Школьный проект: в чем его польза для старшеклассников
 /  Приморский край / Школьный проект: в чем его польза для старшеклассников

Школьный проект: в чем его польза для старшеклассников

Белан Наталья Владимировна,
магистр педагогики, сертифицированный тьютор МТА, эксперт кафедры «Тьюторство» АСТ, наставник проектов Сколково

Начался новый учебный год, значит? ученики старших классов получат задание – индивидуальный проект. Кто-то столкнется с этим впервые в 9-м классе, а ученики 10-х и 11-х уже обладают некоторым опытом, хотя могут не совсем понимать, зачем им эта «дополнительная нагрузка». Да и родителям может быть интересно узнать, чем полезен проект для старшеклассника.
Процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. Школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. По ФГОС проект является обязательной частью образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата. Принципиальным отличием в обновленном ФГОС ООО 2021 является конкретизация требований к личностным, мета-предметным и предметным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, формирование функциональной грамотности обучающихся, вариативность с ориентиром на углубленное изучение учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. (ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II).
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Процесс можно представить в виде этапов, так называемых 5 «П»:
1) проблема;
2) планирование;
3) поиск информации;
4) продукт;
5) презентация / портфолио.
Существуют определенные требования к учебному проекту:
• Проектирование должно идти от конкретной проблемы, которая имеет востребованность, актуальность.
• Реализация полного жизненного цикла проекта: от гипотезы и планирования до получения готового продукта или употребления полученного знания (для исследовательского проекта).
• Оригинальность решения: поиск уникальности данного проекта, ответ на вопрос «почему эта работа является новым проектом, а не повторением пройденного по алгоритму или лабораторной работой». Объяснение: новое порождается проектом (новое знание, продукт и т.п.)
Кроме этого, школьный проект должен иметь образовательный результат, который должен быть отдельно выделен, осмыслен и обсужден участниками, поскольку главная цель – формирование универсальных учебных действий. Полученные навыки помогут облегчить жизнь в университете, где необходимо писать и защищать научные работы, выступать на конференциях с докладами, принимать участие и в других образовательных событиях. У старшеклассников есть возможность разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи. Выбор темы – одна из важнейших задач, и это неправильно, если учитель просто «назначит» ее своим ученикам.
Чем проект полезен для школьника? Во-первых, можно прокачать полезные навыки: находить и обрабатывать информацию, делать из нее выводы, формулировать гипотезы и доказывать их. Во-вторых, научиться выступать: при подготовке к защите выделять главное из всей проделанной работы для доклада на несколько минут, к тому же рассказать о проекте так, чтобы всем было интересно. А в-третьих, есть возможность получить дополнительные баллы при поступлении.
Об этом немного подробнее. Например, школьник может принять участие во Всероссийских или Международных конкурсах и конференциях, что увеличит шанс поступить в вузы, которые их проводят.
Вот список некоторых из образовательных событий со ссылками:
а) V Международный конкурс индивидуальных проектов школьников 10-11 классов “NEW PROJECT” 23/24. https://schoolstars.ru/mezhdunarodnyy-konkurs-new-project-23-24/
б) Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» (мероприятие для школьников в возрасте от 7 до 14 лет, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью). Например, мой тьюторант, 10-классник одной из школ г. Владивостока, принимал участие в V региональном конкурсе «Мои первые шаги в науку» с проектом по робототехнике, получил Диплом 1 степени в Школе педагогики ДВФУ. В дальнейшем он успешно поступил в Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана. https://integraciya.org/konkursy/pervye-shagi-v-nauke/?ysclid=lmmo5z4hb9152545390
в) Всероссийская научно-инновационная конференция школьников «Открой в себе ученого». Проходит при поддержке комитета по образованию Санкт-Петербурга и других университетов. На этой конференции много разных секций: от краеведения до математики. Победители получают рекомендации для поступления в вузы-партнеры. https://ovsu.ru/
Кроме выбора темы важен и выбор руководителя проекта, компетентного специалиста, способного обеспечить реализацию проектов обучающимися на организационном, методологическом, информационном, коммуникационном уровнях, а также получения в проекте двух типов результатов: образовательного и продуктового.
Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти «научрука» за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать процесс. Это может быть преподаватель вуза – родственник или знакомый семьи. Или даже, если школьник настроен серьёзно, можно связываться с университетом – с Центром довузовской подготовки или с подходящей кафедрой.
Лучше всего для достижения полезных результатов найти профессионального тьютора как наставника проектов. Наставник проектов – это профессионал, объединяющий в себе ряд разноплановых компетенций: педагогические компетенции, компетенции управления технологическими проектами полного жизненного цикла, профильные компетенции в различных предметных областях. Он несет ответственность за формирование контура проекта, отслеживает соответствие проектной деятельности определенной логике и контролирует получение задуманного результата в соответствии с этой логикой.
Технический нюанс: в школе на защите проекта нужно указывать исключительно закрепленного учителя, а вот на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал с проектной работой.
Особенно значимо то, что тьютор формирует нормы и ценности проектной работы, сопровождает самоопределение школьника по отношению к проекту и собственному будущему.
Тьютор в выбранной для проектирования сфере должен обладать общей осведомленностью о предмете деятельности. Он оказывает тьюторанту поддержку в управлении временем, сопровождает его в самоорганизации, а также в профессиональной навигации и масштабировании, т.е. сопровождает в выявлении ресурсов образовательной среды (а это не только школа), в выстраивании тьюторантом образовательного маршрута, чтобы он смог увидеть себя в профессиональной сфере в будущем и реализовать проект своей жизни.

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости