Из опыта реализации модели Тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов бакалавриата МПГУ
 /  Высшее образование / Из опыта реализации модели Тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов бакалавриата МПГУ

Из опыта реализации модели Тьюторского сопровождения профессиональной практики студентов бакалавриата МПГУ

В современной социокультурной ситуации современная система образования Российской Федерации стала объектом реформирования. Изменяется содержание образования, а также появляются новые требования к профессиональной деятельности.

 

Все большее количество педагогов и исследователей приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его самопреобразование и саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной, социальной и профессионально-трудовой практики. При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности. В связи с этим усложняется задача подготовки кадров и профессионализации студентов в учебных заведений. Высокая динамичность современного общества вызывает у человека необходимость проявлять активность во всех сферах жизнедеятельности, а значит, стать «автором своей жизни». Для личности актуальным становится поиск своего пути в образовании и профессии, обретение собственного стиля деятельности, права на индивидуальную траекторию развития. У образования появляются новые задачи, состоящие в создании условий для обретения у студентов личностных смыслов, ценностей и целей своего профессионального развития. Одна из попыток решения такого сложного вопроса и задачи была реализована в Московском Педагогическом Государственном Университете в бакалавриате Института Детства на факультете Начального образования. Опираясь на опыт других Вузов, а также разработок Межрегиональной тьюторской ассоциации и кафедры индивидуализации и тьюторства была разработана модель Тьюторского сопровождения практик студентов в бакалавриате. Модель направлена прежде всего на работу с субъектной позицией студента. Студент должен уметь ставить собственные профессиональные цели, находить и использовать образовательные ресурсы, строить свою профессиональную траекторию. Такие задачи лучше всего решаются на материале профессиональной практики, где студенты впервые сталкиваются с реальными собственными ограничениями. Профессиональная практика дает возможность реализовывать самостоятельное действие студенту, в результате чего практика является очень хорошим материалом для рефлексии.

Модель была разработана для сопровождения студентов во время прохождения практики и решает задачу развития субъектной позиции студента. Для того, чтобы сформировать и развивать субъектную позицию необходимы совершенно другие инструменты, подходы и ресурсы. Сложность реализации данной модели состоит в том, что реализуется она на большое количество студентов. Выход в субъектную позицию требует организации рефлексии и рефлексивных практик для студентов, что в свою очередь определяет требования к инструментарию и средствам работы тьютора на большое количество человек.

Модель была разработана на 4 семестра, принципиальные содержательные этапы определены следующие:

Семестр: работа с представлениями о профессиональной педагогической деятельности

Семестр: сопровождение пробных действий

Семестр: сопровождение реализации профессионального проекта (микрогруппового)

Семестр: сопровождение построения персональных компетентностных профилей студентов.

Работа со студентами

Одним из ваших элементом работы тьютора во время прохождения студентами своей профессиональной практики является создание условий рефлексии:

Целеполагание на день практики:

Студенту необходимо зафиксировать «Личные цели на практику». На каждый день прохождения профессиональной практики студент выполняет ряд заданий, но для того, чтобы параллельно решая учебные задачи, студент мог заниматься собственным развитием и ростом, необходимо, чтобы кроме учебных задач были сформулированы личные цели.

Ожидаемый результат

Способ достижения

Рефлексивная анкета. По завершению дня практики, студент должен заполнить рефлексивную анкету, которая позволяет организовать рефлексию относительно того целеполагания, который студент фиксировал перед прохождением практики. Структура частично повторяет те же элементы, что и процесс «целеполагания на день практики»:

Каков был ваш замысел на этот день практики?

Какой результат вы получили?

Какие трудности вы испытывали при достижении вашего замысла?

Какие предложения по изменению практики у вас есть?

При анализе полученных анкет от студентов мы выделили следующую типологию замыслов, трудностей и запросов:

Личностно-профессиональный

Теоретический

Навыковый

Организационно-инфраструктурный

Такая типологизация трудностей, запросов и замыслов позволяет тьюторам организовывать свои тьюториалы и работу со студентами, понимая их зону актуального развития.

Тьюторская группа МПГУ – Довбыш С.Е. – руководитель тьюторской группы,

тьюторы: Алатов М.И., Казакова Ю.В., Янонис М.А

Координатор страницы Высшее образование

Красовская Наталья Николаевна

Красовская Наталья Николаевна

krasovskaya.n@gmail.com

Образование:

  • Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского, Саратов Биологический факультет, отделение психологии. Психолог, преподаватель психологии
  • Поволжская академия государственной службы (ПАГС) Аспирантура по специальности «Социальная философия»
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва Факультет государственного управления. Магистр менеджмента, направление подготовки «Управление изменениями».

Место работы:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва

Должность:

  • Заместитель декана, старший преподаватель, начальник отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts College Института общественных наук

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости