Среда
22 МайТьюторство в российских вузах выходит на международный уровень!
Благотворительная организация «Оксфордский Российский Фонд» («Oxford Russia Fund», http://oxfordrussia.ru/), основанный в 2005 году группой выпускников Оксфорда при поддержке канцлера университета, уже более 14 лет активно содействует развитию высшего образования в Российской Федерации. Сейчас под эгидой ОРФ студенты-гуманитарии из 20 университетов, представляющих разные регионы России, ежегодно получают возможность участвовать в конкурсе на получение именных стипендий Фонда. Направленность Оксфордского Российского Фонда на содействие развитию именно гуманитарного образования и социальных наук учредители поясняют так: роль, которую гуманитарии играют в современном мире стремительно растёт, в то время как большая часть международных фондов и грантодателей по-прежнему ориентируется на сферу естественных наук и бизнес-исследования. Такая гуманиатрно-ориентированная деятельность не могла не привести Фонд к заинтересованности в развитии тьюторских антропопрактик, что совсем недавно воплотилось в реальном международном проекте: в 2018 году ОРФ в сотрудничестве с Межрегиональной тьюторской ассоциацией предложил российским университетам провести первый в истории Фонда масштабный пилотный стипендиальный конкурс «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика». Новая стипендия ОРФ будет направлена на поддержку перспективных тьюторских проектов на 2019-2020 учебный год.
Заявки на участие в конкурсе были поданы 12 университетами – партнёрами ОРФ, пять из которых вышли победителями по решению комиссии, состоящей из представителей Фонда и экспертов МТА. Итоги конкурса были подведены 28 января 2019 года, стипендии на развитие тьюторства получат:
- Иркутский государственный университет
- Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Томский государственный университет
- Южный федеральный университет
Поздравляем победителей и желаем тьюторских успехов и достижений!
Следующим этапом реализации пилотного проекта ОРФ «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика» стала конференция «Тьютор в российском университете. Роли, возможности, перспективы», которая состоялась в Москве с 27 февраля по 2 марта 2019 года. В ней приняли участие команды инициаторов тьюторского движения из университетов, вошедших в пятерку победителей. Инновационный характер и масштаб инициативы Оксфордского Российского Фонда был выражен в насыщенной и креативной программе конференции (куратор Максим Буланов – руководитель московского отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, магистр педагогики). Всем участникам запомнились интенсивные и провоцирующие на неординарность взаимодействия комбинации аналитических, проектных и даже игротехнических форматов. В создании мотивирующего пространства действия участников важную роль сыграли интерьер-дизайн с выставочной программой и динамика визуальных и аудиопрезентаций.
В результате конференция очень эффективно объединила экспертное знание и реальный практический опыт участников в новой для российского высшего образования зоне – тьюторском сопровождении студентов. Ведущие эксперты в области тьюторского сопровождения студентов высказали свои суждения о современном состоянии тьюторства в российских вузах, обсудили замыслы и перспективы новой масштабной программы ОРФ, разработали условия степендиального конкурса и критерии отбора будущих степендиатов.
Плодотворным был совместный сбор и анализ актуальной информации о тьюторских практиках, их сопоставление с зарубежными тьюторскими традициями и моделями, обозначение наиболее актуальных научно-образовательных, педагогических, психологических, административно-организационных, экономических, коммуникационных и иных проблем, которые пока не позволяют занять тьюторству достойный статус в российском вузе. Особенно продуктивно команды при поддержке опытных модераторов отработали и представили перспективные модели своих собственных авторских программ тьюторского сопровождения.
Очень интересной и содержательной получилась дискуссия о философских, исторических и культурных аспектах российской специфики тьюторского сопровождения студентов. Ключевыми докладчиками экспертной конференции стали Татьяна Михайловна Ковалева (д.п.н., профессор МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации), Ирина Аполлоновна Колесникова (д.п.н., Санкт-Петербург), Виктор Раульевич Имакаев (д.филос.н, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Регионального института непрерывного образования ПГНИУ), Наталья Николаевна Красовская (начальник отдела индивидуализации образования, старший преподаватель Liberal Arts College Института общественных наук РАНХиГС).
В числе прочего предметами принципиальной профессиональной дискуссии стали такие проблемы как статус и роль тьютора в современном университете, вопросы профессиональной тьюторской этики, форматы состыковки тьюторских практик с учебными и организационными процессами. Сравнение оксфордской и российской моделей тьюторства стало серьёзным поводом к более детальной проработке возможностей профессионального тьюторства для модернизации российских университетов, их продвижения в сторону индивидуализации образовательных траекторий и создания необходимой для этого “избыточности” образовательной среды.
Существенный вклад в повышение градуса обсуждения внесли приглашённые выпускники и тьюторанты Оксфорда Владимир Багаев (директор Издательской группы «Закон», заместитель главного редактора журнала «Вестник экономического правосудия», приглашенный преподаватель МВШСЭН) и Олег Харитонов (магистр права юридического факультета Оксфордского университета, адвокат Адвокатской палаты Москвы, член Королевского института арбитров, Великобритания).
Важной задачей конференции, которую успешно выполнили команды университетов-победителей конкурса, явилась экспертная разработка основных позиций, имеющих принципиальное значение для российских моделей тьюторства, включающих как уже ставшие традиционными адаптационные тьюторские практики для студентов «на входе» в образовательный процесс, так и форматы участия студентов в проектных и исследовательских программах, навигация в возможностях внешних (за пределами университета) ресурсах образовательного и профессионального развития, сопровождение самоопределения в карьерных замыслах и приобретении коммуникативного опыта в профессиональном сообществе.
Кроме расстановки основных приоритетов и определения перспектив развития тьюторских практик в российских вузах, итогом конференции стали рекомендации по формулированию основных положений конкурса «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика», проведение которого ОРФ запланировал на апрель – декабрь 2019 года. Ещё одним из самых важных результатов масштабного международного тьюторского проекта уже сейчас можно считать налаживание межвузовских связей и выработку общего языка для формирования профессиональной тьюторской позиции в вузовском сообществе.
Участники конференции сделали ещё один важный шаг в направлении развития института тьюторства, как одного из наиболее действенных факторов становления студентоориентированного образования. Следующим шагом обсуждения проблем тьюторства в российских университетах запланирована конференция, подводящая итоги первого практического этапа совместной программы ОРФ и МТА в пяти российских университетах. Это событие намечено на конец ноября – декабрь 2019 г.