Четверг
5 АвгАннотация технологии индивидуализации образования и тьюторства «Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»
Автор: Маркова Надежда Федоровна, тьютор «26КАДР» г. Москва.
Данная технология начала складываться с 2017 года в рамках Просветительского профриентационного проекта «Профессиональная среда» Департамента образования и науки города Москвы. Данная технология должна была помочь подростку на основании своих индивидуальных предпочтений, возрастных и иных особенностей, самостоятельно определять и ориентироваться в многообразии мира профессий и определять свое движение.
Основной осваиваемый вид деятельности участников сопровождения:
- рефлексивная деятельность;
- осуществление выбора (как вид деятельности, который осуществляется по критериям, который определяет тьюторант).
Данная технология базируется на создании условий для практикования разного вида выбора: от выбора тьютора до выбора стажировки и проектирования следующих шагов.
Технология относится к практике выбора, когда тьюторант учится выбирать из доступных ему альтернатив на основании значимых для него критериев. Важно акцентировать внимание тьюторанта на его способах выбора.
В ходе реализации технологии на базе ГБПОУ «26 КАДР» в 2018 году куратор Юго-восточного округа Департамента образования и науки города Москвы Печеная Анна Сергеевна (в настоящее время Директор Колледжа №26) отметила, что элементами технологии сопровождения должны владеть классные руководители школ, чтобы работа по профессиональному сопровождению была системная и качественная. По итогам обсуждения было принято решение создать новый проект, который в рамках государственной работы «Профсреда школам» получил финансирование Департамента образования и науки города Москвы.
Технологический цикл сопровождения состоит из 8 этапов:
- Актуализация темы выбора через обсуждение, выбор тьютора.
- Развитие представлений о себе, через использование тьюторских инструментов и психологического тестирования.
- Развитие представления о мире профессий, через исследование по нормативной структуре деятельности человека по Г.П. Щедровицкому, групповые тьюториалы, квест.
- Прохождение отбора на выбранную стажировку, через написание мотивационного резюме. На этом этапе также происходит постановка целей на стажировку.
- Прохождение стажировки, в процессе которой происходит индивидуальное сопровождение.
- Рефлексия результатов сопровождения, которая проходит в формате защиты.
- Постановка новых целей и подбор необходимых ресурсов для их реализации.
- Решение о дальнейшем тьюторском сопровождении, которое может проходить в формате вопрос-ответ в WhatsApp чате с тьютором или индивидуальное тьюторское сопровождение.
Чтобы реализовать все эти шаги необходима команда тьюторов, которые имеют представления о теоретических основах профессионального самоопределения, а также разделяют принцип индивидуализации и ценность самоопределения.
«Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников» была подана на экспертизу для получения статуса МТА как технологии индивидуализации и тьюторства. Технология успешно прошла открытую экспертизу практик индивидуализации и тьюторства на соответствие статуса МТА в рамках V Межрегиональной конференции «День тьютора» в Удмуртской Республике» (апрель 2021 года) Федеральными экспертами МТА были: Ковалева Т.М, (Москва), Боровкова Т.И.( г. Владивосток)