Четверг
15 АвгМежведомственное взаимодействие в профориентации: кому принадлежит профориентация школьников
На днях Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, руководитель по экспертно-методической работе профориентационного проекта “Билет в будущее” выпустила в Telegram и во Вконтакте пост про основные требования к профориентационной работе в регионах, 7 пунктов.
Пост разлетелся по Сети, а Марии Юрьевне прилетели вопросы и отклики. Поскольку их довольно много и трудно назвать, что не задело руководителей и педагогов за живое, пойдем в ближайшие несколько дней по каждому пункту отдельно.
Первое требование – должна быть налажена система межведомственного взаимодействия при реализации профориентационных мероприятий в субъекте Российской Федерации.
Откуда есть пошло это условие?
Смотрим статью 58 в Федеральном законе от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) “О занятости населения в Российской Федерации”.
Она называется «О профессиональной ориентации граждан».
В ней три акцента. Первоисточник легко найти в интернете. Потому приведу отредактированный для простоты восприятия текст статьи, а затем разберем следствие для школьной профориентации.
1. Граждане имеют право получить помощь от органов службы занятости в профориентации для выбора профессии, трудоустройства, прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования.
2. Органы службы занятости взаимодействуют с органами власти на уровне регионов и муниципалитетов, образовательными организациями, а также с другими организациями, которые вправе осуществлять мероприятия по профессиональной ориентации граждан.
3. Правительство региона формирует межведомственную комиссию, возглавляемую руководителем регионального министерства (департамента, комитета) занятости населения, и утверждает ежегодный региональный план мероприятий по профориентации с учетом мнения указанной межведомственной комиссии.
Проще говоря, с точки зрения органов занятости, они в профориентации всему голова и работают хоть с семиклассником, хоть со старушкой, а образовательные организации – партнер для взаимодействия.
Партнер, который, кстати, уже собаку съел на профориентации школьников и студентов. Ведь известные проекты «Билет в будущее», «Профессионалитет», «Первая профессия» и многие другие ежегодно вовлекают миллионы несовершеннолетних.
Вот и получается, что сейчас регионы статью 58 в N 565-ФЗ читают и чтят, но по факту очень по-разному видят межведомственное взаимодействие в области профориентации школьников.
Где-то уже созданы те самые межведомственные комиссии при главе региона и формируется единый план мероприятий.
Где-то основные инициативы пока остаются за системой образования.
Где-то партнерство между школой, профессиональными образовательными организациями и работодателями больше похоже плетение живой горизонтальной сети без особого вмешательства сверху.
Грамотные модели межведомственного взаимодействия можно найти во всех федеральных округах. Мари Юрьевне запомнились доклады от Санкт-Петербурга и Красноярского края, но это лишь малая часть замечательных примеров.
Вектор задан. Вызов принят!
Школы-лидеры в профориентации сегодня не являются сам по себе центрами профориентационной Вселенной, а встроены в сложные системы взаимоотношений между организациями разного подчинения и продолжают развивать эти взаимоотношения. Поехали!
Иллюстрация: нейросеть.
Уважаемые друзья, со мной можно общаться на разных площадках.
Выбирайте те, которые удобны для вас:
Канал в Telegram: https://t.me/cheredilina_communication
Блог в Facebook: https://www.facebook.com/maria.cheredilina
Блог во ВКонтакте: https://vk.com/maria.cheredilina
Блог в Linkedin: https://www.linkedin.com/in/maria-cheredilina/