Аннотация технологии индивидуализации образования и тьюторства «Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Технологии тьюторского сопровождения / Аннотация технологии индивидуализации образования и тьюторства «Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»

Аннотация технологии индивидуализации образования и тьюторства «Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»

Автор: Маркова Надежда Федоровна, тьютор «26КАДР» г. Москва.

Данная технология начала складываться с 2017 года в рамках Просветительского профриентационного проекта «Профессиональная среда» Департамента образования и науки города Москвы. Данная технология должна была помочь подростку на основании своих индивидуальных предпочтений, возрастных и иных особенностей, самостоятельно определять и ориентироваться в многообразии мира профессий и определять свое движение.

Основной осваиваемый вид деятельности участников сопровождения:

  • рефлексивная деятельность;
  • осуществление выбора (как вид деятельности, который осуществляется по критериям, который определяет тьюторант).

Данная технология базируется на создании условий для практикования разного вида выбора: от выбора тьютора до выбора стажировки и проектирования следующих шагов.

Технология относится к практике выбора, когда тьюторант учится выбирать из доступных ему альтернатив на основании значимых для него критериев. Важно акцентировать внимание тьюторанта на его способах выбора.

В ходе реализации технологии на базе ГБПОУ «26 КАДР» в 2018 году куратор Юго-восточного округа Департамента образования и науки города Москвы Печеная Анна Сергеевна (в настоящее время Директор Колледжа №26) отметила, что элементами технологии сопровождения должны владеть классные руководители школ, чтобы работа по профессиональному сопровождению была системная и качественная. По итогам обсуждения было принято решение создать новый проект, который в рамках государственной работы «Профсреда школам» получил финансирование Департамента образования и науки города Москвы.

Технологический цикл сопровождения состоит из 8 этапов:

  1. Актуализация темы выбора через обсуждение, выбор тьютора.
  2. Развитие представлений о себе, через использование тьюторских инструментов и психологического тестирования.
  3. Развитие представления о мире профессий, через исследование по нормативной структуре деятельности человека по Г.П. Щедровицкому, групповые тьюториалы, квест.
  4. Прохождение отбора на выбранную стажировку, через написание мотивационного резюме. На этом этапе также происходит постановка целей на стажировку.
  5. Прохождение стажировки, в процессе которой происходит индивидуальное сопровождение.
  6. Рефлексия результатов сопровождения, которая проходит в формате защиты.
  7. Постановка новых целей и подбор необходимых ресурсов для их реализации.
  8. Решение о дальнейшем тьюторском сопровождении, которое может проходить в формате вопрос-ответ в WhatsApp чате с тьютором или индивидуальное тьюторское сопровождение.

Чтобы реализовать все эти шаги необходима команда тьюторов, которые имеют представления о теоретических основах профессионального самоопределения, а также разделяют принцип индивидуализации и ценность самоопределения.

«Технология тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников» была подана на экспертизу для получения статуса МТА как технологии индивидуализации и тьюторства. Технология успешно прошла открытую экспертизу практик индивидуализации и тьюторства на соответствие статуса МТА в рамках V Межрегиональной конференции «День тьютора» в Удмуртской Республике» (апрель 2021 года) Федеральными экспертами МТА были: Ковалева Т.М, (Москва), Боровкова Т.И.( г. Владивосток)

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости