Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета
 /  Высшее образование / Тьюторская магистратура / Тьюторство иностранных студентов / Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета

Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета

Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета.

Бадак Елена Дмитриевна, студентка 1 курса программы «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» Школы педагогики ДВФУ

В ходе проектно-технологической практики, проводившейся в рамках магистерского исследования «Модель организации тьюторского сопровождения иностранных студентов в поликультурном пространстве вуза», мною были осуществлены первичные пробы по разработке и апробации условий, этапов и технологий сопровождения иностранных студентов. Практика реализовывалась в соответствии с дорожной картой проекта «Служба тьюторского сопровождения иностранных студентов Школы педагогики ДВФУ», ставшим практической реализацией научно-исследовательской концепции. Основное внимание было сосредоточено на формировании устойчивой модели сопровождения, обеспечивающей академическую адаптацию, развитие межкультурной коммуникации и личностное становление иностранных студентов в условиях поликультурной образовательной среды.
Одним из содержательных пунктов практики было знакомство и аналитическое осмысление произведений Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и Германа Гессе «Игра в бисер». Этот шаг стал важным элементом рефлексивного осмысления роли тьютора и глубинных смыслов сопровождения, получив символическое название: «Мудрость крыльев и бисера: тьюторство сквозь призму Баха и Гессе».
Это осмысленное обращение к метафорическим образам стало логическим и ценностным обоснованием перехода к следующему этапу практики – разработке технологии проектирования индивидуальной образовательной программы и выстраиванию механизмов взаимодействия субъектов тьюторского сопровождения, обеспечивающих её реализацию в контексте магистерской диссертации. Ведь тьютор – это не просто наставник, а проводник в мир возможностей, где знания становятся инструментом, а вдохновение – крыльями. Подобно героям этих книг, он помогает своим ученикам выйти за рамки обыденного и прикоснуться к собственному потенциалу, к своему внутреннему полету. Тьюторство – это искусство сопровождения, поддержка на пути индивидуального роста и познания. Оно не просто передаёт знания, но помогает раскрыть уникальность каждого человека, словно бережно снимая завесу с его внутреннего мира. В этой роли мудрого сопровождающего тьютор видит не только текущую ступень развития ученика, но и его потенциал, стремление к высоте. Именно поэтому образы, созданные Ричардом Бахом и Германом Гессе, столь созвучны философии тьюторства: «Чайка Джонатан Ливингстон» и «Игра в бисер» – это не просто книги, а метафоры человеческого пути, где поиск смысла, стремление к совершенству и передача знаний становятся главными темами.
Полёт как стремление к совершенству
Тьюторство, как и полёт Джонатана, – это всегда работа с потенциалом, с тем, что скрыто внутри, но ждёт своего часа, чтобы взлететь. Тьютор помогает тьюторанту осознать, что границы, навязанные обществом или страхом, – это лишь иллюзия. Он не ведёт за руку, но вдохновляет взмахнуть крыльями, учит видеть горизонт там, где другие видят преграду.
Когда Джонатан, достигнув мастерства, становится наставником для других чаек, он учит их не просто летать, а верить в себя, в возможность выйти за пределы привычного. Это и есть квинтэссенция тьюторства: не просто передать знания, но вдохновить на поиск собственного пути.
Тьюторство, как и игра в бисер, – это процесс не линейный, а многослойный. Оно требует от тьютора умения соединять разрозненные элементы: знания, опыт, интересы ученика, его внутренние стремления. Подобно игрокам в бисер, тьюторы создают целостные картины, помогая своим подопечным увидеть взаимосвязи между разными аспектами их жизни и учёбы.
Кнехт, отказавшись от статуса магистра и выйдя за пределы мира игры, показывает, что истинное знание – это не только теоретическое мастерство, но и способность делиться, быть проводником для других. Это осознание делает его сродни тьютору, который помогает своему ученику не только учиться, но и находить смысл в обучении.
Полёт и игра: метафоры тьюторства
«Чайка Джонатан Ливингстон» и «Игра в бисер» кажутся разными по стилю и содержанию, но их объединяет идея тьюторства как способа пробуждения и трансформации. Джонатан учит своих учеников летать, но на самом деле он вдохновляет их мечтать и верить в невозможное. Йозеф Кнехт постигает глубину игры, но понимает, что её истинная ценность – в способности соединять знания и передавать их дальше.
Заключение
Тьютор – это не просто наставник, это проводник в мир возможностей, где знания становятся инструментом, а вдохновение – крыльями. Как Джонатан открывал своим ученикам радость неба, а Кнехт – гармонию смыслов, так и тьютор помогает своим подопечным не только идти к поставленным целям, но и находить свой уникальный путь. В этом и заключается истинная суть тьюторства: быть рядом, чтобы поддержать, направить и пробудить веру в то, что каждый способен взлететь выше, чем он сам мог себе представить.
Этот этап практики позволил через литературные образы глубже осознать внутреннюю философию тьюторства и усилил личностную включённость в процесс сопровождения студентов в поликультурной образовательной среде, подготовив прочную смысловую и методологическую основу для дальнейшей разработки технологических аспектов сопровождения.
Индивидуальные кейсы сопровождения иностранных магистрантов (Л. С., Ц. Ю., Ф. И Ц. Ч.)
В целях практического применения технологии тьюторского сопровождения иностранных студентов в поликультурной среде ДВФУ был осуществлён комплексный анализ сопровождения трёх магистрантов из КНР – Л. С., Ф.И Ц.Ч. и Ц. Ю. – по всем этапам тьюторской технологии: диагностическому, проектировочному, реализационному и аналитико-рефлексивному.
1. Ф. И Ц. Ч. (описаны кратко все этапы)
Диагностический этап (запрос):
Ф. И Ц. Ч. обозначил сложности, связанные с недостаточной уверенностью в устной речи на русском языке и стремлением глубже понять российскую культуру. Кроме того, он выразил интерес к командной работе и развитию навыков межкультурной коммуникации.
Проектировочный этап (реализация):
Совместно с тьютором была сформулирована SMART-цель: «Повысить уверенность в русскоязычном общении и освоить основные культурные коды России в течение трёх месяцев».
В индивидуальный образовательный маршрут были включены: участие в практике «Культурный калейдоскоп», экскурсия «Миллионка: секреты старого Владивостока», мини-проект «Мой культурный маршрут», а также регулярные сессии с тьютором для анализа культурных ситуаций.
Реализационный этап (деятельность):
• участие в трёх тьюториалах с элементами ролевых игр;
• выполнение индивидуального задания по составлению личного словаря культурных метафор;
• ведение цифрового дневника культурной адаптации.
Аналитико-рефлексивный этап (результат):
• зафиксировано снижение тревожности в ситуациях публичной речи;
• сформирована карта культурных опор и опознавательных маркеров учебного процесса;
• в рефлексии студент отметил чувство принадлежности к группе и приобретение уверенности в самостоятельной навигации по городу.
2. Л. С.
Диагностический этап (запрос):
Л. С. обозначил интерес к освоению навыков работы в межкультурной команде, а также к развитию исследовательской и проектной компетентности. Среди актуальных затруднений были отмечены сложности с самоорганизацией и формулированием образовательных целей.
3. Ц. Ю.
Диагностический этап (запрос):
Ц. Ю. столкнулась с трудностями в ориентации в образовательной среде вуза. Ее запрос был связан с потребностью в структурном понимании учебного процесса и улучшении навыков академического письма на русском языке.
Вывод:
Представленные кейсы демонстрируют гибкость и результативность поэтапной технологии тьюторского сопровождения в работе с иностранными студентами. Каждый маршрут проектировался на основе реального запроса обучающегося и был реализован с использованием персонализированных форм поддержки, что способствовало как снижению адаптационных барьеров, так и развитию метакогнитивных, языковых и социокультурных компетенций.
Рефлексивное эссе по итогам практики
Весна 2025 года стала временем глубокого погружения в живую ткань университетской жизни, сотканной из голосов, смыслов и индивидуальных маршрутов иностранных студентов. Проектно-технологическая практика – не просто этап магистерской подготовки, а настоящая школа профессионального взросления, где тьютор обретает себя не в теории, а в диалоге с реальностью, с человеком, с культурой.
Служба тьюторского сопровождения иностранных студентов Школы педагогики ДВФУ – это пространство, где встречаются языки и традиции, мечты и тревоги, планы и сомнения. В этой среде тьютор становится не просто наставником, а медиатором, сопричастным становлению другого. Каждый этап практики – это не формальность, а возможность услышать, понять, поддержать.
От первого запроса до индивидуального маршрута
Мы начали с диагностических встреч – внимательного слушания, анализа запросов, выявления барьеров. Казалось бы, анкеты и беседы – дело техническое. Но за каждым ответом – история, надежда, внутренний путь. Составляя ИОМ, мы не просто разрабатывали документ – мы проектировали образовательное пространство, где студенту будет уютно быть собой.
Театр как зеркало и инструмент изменений
Особое место в этой практике занял проект «Импровизированный театр: Я – Взрослый!». В этом пространстве игра становилась способом проговорить, проиграть, проработать. Там, где слова на другом языке ещё хрупки, тело, жест и эмоция становятся первым языком доверия. Именно там китайские студенты впервые заговорили о себе – по-настоящему. Мы видели, как раскрывается голос, появляется улыбка, исчезает страх сцены и появляется сцена жизни.
От проекта к событию – от замысла к реализации
Событийное проектирование с использованием матрицы дало студентам инструмент не просто мечтать, а структурировать идею, видеть цель, этапы, ресурсы и эффект. Эта технология оказалась не только эффективной, но и терапевтичной: «Я теперь знаю, что могу создать и провести что-то своё», – говорили студенты впоследствии
Финальная точка как пространство будущего
Грядущий заключительный тьюториал – не просто завершение практики, а символический переход: от прожитого опыта к новому горизонту. Это пространство благодарности, встреча взглядов, смыслов и признаний. В этот момент мы вместе со студентами оглянемся на путь, который прошли – и зафиксируем не только сделанное, но и то, какими мы стали.
В ходе диалога и анкетирования мы увидим, как формировались и раскрывались ключевые компетенции: критическое мышление, способность к взаимодействию, работа с собой. В откровенных откликах звучат простые, но важные слова: «Теперь я не боюсь ошибаться», «Мне было важно, что тьютор всегда рядом», «Я чувствую, что вырос».
Ценность – не в отчётности, а в том, как изменилась внутренняя карта каждого участника:
• укрепилась языковая уверенность;
• снизилась тревожность перед новой культурной и образовательной средой;
• появились навыки самостоятельного планирования, рефлексии, стратегического мышления;
• студенты научились быть частью команды и слышать других;
• тьюторы – внимать глубже, чувствовать тоньше, помогать точнее.
Эта практика стала живым подтверждением того, что тьюторство – это не просто технология. Это особое отношение, диалог культур, пространство сотворчества и сопровождения, где каждый участник чувствует: его видят, слышат и принимают.
Финальный тьюториал не ставит точку – он очерчивает контур следующего шага. В каждом маршруте, и у студента, и у тьютора, звучит единая интонация: «Я с тобой. Вперёд – вместе».

Related Posts

Высшее образование
Из опыта организации тьюторской практики в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета

Из опыта организации тьюторской практики в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета. Боровкова Тамара Ивановна, руководитель тьюторской программы ДВФУ,

Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
Тамара Боровкова: “Что меня заставило принять решение – поступить в московскую тьюторскую магистратуру?”

Я, Боровкова Тамара Ивановна, выпускница московской магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» 2013 года. Моим научным руководителем магистерской

Высшее образование
Магистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации

На ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук в педагогическом образовании-2025», которая

Обучение тьюторству, Последние новости, Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
30 мая День открытых дверей в онлайн-магистратуре тьюторства

30 мая в 18.00 по московскому времени приглашаем вас на День открытых дверей магистратуры “Тьюторство в сфере образования”

Координатор страницы Высшее образование

Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

Место работы и должность:
Дальневосточный федеральный университет, доцент, к.п.н., магистр, руководитель магистерской программы “Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося”. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

Тьюторская магистратура

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

Место работы и должность:
НОУ ДПО ИСДП г. Москва, руководитель отдела дошкольного образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости