоставить информационные и обучающие ресурсы для развития навыков работы с информацией (подборки книг, статей, рабочих тетрадей, блокнотов, обучающих приложений, сайтов по различным темам).
Для развития навыков планирования и самоорганизации на время каждой сессии ребята и тьюторы совместно составляют расписание дня, график дежурств на кухне, перечень правил поведения и общежития. Все эти материалы были размещены на видных местах в доме и постоянно использовались участниками. При этом при составлении расписания ребятам всегда было выделено время для свободных и спонтанных активностей, а также пустые графы в расписании, когда они могли сами предложить, чем группа будет заниматься в то или иное время.
Описание процессов, происходящих в ходе практики сущность отдельных этапов, их продолжительность по времени.
Практика состоит из двух цикличных этапов:
а) очная тьюторская сессия (проводится два раза в год, зимой – 8-9 дней / летом – 14-15 дней), во время которой реализуются различные типы проектов и проводятся диагностики актуальных компетенций.
б) межсессионный период, в который происходит дистанционное общение с тьюторантами, ведётся наблюдение за динамикой развития их образовательного движения, определяются направления дальнейшей работы, проектируется очная сессия.
Предполагаемая длительность данной практики – 2 года.
За 2 года предполагается провести 4 очных сессии, разворачивающихся по принципу усложнения и углубления тьюторской практики, т.е. усложнения практики как на уровне работы с каждых из детей, так и на коллективном уровне.
Организационно-управленческие условия воспроизводства практики.
Для успешной реализации данной практики необходимы следующие организационно-управленческие условия:
• Работа производилась на площадке тьюторантов, в их привычной среде;
• Осуществлялось сопровождения полного дня (в сессионном режиме);
• Тьюторы присутствовали рядом с детьми в повседневной жизни, а не только во время занятий;
• В качестве тьюторантов выступала разновозрастная группа (6 человек) детей в возрастном диапазоне от 3 до 14 лет;
• Сопровождение осуществляли Тьюторы (минимум 3 человека) для сопровождения младших, средних и старших детей с пониманием базовых процессов каждой возрастной категории и владеющие технологией проектной деятельности, обладающие всеми профессиональными компетенциями (см.проф.стандарт тьютора);
• Нормы и ценности тьюторского сопровождения удерживаются и осмысливаются за счет аналитико-исследовательской деятельности;
• Все участники сессии были полностью погружения в содержание работы;
• Использовались технические средства для обеспечения возможности общения с детьми дистанционно (Skype, WhatsAp);
• Планируемая длительность сотрудничества при постоянном составе участников – 2 года;
• В течении всей работы осуществлялось плотное сотрудничество и кооперация между тьюторами;
• Было выделено время до и после сессии для совместного планирования, проведения подготовительных работ и подведения итогов и планирования следующих шагов;
• Обязательно проводилась рефлексия опыта тьюторского действия взрослых участников, анализировался полученный опыт, корректировалась позиция;
• Тьюторской группой было создано и поддерживалось особое свободное, провокативное, образовательное избыточное пространство для проявления интересов, инициативности и самостоятельности тьюторантов.
[1]Индивидуализация – развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением особенного, уникального опыта, ростом творческого потенциала личности, ее универсальности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности (корпоративный стандарт тьюторской деятельности).
[2]Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению (корпоративный стандарт тьюторской деятельности).