Среда
21 МайМагистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации
На ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук в педагогическом образовании-2025», которая состоялась 25 апреля этого года в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета, я руководила секцией «Проблемы профессионального становления и развития педагога». Мною как научным руководителем было подготовлено 11 студентов двух магистерских программ «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» и «Государственное и муниципальное управление в сфере образования», которые успешно выступили с презентацией результатов своих исследований. Меня порадовали выступления награжденных дипломами 1 степени студенты тьюторской магистратуры Елена Бадак по теме «Театр импровизации и трансактный анализ как инструменты поликультурной адаптации иностранных студентов вуза» и Елены Елисеевой по теме «Диагностические методики самопознания старшеклассников, обучающихся в психолого-педагогических классах». Елена Бадак в рамках своего магистерского исследования понимает трансактный анализ как инструмент преодоления культурных барьеров. Ею предлагается интеграция театра импровизации и трансактного анализа в образовательный процесс для повышения эффективности адаптации иностранных студентов в поликультурной среде. Китайские студенты, присутствовавшие на секции, с удовольствием включились в разыгрывание ситуаций в период работы жюри по подведению итогов. Идея работает превосходно. Елена Елисеева рассмотрела проблему самопознания старшеклассников своей школы, получившей статус экспериментальной площадки Школы педагогики по тьюторскому сопровождению обучающихся в психолого-педагогических классах, как важного аспекта их профессионального и личностного развития, опираясь на результаты использования диагностических методик.
Диплом 3 степени получила первокурсница Виктория Викторенко, представив свой опыт по теме «Технология тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога как ресурс становления его субъектной позиции».
Обратная связь от педагога, с которым работает Виктория как тьютор, подтверждает эффективность проделанной работы и его мотивацию к дальнейшему профессиональному росту, что свидетельствует о достижении цели тьюторского сопровождения. Выявленные затруднения на этапе сбора документов и воссоздания опыта подчеркивают значимость метода ведения портфолио для формирования и структурирования профессиональной идентичности.
Анна Курдяева сделала сообщение на тему «Тьюторская технология сопровождения профессионального самоопределения студентов, основанная на проактивности», вызвав много вопросов, что подтверждает интерес участников секции к феномену «проактивность». На эту тему Анна вышла в результате общения с Сергеем Владимировичем Ветровым, который проводил для студентов нашей тьюторской магистратуры онлайн-семинар и вдохновил Анну на изучение и исследование проактивности. Такое качество (способность личности осуществлять свободный выбор и брать на себя ответственность) Анна проявляет в процессе обучения, создавая креативные продукты по разным дисциплинам. Например, по дисциплине «Культура познания» Анна разработала учебник в виде сайта, с которым можно познакомиться по ссылке
Замечательным было и видео-выступление в другой секции конференции Ксении Тимуровой по теме «Роль тьюторов в эпоху цифровых технологий: как онлайн-платформы меняют подход к обучению». Целенаправленно и творчески Ксения включилась в подготовку магистерской диссертации по цифровым технологиям. Об этом свидетельствует осуществляемый ею выбор заданий и творческий характер выполнения в рамках изучаемых дисциплин. Так, по дисциплине «Культура познания», «учебник для себя» Ксения разработала в виде сайта и открыла доступ всем желающим ознакомиться с ним. Полагаю, что путешествие по этому сайту доставит удовольствие каждому, кто захочет познакомиться с ним. Получилось полезное учебное пособие с актуальным содержанием и проверкой усвоения оригинально оформленного материала, о чем свидетельствует даже один фрагмент.
Как руководитель проекта «Организация сети профильных психолого-педагогических классов в Приморском крае» я была рада тому, что дипломантами стали магистранты-управленцы второго курса Иван Назаров с результатами своей работы по теме «Организация деятельности совета кураторов психолого-педагогических классов общеобразовательных организаций владивостокского городского округа в контексте развития субъектности» и Алексей Степанов по теме «Контент-анализ учебно-методических материалов профильного педагогического класса».
Все выступления войдут в готовящийся в Школе педагогики к публикации сборник материалов конференции.
Онлайн-трансляция помогла включиться в работу секции студентке из Калуги со своим выступлением, задавать вопросы участникам конференции из разных городов России.
Продуктивное образование в вузе – это образование, направленное на развитие познавательных и созидательных способностей студента, раскрытие и реализацию его творческого потенциала, расширения возможности самореализации и самоактуализации в образовательном процессе. Главное – создавать условия для выбора.
Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н., доцент, магистр педагогики, федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства МТА, сертифицированный тьютор, ДВФУ, Владивосток.