Четверг
14 ФевПрактика “Образовательное событие «Академический день»”
Наименование тьюторской практики: Образовательное событие «Академический день»
Организация: ООО «РЭЙ эдьюкейшн» // проект Академия RAY (Москва)
Заявитель/ли (ФИО, должность): Буланов Максим Владимирович, образовательный директор проекта Академия RAY
Контактное лицо Буланов Максим Владимирович
Контактный телефон: 89264217739
E–mail: maxim.bulanov@gmail.com
«Академия RAY» – проект внешкольного образования, ведущий работу в трех направлениях:
- поиск и адаптация педагогических технологий и методик обучения, способствующих развитию у подростков навыков 21 века,
- реализация тьюторского сопровождения в рамках и за рамками проекта,
- работа с учителями и специалистами по освоению ими актуальных методик и технологий преподавания.
Проект начал свою работу в октябре 2017 года в Москве, в его ядровой команде 4 участника. За время разработки методик и тестирования предложений публике было проведено 6 мероприятий в жанре «академический день», который представляется на экспертизу, реализованы две проектные «семейные» лаборатории, созданы и запущены в работу три учебных курса, направленных на развитие навыков 21 века («Основы самоопределения», «Цифровые границы», «Импровизариум»). За время существования проекта суммарно в его событиях приняло участие
- >120 детей в возрасте 9-16 лет и члены их семей;
- 21 автор и ведущий занятий и курсов;
- 6 специалистов прошли стажировку на позиции тьютора.
Даты проведения академических дней:
11 ноября 2017, 25 ноября 2017 – без темы
2 декабря 2017 – «Коммуникационные навыки» http://ray-academy.com/event3
9 декабря 2017 – «Социальные навыки» http://ray-academy.com/event4
16 декабря 2017 – «Командная работа» http://ray-academy.com/event5
23 декабря 2017 – «Новогодний академический день»
Базовые теоретические положения в основе практики
В своей работе мы опираемся на определенные образовательные теории и принципы, которые мы постарались кратко и доступно описать в этой части документа. Мы выбрали именно эти теории и принципы, потому что все они ставят в центр образовательного процесса ребенка, его интересы и запросы, а также учитывают специфику современного мира: развитие новых технологий, изменившиеся запросы работодателей, возрастающую мобильность и другие.
Навыки 21 века
Работа Академии RAY основана на теории навыков 21 века. Мы считаем, что для успешной самореализации в личной, профессиональной и академической сферах необходимо развивать целый ряд практических навыков: критическое и креативное мышление, цифровая и технологическая грамотность, навыки коммуникации и коллаборации, гибкость ума, инициативность, продуктивность и лидерские качества. В каждый курс Академии RAY должно быть заложено развитие нескольких навыков. При разработке курса мы советуем использовать «обратный метод» [1], то есть отталкиваться не от контента, а начинать с определения результатов, которые студенты курса должны достигнуть, пройдя курс, и навыков, которые они должны развить. После этого можно приступать к разработке системы оценивания и конкретных материалов курса, заданий и активностей или, иначе говоря, средств для достижения намеченных результатов[2].
Коннективизм — образовательная теория, учитывающая специфику современного цикла жизни информации, который становится все короче: возникновение, хранение, использование, актуализации и устаревание информации происходит быстрее за счет новых технологий. Согласно коннективизму в цифровом мире информация хранится в самых разных источниках, поэтому один из самых важных навыков в наши дни — это способность находить точную информацию в разных источниках, связывать их в единую сеть и выстраивать связи между сообществами, которые являются носителями знаний, экспертизы и информации.
Что это значит для Академии RAY? На самом деле эта образовательная теория напрямую связана с принципом Connected Learning. Речь идет об образовательной экосистеме, которая учитывает все богатство образовательных активностей на местном и международном уровне, а также онлайн. При формировании курса важно дать студентам как можно более широкий доступ к источникам информации и выстроить между ними связи, чтобы прийти к более широкой картине. Например, если курс посвящен городскому пространству, то важно интегрировать в него таких игроков как архитектурная школа МАРШ, статьи на ArchDaily и работу с местными экспертами. Это можно сделать, интегрируя этих игроков в плейлисты[3].
Теория множественного интеллекта
В этой теории нас интересует тот аспект, согласно которому каждый студент индивидуален и все учатся по-разному, имея определенный набор методов обучения, которые наиболее эффективны для каждого отдельного человека. Грубо говоря, кто-то учится лучше, читая, слушая, двигаясь, взаимодействия с людьми, мастеря, анализируя информацию и так далее. Основной посыл теории — нельзя всех учить одинаково, используя стандартизированное решение. Автор этой теории Говард Гарднер выделил 8 типов интеллекта (или стилей обучения)[4]. Что эта теория подразумевает на практическом уровне? Использования разных типов материалов, активностей и методик, чтобы каждый студент смог использовать стили обучения, которые работают именно в его случае:
Разные материалы: изображения, аудио- и видеозаписи, тексты, устные дискуссии.
Разные форматы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Постановка разных задач: на логическое мышление, исследования, проектная работа, работа в “поле”.
Описание практики индивидуализации/индивидуализации и тьюторства
Разберемся в терминах
Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуализацию образования. Эта профессия зародилась в Средние Века, в университетах Оксфорд и Кембридж. В то время эти университеты представляли собой города, в которых одновременно существуют несколько колледжей и самостоятельных преподавателей, предлагающих свои программы обучения. Молодой человек приезжал в Оксфорд получать образование, но сталкивался с двумя ключевыми проблемами: доказать уважаемым людям серьезность своих намерений в учебе и определиться самому, чему он собирается учиться.
Тьюторское сопровождение – процесс взаимодействия педагога и учащегося по определению профиля и образовательных целей учащегося, поиску ресурсов для обеспечения реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) учащегося и непосредственному сопровождению движения учащегося по ИОП.
Суть работы тьютора
Тьютор – педагог, работающий в контексте открытого образования, то есть когда нет общеустановленной, стандартной ситуации. Обычно, в средней школе учащимся предлагается осваивать общеобразовательную программу, разработанную по единому стандарту. Преподаватель составляет учебный план, единый для всего класса, и фиксирует его в своем календарно-тематическом плане. Набор методов, количество часов, отведенное на каждую тему – фиксированное, из-за чего получается ситуация, в которой каждый учащийся вынужден подстраиваться под разработанную программу.
Тьютор – фигура из личностно-ориентированной педагогики, работает в логике антропологического подхода. Это означает, что обучение, или точнее – процесс учения, рассматривается как мощный ресурс для развития человека, и его индивидуализации, то есть становления индивидом.
Тьютор сопровождает учащегося в его выборах и обеспечивает на своих консультациях пространство «остановки» или «рефлексивной паузы», чтобы учащийся лучше понимал, как он учится и мог проектировать свои дальнейшие выборы эффективнее. Подобную систему мы можем встретить в кейсе School Of One, где группа учителей математики обеспечила насыщенную и разноуровневую образовательную среду, а специально разработанная электронная платформа помогает учащемуся рефлексировать свое обучение и корректировать свои учебные стратегии.
Принципы, которым следует тьютор в рамках Академического дня:
- личностно-ориентированный характер преподавания;
- практическая направленность содержания и способов совместной деятельности;
- активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
- рефлексивность;
- вариативность (разнообразие) образовательных программ — содержание образования должно отражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;
- принцип поддерживающей мотивации.
Структура Академического дня
Академический день – однодневное событие, проходящее в выходной день. Ниже вы можете видеть типичную структуру расписания такого дня на примере апрельского Академического дня, посвященного «цифровой грамотности».
Зона | Арена | Чулан Цезаря | У окна | У камина |
11:30 | Регистрация гостей | |||
12:00 | Старт поп-ап академии + планирование маршрутов на день | |||
12:40 – 14:00 | Полина Костылева
Bидеоблог: инструкция к применению |
Кристина Прудникова
Инфографика |
Тема уточняется | Зона отдыха и co-learning space |
14:00 – 14:30 | Обед | Обед | ||
14:30 – 15:50 | Леша Ница
Интерактивные прототипы: как воображение перенести в реальность |
Аня Игнатенко
Форматы и жанры медиа |
Тьюторская сессия | Зона отдыха и co-learning space |
15:50 – 16:00 | Перерыв | Перерыв | ||
16:00 – 17:20 | Сергей Афанасьев
Медиапланирование |
Олег Комаров
Видеоарт |
Все учат всех | Зона отдыха и co-learning space |
День начинается с микрогрупповых тьюториалов, на которых тьюторы работают с участниками, обсуждая расписание и личный опыт детей относительно заявленной темы.
В процессе подготовки такого дня, выбрав тему дня «цифровая грамотность», команда проекта работает с ведущими мастер-классов и мастерских над созданием сценариев. Проанализировав материалы международных проектов, занимающихся развитие цифровой грамотности, мы выявляем ряд методом и приемов, использование которых на занятии позволяет утверждать, что у участника появляется возможность развить в себе навыки цифровой грамотности.
По факту, цифровая грамотность – сумма информационной, медиа и технологической грамотности. Расшифровка ЦГ дается преподавателям с целью помочь им разработать занятия, стимулирующие ее развитие у учащихся.
Когда преподаватели подготовили сценарии занятий, тьюторы, которые будут работать на Академическом дне, знакомятся с ними и составляют вопросы для интервью с микрогруппами участников для начала дня. Вместе с тем в тетрадь-навигатора участника делается вкладка, расшиваовывающая значение «цифровой грамотности», дается расписание дня с указанием, на каком занятии какие навыки (не только ЦГ) возможно развить или применить, дается информация о преподавателе и его фотография.
День начинается с минитьюториалов, чтобы помочь участникам сориентироваться в расписании и составить примерный маршрут на день. Каждый участник фиксирует в своем навигаторе этот маршрут и указывает мотив, которым он руководствуется (понравился преподаватель, понравилась тему, хочется развить навык, и тому подобное).
Каждый участник волен приходить и уходить с занятия в нужный ему момент, каждый участник может пойти в зону свободного общения и заниматься своими делами или ничего не делать. Обычно в такой зоне есть дежурный тьютор, который заводит разговор с участников и помогает ему найти мотив участия в каким-либо событии (вплоть до того, чтобы ребенок инициировал свое дело в рамках дня и позвал других детей).
По итогам каждого занятия преподаватель и тьютор вместе с детьми проводят процедуру отметок – в навигатор участника клеятся специальные наклейки, обозначающие, какой навык он смог проявить на занятии. Таким образом, за день участник собирает свою собственную «карту прокачки» и размышляет над тем, как он прожил этот день.
В конце дня все участники собираются за чаем с тьюторами и в открытом диалоге обсуждают, как прошел день, фиксируя, что хотелось бы делать дальше, какие идеи воплотить, каким делом заняться в течение недели.
В целом, мы видим развитие позиции тьютора в рамках деятельности всего проекта Академии RAY, то вслед за работой на Академическом дне тьютор будет работать в трех возможных направлениях, когда модель Академии достроится и будет состоять из собственного пространства, набора модульных курсов и системы профайлинга студентов. Возможные направления:
- академическое тьюторство (анализ учебного стиля // сопровождение учебной деятельности учащегося – на материале курсов RAY Academy),
- индивидуальное тьюторство (сопровождение учащегося в открытом образовании: профайлинг, выбор предмета сопровождения, планирование индивидуальной образовательной программы, сопровождение),
- образовательная навигация (анализ профиля учащегося, определение интереса и сборка рекомендация для образовательного маршрута).
[1] backward design: http://info.shiftelearning.com/hs-fs/hub/159642/file-2336121470-png/B4_Backward_Design02.png?t=1502396259564
[2] Partnership for 21 Century Learning: http://www.p21.org/
Backward Design and Backward Course Design: https://educationaltechnology.net/backward-design-understanding-by-design/
[3] Джордж Сименс, Коннективизм, образовательная теория для цифровой эпохи: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm
Коннективизм и открытое образования: http://geoffcain.com/blog/connectivism/connectivism-and-open-education
[4] Multiple Intelligences: http://www.tecweb.org/styles/gardner.html
Multiple Intelligences Theory: http://www.institute4learning.com/resources/articles/multiple-intelligences/
Howard Gardner Discusses Multiple Intelligences: https://www.youtube.com/watch?v=8N2pnYne0ZA