Магистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации
 /  Высшее образование / Магистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации

Магистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации

На ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук в педагогическом образовании-2025», которая состоялась 25 апреля этого года в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета, я руководила секцией «Проблемы профессионального становления и развития педагога». Мною как научным руководителем было подготовлено 11 студентов двух магистерских программ «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» и «Государственное и муниципальное управление в сфере образования», которые успешно выступили с презентацией результатов своих исследований. Меня порадовали выступления награжденных дипломами 1 степени студенты тьюторской магистратуры Елена Бадак по теме «Театр импровизации и трансактный анализ как инструменты поликультурной адаптации иностранных студентов вуза» и Елены Елисеевой по теме «Диагностические методики самопознания старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах». Елена Бадак в рамках своего магистерского исследования понимает трансактный анализ как инструмент преодоления культурных барьеров. Ею предлагается интеграция театра импровизации и трансактного анализа в образовательный процесс для повышения эффективности адаптации иностранных студентов в поликультурной среде. Китайские студенты, присутствовавшие на секции, с удовольствием включились в разыгрывание ситуаций в период работы жюри по подведению итогов. Идея работает превосходно. Елена Елисеева рассмотрела проблему самопознания старшеклассников своей школы, получившей статус экспериментальной площадки Школы педагогики по тьюторскому сопровождению обучающихся в психолого-педагогических классах, как важного аспекта их профессионального и личностного развития, опираясь на результаты использования диагностических методик.
Диплом 3 степени получила первокурсница Виктория Викторенко, представив свой опыт по теме «Технология тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога как ресурс становления его субъектной позиции».
Обратная связь от педагога, с которым работает Виктория как тьютор, подтверждает эффективность проделанной работы и его мотивацию к дальнейшему профессиональному росту, что свидетельствует о достижении цели тьюторского сопровождения. Выявленные затруднения на этапе сбора документов и воссоздания опыта подчеркивают значимость метода ведения портфолио для формирования и структурирования профессиональной идентичности.
Анна Курдяева сделала сообщение на тему «Тьюторская технология сопровождения профессионального самоопределения студентов, основанная на проактивности», вызвав много вопросов, что подтверждает интерес участников секции к феномену «проактивность». На эту тему Анна вышла в результате общения с Сергеем Владимировичем Ветровым, который проводил для студентов нашей тьюторской магистратуры онлайн-семинар и вдохновил Анну на изучение и исследование проактивности. Такое качество (способность личности осуществлять свободный выбор и брать на себя ответственность) Анна проявляет в процессе обучения, создавая креативные продукты по разным дисциплинам. Например, по дисциплине «Культура познания» Анна разработала учебник в виде сайта, с которым можно познакомиться по ссылке
Замечательным было и видео-выступление в другой секции конференции Ксении Тимуровой по теме «Роль тьюторов в эпоху цифровых технологий: как онлайн-платформы меняют подход к обучению». Целенаправленно и творчески Ксения включилась в подготовку магистерской диссертации по цифровым технологиям. Об этом свидетельствует осуществляемый ею выбор заданий и творческий характер выполнения в рамках изучаемых дисциплин. Так, по дисциплине «Культура познания», «учебник для себя» Ксения разработала в виде сайта и открыла доступ всем желающим ознакомиться с ним. Полагаю, что путешествие по этому сайту доставит удовольствие каждому, кто захочет познакомиться с ним. Получилось полезное учебное пособие с актуальным содержанием и проверкой усвоения оригинально оформленного материала, о чем свидетельствует даже один фрагмент.

Как руководитель проекта «Организация сети профильных психолого-педагогических классов в Приморском крае» я была рада тому, что дипломантами стали магистранты-управленцы второго курса Иван Назаров с результатами своей работы по теме «Организация деятельности совета кураторов психолого-педагогических классов общеобразовательных организаций владивостокского городского округа в контексте развития субъектности» и Алексей Степанов по теме «Контент-анализ учебно-методических материалов профильного педагогического класса».
Все выступления войдут в готовящийся в Школе педагогики к публикации сборник материалов конференции.
Онлайн-трансляция помогла включиться в работу секции студентке из Калуги со своим выступлением, задавать вопросы участникам конференции из разных городов России.
Продуктивное образование в вузе – это образование, направленное на развитие познавательных и созидательных способностей студента, раскрытие и реализацию его творческого потенциала, расширения возможности самореализации и самоактуализации в образовательном процессе. Главное – создавать условия для выбора.

Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н., доцент, магистр педагогики, федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства МТА, сертифицированный тьютор, ДВФУ, Владивосток.

Related Posts

Высшее образование, Тьюторская магистратура
Магистратура – путь к себе через построение индивидуальной образовательной траектории

Магистратура – путь к себе через построение индивидуальной образовательной траектории. Боровкова Т.И., к.п.н., доцент Школы педагогики ДВФУ, федеральный

Без рубрики, Приморский край
«Сопровождение, развитие, вдохновение: опыт участия во Всероссийском проекте «Белый Пароход»

Елена Бадак, член МТА, студентка тьюторской магистратуры «Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории обучающегося». Участие во Всероссийском проекте «Белый Пароход»

Высшее образование, Тьюторская магистратура, Тьюторство иностранных студентов
Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета

Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета. Бадак Елена Дмитриевна, студентка

Координатор страницы Высшее образование

Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

Место работы и должность:
Дальневосточный федеральный университет, доцент, к.п.н., магистр, руководитель магистерской программы “Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося”. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости