МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ LIBERAL ARTS РАНХиГС
 /  Высшее образование / МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ LIBERAL ARTS РАНХиГС

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ LIBERAL ARTS РАНХиГС

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ LIBERAL ARTS РАНХиГС

 

В 2012 году в РАНХиГС открылась инновационная для российского высшего образования программа бакалавриата, основанная на принципах Liberal Arts Education, предполагающая широкий спектр направлений подготовки, выбор основного профиля (major) по окончании первого курса, большое количество элективных дисциплин и практик, трековые дисциплины, выбор дополнительного профиля (minor), окончание бакалавриата с двумя специализациями. К настоящему времени из программы Liberal Arts «вырос» факультет Liberal Arts College, на котором обучается около 1100 студентов, существенно расширен спектр предлагаемых абитуриентам направлений подготовки.

Тьюторство Liberal Arts College является необходимым условием её реализации и представляет собой целостную методически отстроенную модель сопровождения, позволяющую реализовать принцип индивидуализации образования. С сентября 2017 года на факультете Liberal Arts College организован отдел индивидуализации образования, в состав которого входят штатные единицы педагогов-организаторов для трудоустройства специалистов, выполняющих тьюторские функции.

Сложившаяся к настоящему времени модель тьюторского сопровождения Liberal Arts задана конструкцией самой программы: необходимость постоянного выбора majors, minors, иностранных языков, междисциплинарных треков, курсовых работ, проектов, практик требует тьюторской поддержки в самоопределении. Логика движения студента по такому образовательному маршруту от поступления на факультет до ВКР определила не только модель тьюторского сопровождения, но и требования к тьюторам, отформатированные под целевые установки каждого структурного блока программы. Таких структурных блока в учебном плане программы три:

  • Общий блок – обязательный для всех студентов независимо от основного профиля подготовки, задаёт рамочную конструкцию всего Liberal Arts и включает базовые гуманитарные и социальные дисциплины, в том числе Критическое мышление, Образовательное ориентирование, Академическое чтение и два иностранных языка.
  • Major – основное направление подготовки (которое будет записано в дипломе гос.образца), выбирается студентами после первого курса. Студент может перевестись на выбранный им major без пересдачи разницы пройденных дисциплин, т.к. первый год для всех одинаков.
  • Minor – дополнительный профиль подготовки, изучается с 5 по 7 семестры параллельно с дисциплинами major и заканчивается защитой итоговой выпускной работы.

Модель тьюторского сопровождения Liberal Arts сформировалась из двух функциональных зон, имеющих свои тематики: 1) личностно-образовательное сопровождение студентов первого курса и 2) профессионально-образовательное сопровождение студентов 2-4 курсов.

Программа тьюторского сопровождения первокурсников на Liberal Arts отстроена под три основные цели: адаптация недавних школьников к вузовской системе образования, развитие soft skills и самоопределение как базовый для тьюторского сопровождения процесс. Тьюторы первого курса работают со всеми студентами, поступившими на программу без первичного запроса, что представляется некоторой проблемой. Однако, многолетние наблюдения не дают оснований менять схему тьюторского сопровождения. Возможно, что сложившаяся практика может со временем стать одним из стандартов системы вузовского тьюторства в инновационных бакалаврских программах.

Режим тьюторского сопровождения первокурсников предусматривает тьюториалы в групповом формате (2 раза в месяц) и индивидуальном (по запросу студента). Инструментарием индивидуального формата тьюторского сопровождения на первом курсе приняты: 1) автобиографическое эссе как работа с ближайшим значимым прошлым (цель – поиск ресурсов развития и определение дефицитов); 2) рефлексивные отчёты по Образовательному ориентированию как работа с осознанностью выбора основного направления подготовки (major); 3) резюме будущего (vision) как работа по формированию первичного замысла будущего образа себя (в том числе – профессионального); 4) «большое» неспециализированное портфолио как сборка всех достижений и заготовка для простройки карьерных замыслов.

Начиная со второго курса, студентам предоставляется возможность принять решение о продолжении тьюторского сопровождения, либо продолжать двигаться в образовательной программе самостоятельно. Основной целью профессионально-образовательного тьюторского сопровождения старшекурсников является профессиональное и карьерное самоопределение студентов, в связи с чем меняются статус и компетенции самих тьюторов: часто это профессионалы, ориентирующиеся как в рынке труда по соответствующему направлению подготовки (major), так и в устройстве образовательной программы настолько хорошо, что могут обеспечить своим тьюторантам очевидную поддержку в карьерном самоопределении. Такие тьюторы пока большая редкость, но на факультете ведётся работа по их подготовке из числа сотрудников факультета/программы. Совместная работа старшекурсника и тьютора по проектированию и поддержке индивидуальной программы развития учитывает необходимость выбора программы дополнительного профиля подготовки minors (который начинается после второго курса), элективных практик, предлагаемых факультетом российских и зарубежных стажировок вне учебного плана, тематик итоговых выпускных работ по minors и ВКР по основному направлению подготовки.

Режим сопровождения старшекурсников по сравнению с младшими студентами корректируется в зависимости от совместно поставленных тьютором и студентами задач. Рекомендуемая норма для групповых занятий – 1 раз в месяц по инициативе тьютора, либо по тематическому запросу студентов, индивидуальные тьюториалы (аудиторно и в дистанционном режиме) – по запросу студентов. Инструментарий сопровождения: 1) индивидуальная программа развития; 2) специализированные портфолио под профессиональные либо карьерные замыслы (обычно это несколько версий); 3) деятельностные пробы, доступные в том числе в официально запланированных практиках, стажировках, а также по запросу студента в индивидуальном порядке. В самой ближайшей перспективе старшим тьюторам Liberal Arts будет предложен к использованию такой инструмент как «Матрица индивидуальных карьерных траекторий: анализ издержек и выгод».

В сопровождении тьюторов в 2017/2018 учебном году находилось 480 первокурсников и около 130 студентов 2 – 4 курсов. Каждый учебный год тьторская команда Liberal Arts требует количественного прироста и качественного обновления. Первым фактором таких изменений является резкий рост набора на программу Liberal Arts, вторым – необходимость ежегодной достройки самой методики тьюторского сопровождения. Оба фактора, несмотря на административно-организационные трудности, можно характеризовать как позитивные, которые наряду с понятными проблемами подбора и подготовки тьюторов дают стимулы к качественным изменениям в отстройке и развитии системы тьюторского сопровождения Liberal Arts.

Обобщая опыт тьюторского сопровождения факультета Liberal Arts College РАНХиГС, можно отметить как основные результаты проекта следующее: 1) создание единой целостной методики сопровождения бакалавров в инновационном формате высшего образования Liberal Arts; 2) разработку институционально вписанной в вузовскую среду модели тьюторства; 3) формирование команды профессионально-подготовленных специалистов, разделяющих ценности тьюторской модели университетского образования и обладающих профессиональным инструментарием индивидуализации высшего образования.

Координатор страницы Высшее образование

Тамара Ивановна Боровкова

Тамара Ивановна Боровкова

Образование:

Место работы:

Должность:

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости