Практика «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ»
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Практика «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ»

Практика «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ»

Аннотация на практику индивидуализации и тьюторства, реализуемую в открытом образовании «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ» Охотиной Софьей Владимировной.

г. Владивосток

Контактный телефон: +7 914 703 9077

E-mail: okhotina@list.ru

 

Автор практики является матерью подростка с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ), по базовому образованию биолог, преподавал микробиологию и иммунологию в Тихоокеанском государственном медицинском университете, с 1 сентября 2018 года после окончания магистратуры «Тьюторское сопровождение в образовании» в Дальневосточном федеральном университете работает тьютором в Международной лингвистической школе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Цель практики «Тьюторское сопровождение личностно-профессионального самоопределения подростков с ОВЗ» – апробация применения картирования и нарратива в сопровождении процесса формирования образа профессионального будущего у подростка с ОВЗ для организации рефлексии в данном процессе.

Подросток болен с детства. Официальный диагноз: компенсированная форма детского церебрального паралича (ДЦП), правосторонний тетрапарез, логоневроз. Задержка психоречевого развития (ЗПР).

Этапы сопровождения процесса формирования Образа будущего как ориентира собственной образовательной деятельности следующие.

  1. Проведение диагностики своих желаний, способностей, необходимости деятельности с использованием «Карты моих возможностей» по методике к.п.н., доцента ДВФУ Т.И. Боровковой.
  2. Создание по результатам диагностики карты внутренних и внешних ресурсов и возможных шагов к обозначенным целям.
  3. Описание ресурсной карты методом кейс-нарратива по приведенному выше авторскому алгоритму с выходом в возможный Образ будущего.
  4. Рефлексия совершенных шагов, анализ расширения среды своих ресурсов, фонда своих «хочу» и «могу».

В ходе составления ресурсной карты, при поддержке тьютора, подростком проводится анализ собственных приращений в фонде своих желаний «хочу», формулируются жизненные цели, происходит переосмысление фонда возможностей «могу»; проектируются собственные шаги по направлению к цели.

Через построение нарратива актуализируются мотивация подростка к профессиональному самоопределению, осмыслению своих интересов и возможностей, потребность к расширению интеллектуально-познавательной сферы, преодолению своих затруднений в коммуникации и действиях. Результат сопровождения отражает нарративный дневник, в котором молодой человек анализирует опыт прошлого и, проживая настоящее, предлагает проектные шаги для достижения своих целей. Образ будущего в нарративе: подросток – «профессиональный монтажер, оператор и режиссер документально-исторического кино, выпускник ВГИК, великий кинематографист».

Результаты практики свидетельствуют, что в ходе сопровождения с использованием ресурсной карты и нарративного метода подростку с ОВЗ удалось прописать Образ своего Будущего как смысловой ориентир собственной деятельности с описанием возможностей и проектных шагов продвижения к цели. Сегодня подросток уверенно движется к созданному образу, поступил в колледж сервиса и дизайна ВГУЭС после окончания 11 класса обычной школы, активно реализует проектные идеи в городе Владивостоке.

Подросток встречает поддержку своих инициатив со стороны сопровождающего, обретает веру в себя и свои силы.

На основе нарратива автором разработаны упражнения, работающие на формирование образа профессионального будущего, которые были успешно апробированы как в инклюзивной тьюторской практике при сопровождении формирования образа будущего у подростка с ОВЗ, так и студентов 1-2 курсов медицинского вуза.

Автор в описании практики убедительно показывает, как с помощью картирования и метода нарративного интервью организована рефлексия, что помогает строить практику на основе принципа индивидуализации в ракурсе концепции «заботы о себе», развития экологичного мышления и формирования «Образа Будущего».

Охотина С.В. часто делится опытом реализации идей и методов, заложенных в данной практике, на конференциях, семинарах, в том числе, выездных. Ею опубликованы 4 статьи с описанием данной практики.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости