В ДВФУ состоялись предзащиты иностранных студентов тьюторской магистратуры
 /  Сопровождение иностранных студентов / В ДВФУ состоялись предзащиты иностранных студентов тьюторской магистратуры

В ДВФУ состоялись предзащиты иностранных студентов тьюторской магистратуры

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Департамент психологии и образования

ГАО ЛУ
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки 44.04.02
Психолого-педагогическое образование
магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании»

г. Владивосток
2019

Введение
Актуальность темы исследования
В современном мире инклюзивное образование все больше актуализируется и предполагает организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка, независимо от физического и психического развития.
Важным вопросом образования детей с особенностями является расширение возможностей социализации учащихся, необходимые для включения каждого ребенка в общество, предоставляя равные права на получение образования всех детей без исключения. Для реализации этих прав необходима разработка нормативно-правовой базы на государственном уровне. Необходимы не только изменения в структуре и работе образовательных организаций, но также изменение сознания педагогов, родителей учащихся и в целом изменения отношения общества к инвалидам.
Сегодня развитие инклюзивного образования становится актуальным и для Китая. Инклюзивное образование в Китай пришло с Запада (после принятия в 1994 году в Испании Саламанской декларации на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной ЮНЕСКО и закрепившей принципы инклюзивного обучения) и возникло в результате столкновения и интеграции культур. Этот вид образования укоренился в уникальной культуре Китая, адаптируясь к традиционному образованию, и постепенно в Китае зародилась теория инклюзивного образования [1]. Традиционной культуре Китая свойственно осторожное отношение ко всему, что может нарушить имеющуюся стабильность. Поэтому любое отклонение от привычного воспринимается обществом как попытка дестабилизации и либо адаптируется культурой, принимаясь как вариант известного, либо изгоняется за пределы.
В Китае, на протяжении многих столетий, люди с ограниченными
возможностями не только не могли получить образования, но и жили в полной изоляции от общества, и допустимый формат общения с такими людьми традиционно предполагал полную изоляцию.
Сегодня права на обучение лиц с ограниченными возможностями регулируются «Законом об охране инвалидов КНР», «Положением об образовании инвалидов», Конституцией КНР, «Законом об образовании КНР», «Законом об обязательном образовании КНР». Высший законодательный акт, определяющий политику совместного обучения, – это Конституция КНР, где в статье сорок пять главы второй сказано: «Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования» [2]. Государственный совет по вопросам образования и других ведомств КНР во «Мнении о некоторых вопросах реализации специального образования» в сентябре 1986 года установил способы получения образования детьми с ограниченными возможностями.
После принятия в 1994 году положения «О внедрении методов интегрированного обучения в работе по развитию малолетних детей с ограниченными возможностями» практика интегрированного обучения получила широкое распространение по всему Китаю и стало новым этапом проведения реформ в образовании. Метод интегрированного обучения должен был способствовать снятию дефицита образовательных возможностей для детей с ограниченными возможностями посредством интегрирования особых детей в обычный образовательный процесс и как следствие роста толерантности по отношению к инвалидам и дальнейшее интегрирование их в социальную жизнь. Однако на сегодняшний день показателем успешности китайских школьников являются экзаменационные оценки. Требования, предъявляемые к учащимся, не предусматривают умственные и физические особенности детей.
В связи с тем, что уровень развития экономики Китая на западе и востоке страны очень разный, уровень развития общего образования тоже различается.
В последние годы в Китае ежегодная рождаемость детей с ОВЗ на 5% выше, чем в предыдущие, поэтому развитие инклюзивного образования в стране становится очень важной проблемой.
Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Китая, инклюзивное образование все еще отстает в своем развитии от европейских стран, где люди с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества.
В связи с этим нами выделены следующие противоречия:
– между имеющейся нормативной базой, направленной на социальную защиту детей с ОВЗ в Китае и отсутствием конкретных программ по развитию инклюзивного образования, востребованных обществом;
– между декларированием приоритетности инклюзивного образования и преобладанием специализированных учебных заведений с адаптированной средой, чьи аудитории и корпуса надежно отгораживают обычных людей от людей с ограниченными возможностями;
– между необходимостью введения инклюзивного образования и неизменным традиционным восприятием определенной частью общества лиц с ограниченными возможностями;
В соответствии с выявленными противоречиями нами сформулирована
проблема развития инклюзивного образования в Китае.
Следовательно, тема нашего исследования: «Развитие инклюзивного образования в Китае»
Объект исследования: процесс развития инклюзивного образования в Китае
Предмет исследования: особенности развития инклюзивного образования в Китае.
Цель исследования: изучение особенностей развития инклюзивного образования в Китае.

Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научных источников, раскрывающий феномены «инклюзия», «инклюзивное образование», «дети с ОВЗ».
2. Определить сущность инклюзии в системе образования Китая.
3. Выявить особенности развития инклюзивного образования в Китае.
4. Разработать теоретическую модель развития инклюзивного образования в Китае.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов китайских школ по работе с детьми с ОВЗ на основе тьюторского сопровождения.
Гипотеза исследования: развитие инклюзивного образования в Китае будет более успешным при следующих условиях:
• если будут выявлены трудности и особенности процесса развития инклюзивного образования в Китае, которые будут учитываться при реализации программ инклюзивного образования;
• если развитие инклюзивного образования в Китае будет осуществляться на основе современной нормативной базы, направленной на развитие программ инклюзивного образования и внедрение их в систему образования Китая на всех уровнях.
Положения, выносимые на защиту:
• теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае;
• методические рекомендации для педагогов китайских школ по работе с детьми с ОВЗ на основе тьюторского сопровождения.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, психологической и философской литературы;
– эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов инклюзивного образования.
Теоретической основой исследования послужили исследования по философии, педагогике и психологии.
Теоретическая значимость исследования:
Разработана теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае с учетом его особенностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы данного исследования и научно-методические рекомендации могут быть использованы преподавателями, тьюторами, преподавателями с тьюторской позицией для построения развития инклюзивного образования в Китае .
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (декабрь 2017 г. – ноябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная литература по избранной теме, выявлялись противоречия, формулировалась проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (декабрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась экспериментальная работа, определялись стратегии оценивания и самооценивания индивидуального прогресса детей с ОВЗ в процессе включения инклюзивного образования в Китае; разрабатывалась теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае.
На третьем этапе (март 2019 г. – июнь 2019 г.) осуществлялись анализ и обобщение результатов, оформление теоретических и практических материалов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Базой исследования является МБОУ СОШ № 63, г. Владивостока с углубленым изученим китайского языка; Инклюзивное учреждение «Надежда» провинции Цин Хай на западе Китая.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Департамент психологии и образования
ЛО ЯНЛИН
Картирование как способ рефлексии для преодоления затруднений в учёбе у иностранных студентов федерального университета

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки 44.04.02
Психолого-педагогическое образование
магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании»

г. Владивосток
2019
Введение

Актуальность исследования. В XXI веке с появлением экономической и культурной глобализации, современное образование отражает тенденцию сотрудничества. Уровень образования во всех странах также постоянно повышается. Число магистратур также увеличивается, особенно в Китае и России.
Как можно наблюдать за последние годы, на обучение в российских вузах в Китае есть свой постоянный растущий спрос. Он стимулируется интенсивно развивающимся двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих техническими, экономическими, юридическими специальностями, а также русским языком. Также можно наблюдать и чистый интерес к самой России, стране с яркой самобытной культурой, чья историческая судьба тесно переплетена с Китаем. Иные китайские студенты хотят получить вузовский диплом, который может помочь им найти работу в условиях, когда молодёжь со средним и высшим образованием страдает от безработицы.
Современная магистратура – значимый элемент непрерывного образования, однако феноменология данного уровня образования раскрыта недостаточно полно.
Итак, проблемы обучения магистрантов, требующие особого внимания. Конечно, каждый человек будет испытывать трудности в обучении в течение определенного периода своей карьеры, что приведет к особой рефлексии в образовании. Особенно иностранные студенты столкнутся с различными трудностями за рубежом.
Проблема исследования.
Уровень образования во всех странах постоянно повышается. Число магистратур увеличивается. Итак, проблемы обучения иностранных магистрантов, требующие особого внимания, – это трудности обучения и адаптации. Каждый человек будет испытывать трудности в обучении в течение определенного периода, что приведет к особой рефлексии в образовании. «Трудности» – ключевой феномен моего исследования. Особенно иностранные студенты, как и я сама, столкнутся с различными трудностями при обучении в университетах России.
Например:
Язык Для большинства иностранных, которые учатся в России, это самая главная трудность! Они в достаточной мере владеют русским языком, но для них очень сложно выразить и высказать свою мысль на научном языке.
Общение Иностранные студенты часто общаются со своими гражданами из Китая в обыденной жизни, но редко устанавливают дружбу с местными жителями и русскими студентами, поэтому не имеют социальной практики.
Жизнь
Внешние и внутренние привычки совершенно разные, что требует от китайских студентов способности к самообслуживанию, способности самоконтроля, психологических способностей и независимости.
Иностранцы всё ещё могут быть подвергнуты дискриминации в другой стране. Иногда они чувствуют себя одинокими в другой стране.
Культура каждой страны различны. Это трудно для адаптации иностранцев.
Учёба
Профессиональные занятия сложны, там много незнакомых терминов, их трудно понять и трудно точно найти в интернете.
Специальные абстрактные профессиональные знания, очень трудно выразить.
Занятия по времени слишком длинные, трудно в течение длительного времени сосредоточить внимание.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:
– между растущим интересом к обучению в российских вузах у студентов из КНР и отсуствием системы сопровождения и поддержки иностранных студентов во многих вузах России;
– между возрастанием значения тьюторского сопровождения в ДВФУ (программа поддержки русскоязычных высокобалльников AEHE) и отсутствием системы тьюторского сопровождения иностранных студентов в рамках университета.
Актуальность проблемы исследования, выявленные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования «Картирование как способ рефлексии для преодоления затруднений в учёбе у иностранных студентов федерального университета».
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения иностранных студентов федерального университета.
Предмет исследования: метод картирования как способ тьюторского сопровождения и средство преодоления трудностей у иностранных студентов.
Цель исследования: разработка картирования как способа рефлексии для преодоления затруднений в учёбе у иностранных студентов федерального университета.
Гипотеза исследования: метод картирования как способ рефлексии для преодоления затруднений в учёбе у иностранных студентов федерального университета будет успешным и эффективным, если:
– будут выявлены причины и факторы выбора вуза иностранными студентами, а также их трудности обучения;
– будет разработан и апробирован образовательный модуль по рефлексии как ключевой элемент в преодолении затруднений у иностранных студентов.
Тьютор советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, сопровождает иностранного студента в преодолении трудностей, помогает выстроить взаимодействие с преподавателями, чтобы студенты хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор – ближайший советник студента, оказывает ему помощь в выстраивании индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Картирование (работа с картой) может стать современным дидактическим методом совместной работы преподавателя и студента, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения обучающегося, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды.
Цель исследования позволили сформулировать следующие задачи:
– изучение теоретических основ тьюторского сопровождения иностранных студентов;
– выявление запроса и трудностей иностранных студентов;
– анализ вхождения иностранных студентов в образовательную среду;
– разработка карт как инструмента тьюторского сопровождения иностранных студентов;
– конструирование процесса тьюторского сопровождения
– разработать рекомендации для тьюторов по сопровождению иностранных студентов;
Ожидаемые результаты магистерского исследования:
– будут выявлены запросы и трудности иностранных студентов;
– будет разработана система тьюторских карт как инструментов тьюторского сопровождения иностранных студентов;
– в качестве основной функции тьюторского сопровождения будут рефлексия и картирование;
– результаты исследования будут способствовать развитию индивидуализированного образования иностранных студентов в университете.

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости