Игра – инструмент тьютора. Послесловие после лаборатории в рамках ЛУНТа -2023
 /  Сельская школа / Игра – инструмент тьютора. Послесловие после лаборатории в рамках ЛУНТа -2023

Игра – инструмент тьютора. Послесловие после лаборатории в рамках ЛУНТа -2023

В моей работе педагога дополнительного образования с подростками игра, практически, основной инструмент. Вспомнить и понять, какими бывают игры, какие задачи можно решать, каких результатов достигать, какие игры интересны современным подросткам, было важно и полезно на этапе подготовки лаборатории. Изучать новые публикации и статьи (благо, такие есть, хотя немного), описывающие опыт использования игр в тьюторской практике, осмысливать свою деятельность с этой точки зрения не менее увлекательная история. Делиться же своим опытом с коллегами, играть со взрослыми оказалось просто драйвово! Убеждаешься, что игра на все времена и на все возрасты. Как много можно понять про себя и других, если будешь искренен, прежде всего сам с собой. Какими могут быть приятными и полезными слова коллег по игре, неожиданными собственные поступки и действия, пробуждающими и отрезвляющими вопросы или короткие комментарии ведущего и других игроков. Посмеяться от души, взволноваться и тут же успокоиться, погрузиться в раздумья, прислушаться к своему внутреннему состоянию, присмотреться к действиям соседа, всей группы – много чего ещё может происходить за короткое, но очень динамичное время игры. Вдумчивый анализ и рефлексивное отношение к происходящему – чуть ли не главные составляющие любой игры для тьютора, педагога, психолога. В какие игры играет каждый из названных специалистов, чем отличаются игры, которые они предлагают детям, подросткам. И об этом размышляли участники лаборатории. Главным же всё-таки для всех собравшихся было понимание места и роли игры в тьюторской деятельности. Поэтому заполнение матрицы «Полное тьюторское действие» погрузило коллег в серьёзное обсуждение, завершилось глубокими суждениями, вопросами на перспективу. Практически единодушным было мнение, что игры, в которые играли участники лаборатории, могут быть использованы на этапе прояснения запроса, подборе ресурсов и их картировании, и даже при составлении индивидуального образовательного маршрута или программы, на такте осмысления и рефлексии своего движения тьюторантом, его масштабирования. Никто изначально не предложил использование игр на этапе самостоятельной реализации ИОМ/ИОП тьюторантом, хотя после вопроса, ведущего о возникшей, например, необходимости пробного действия в формате игры, появились суждения, а почему бы и нет. Как известно, игры бывают разные: игра – тренинг, игра – состязание, игра – проба. Важно только тьютору хорошо понимать замысел и цель пробного действия. Вообще целесообразность и адекватность использования игры, игровых упражнений и техник тьюторской задаче есть главный критерий для применения их как инструментов. Кстати, предложенные организаторами игры имели групповой формат. Было высказано мнение о том, что после таких игровых форматов легко будет перейти к индивидуальной работе. Происходящее во время игры может стать катализатором для осмысления и понимания тьюторантом своего запроса. Во время игры подростки учатся разговаривать о себе, думать про себя. Хорошо проведенная игра может способствовать установлению доверия между тьютором и тьюторантом   Известно, от рук мастера, его умений тоже зависит, на сколько полезным и эффективным будет взятый им инструмент. Вторая часть лаборатории как раз показала, на что способны собравшиеся педагоги, тьюторы, эксперты. В условиях ограниченного времени, следуя предложенному конструктору, им предстояло создать игру с учётом заданного  контекста. В итоге замыслы 3-х игр получились в тьюторском концепте. Два замысла тоже очень интересны, но нуждаются в доработке. Заряд позитивной энергии, воодушевление и решимость участников и организаторов продолжать  осваивать потенциал игры, игровых упражнений и техник в тьюторской деятельности оставляют надежду на новые встречи и открытия.

Валентина Лашова

Координатор страницы Сельской школы

Лашова Валентина Афанасьевна

Лашова Валентина Афанасьевна

vlashova@ya.ru

Образование:

  • ПГПИ, 1984

Место работы:

  • директор МБОУ ДПО “ Берёзовский информационно-методический центр” до 2020 г.
  • Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества" Берёзовского округа Пермского края

Профессиональные интересы:

  • Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе и дополнительном образовании.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости