Тьютор: индивидуальный подход к ребенку на семейном образовании
 /  Направление деятельности / Семейное образование / Тьютор: индивидуальный подход к ребенку на семейном образовании

Тьютор: индивидуальный подход к ребенку на семейном образовании

Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Пожалуй, именно так получилось и с тьюторством. Слово это для многих родителей незнакомое, хотя появилось еще в Оксфорде и Кембридже шестнадцатого века. Да и те, кто знаком с ним, не всегда до конца понимают, зачем нужна такая педагогическая должность. А ведь именно в семейном образовании полностью раскрывается ценность тьюторства!

Обычно новое слово закрепляется в нашей речи только тогда, когда другие слова недостаточно точно отражают суть предмета или явления. И с тьюторством точно так же. Тьютор – это не учитель, не наставник, не коуч и не репетитор. Его особенность в том, что он помогает выстроить индивидуальную, наиболее подходящую вашему ребенку образовательную программу. А ведь именно этой цели мы добиваемся, выбирая семейное образование для наших детей.

Довольно сложной частью семейного образования становится необходимость управлять множеством процессов.

  1. К чему есть задатки у моего ребенка?
  2. Как сделать, чтобы он быстрее понимал тему?
  3. В какой вуз он будет поступать – и будет ли он вообще поступать в вуз?
  4. Как облегчить обучение для ребенка, для родителя, для семьи?

Именно тьютор решает множество основополагающих вопросов:

Создать индивидуальную учебную программу, которая лучше всего подойдет для ребенка.

Научить ребенка учиться самому.

Объяснить ребенку, что он несет ответственность за свое образование.

Родители на семейной форме могут очень ответственно подойти к процессу – вплоть до получения педагогического или психологического образования. Мы считаем, что родителям стоит обратить внимание на возможность продвинутся в тьюторстве. Но долгий путь начинается с малых дел. Мы подготовили для родителей небольшую памятку о том, кто такой тьютор и чем он отличается от других фигур в образовании.

Чем тьютор отличается от учителя
  • Учитель дает знания в одном или нескольких предметах. Его цель – научить ребенка читать и писать, вычислять логарифмы и выводить химические формулы. Что бы ученик ни собирался делать с этими умениями, задача учителя – научить, дать знания. Учитель будет работать с группой детей по принципу, который больше подходит большинству (но совершенно не факт, что подходит именно вашему ребенку!).
  • Тьютор помогает определить, какие именно знания должен получить ребенок для достижения цели.
Чем тьютор отличается от наставника
  • Наставник поможет ученику, когда тот столкнется с трудностями. Будь то сложности с планированием, самодисциплиной, отдельным предметом или мотивацией. Наставник говорит – смотри на меня, делай, как я!
  • Тьютор создает среду, в которой ребенку комфортно развиваться. Его задача – научить искать желание в себе. Делать свободный выбор, не забывая об ответственности за последствия такого выбора. Осознавать свои собственные желания и их цену. Грубо говоря, помочь понять, что полежать на диване и поступить в МГУ – это две совсем разных ценности.
Чем тьютор отличается от коуча
  • Коуч спрашивает: «Куда идем? Я провожу». Обычно он работает со взрослыми, потому что у них уже есть сформированные цели. Он помогает достигнуть их, вместе с учеником прокладывает к ним путь.
  • Задача тьютора – помочь тьюторанту сформировать такие цели. Это может быть и взрослый, и ребенок. В силу развития, дети еще не умеют делать это, тьютор работает мягко, соответственно возрасту.
Чем тьютор отличается от репетитора
  • Работа репетитора – улучшить знания ребенка по конкретному предмету. Скорее всего, подход репетитора будет индивидуальным, а задача – достигнуть определенной цели, такой как сдача экзамена.
  • Тьютор не объясняет предмет, но помогает поставить эти цели. Создавая стратегию образования ребенка, тьютор может определить, что нужна помощь репетитора. Ребенок будет сам понимать, почему и для чего ему нужны углубленные знания в какой-то области.

Именно при семейном образовании возможности тьютора раскрываются в полной мере. Это условия, где все работают сообща на благо ребенка, и никто не пытается тратить время и силы впустую – а то и во вред! – только потому, что «так положено» и «всегда так делали».

Тьютор выстраивает ситуацию, в которой ребенок будет учиться наиболее плодотворно, самые естественные условия для вашей конкретной семьи. Где не нужно «вбивать» в него знания. Ребенок сам будет шагать навстречу своему будущему, а вы будете знать, что это именно его путь.

Координатор страницы Семейного образования

Дьякова Алина Геннадьевна

Дьякова Алина Геннадьевна

alinasan@list.ru

О себе:

Являюсь соучредителем Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председателем Совета Отделения в республике Удмуртия. Пишу статьи, брошюры по теме семейного образования (анализ законодательства в сфере семейного образования и опыт его применения в России), модерирую самый первый сайт хоумскулеров, созданный Игорем Чапковским, идеологом семейного образования в России http://www.familyeducation.ru/ и веду собственную ВК группу "Семейное образование в Ижевске".

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости