Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста
 /  Библиотека / Дошкольное образование / Москва / Москва и Московская область / Тьюторство в дошкольном образовании / Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста

Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста

Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста в Академии возможностей «LADьЯ».

Автор: Лада Лазарева

Можно ли вырастить ребёнка счастливым?

           Как вырастить ребёнка счастливым? Этот вопрос в той или иной форме задаёт себе каждый взрослый, стремящийся стать «хорошим» родителем. И существует много книг, раскрывающих эту тему через призму разных авторов. С моей точки зрения гарантировано «вырастить ребёнка счастливым» нельзя, но возможно обустроить пространство возможностей и создать условия, в которых маленький человек будет совершенствовать свои навыки счастья. О моём двадцатилетнем опыте создания таких пространств и сопровождении становления навыков счастья на базе Академии возможностей «LADЬЯ» я расскажу ниже. Но для начала важно договориться о ключевых понятиях «навык», «счастье» и «навыки счастья». 

          Понятие навыка (habitus) в философии начал разрабатывать Фома Аквинский, относя его к категории качества (qualitas), через которое определялось здоровье (sanitas), наука и добродетель (virtus). Однако в отношении действия навык рассматривался как возможность (potentia). Сегодня в широком контексте под навыком понимается «усвоенная способность выполнять действие с определенными результатами» и затратами ресурсов (времени, энергии и пр.). Выработка навыка достигается путём выполнения целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий (упражнений). Таким образом, новый способ действия в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

           Понятие «счастье» сегодня рассматривается многими авторами как интегративный феномен (Ф. Гузенюк, В. Имакаев, Т. Ковалева, В. Козлов, П. Пискарёв, В. Татаркевич и др.) и в самой общей форме интерпретируется через состояние баланса между противоположностями: совершенство и удовольствие; медитация и нарратив; паузы созерцания и деятельностные пробы (Ф. Гузенюк, Т. Ковалёва, В. Козлов, Л. Лазарева, С. Любомирски, П. Пискарёв, В. Татаркевич). С точки зрения создателя научной школы «Интегративная психология» В. Козлова «Человек – чрезвычайно сложное и противоречивое существо, одновременно принадлежащее сразу многим сферам, средам и мирам». Он является частью «всеобщей культуры, но имеет свой взгляд…», активно проявляя «стремление к инновациям во всех сферах, …благодаря существованию сознания, которое обладает высшей степенью интеграции» [Козлов, 2008].

Согласно исследованиям автора принципа «парадигмального анализа» (теория метамодерна) П. Пискарева, в современном человеке «проявляются (или осознанно используются им) на том или ином этапе жизненного пути, в той или иной ситуации» все четыре человеческих типа, сформировавшихся в процессе филогенеза:

  1. Homo naturalis – «человек природный», человек премодерна.
  2. Homo sapiens – «человек разумный», человек модерна.
  3. Homo confuses – «человек смущенный», человек постмодерна.
  4. Homo beatus – «человек счастливый», человек метамодерна.

При этом «человек метамодерна интегрирует трансформационные наработки предыдущих эпох», не отрицая себя прошлого, и «накапливает новый опыт себя настоящего: своих моделей, приемов, сценариев, ролей в жизни». Для «homo beatus» — «человека счастливого» — в эпоху метамодерна счастье не только измеримо, оно может конструироваться и управляться самим человеком. Этот создаваемый конструкт динамично меняется в течение жизни и зависит от разных факторов: наследственности, возраста, психических качеств, социального окружения, системы ценностей, материальных ресурсов, степени свободы мысли и деятельности и пр. При этом основные факторы, влияющие на счастье современного человека, зависят от него самого и динамично меняются в соответствии с его мировоззрением.  И личность человека представляется как «самость и микрокосм всей реальности», где реальность рассматривается и преобразуется через сознание, а «в ней и сам человек стремится к росту и развитию» [Козлов, 2008; Любомирски, 2014; Пискарёв, 2019; Татаркевич, 1981].

    Однако проблематика счастья для конкретного человека состоит не столько в его динамичности, сколько в том, что «люди не знают факторов своего счастья». По мнению философа, эстетика, искусствоведа В.Татаркевича, «незнание своего счастья, о чем нередко заявляют люди, есть фактически незнание его причин. Многие не знают, чему они обязаны своим счастьем, и, во всяком случае, не отдают себе отчета обо всех его факторах» [Татаркевич, 1981]. Несмотря на значимость счастья в современном мире – как для отдельного человека (установка на счастье как жизненную цель), так и для общества в целом (международный индекс счастья и валовое национальное счастье используются как ориентир в политике государств), – универсальной формулы счастья для всех не существует. Поэтому в эпоху метамодерна важно не просто «найти себя», «восстановиться в том виде, в котором я себя помню», а «построить себя» — это создать себя таким, каким я хочу быть». А для этого важно совершенствовать особые навыки самостроительства [Ковалева, 2019; Пискарёв, 2019].

           Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), доктор педагогических наук Т. Ковалева одна из первых в России обратила внимание на «необходимость разбавить дихотомию «хард-софт» понятием «селф-скиллз», означающим навыки построения себя и заботы о себе. Несмотря на то, что похожее понятие (self-competence) было введено американским психологом С. Хартер еще в 1982 году, весь мир предпочитает говорить, прежде всего, о важности формирования хард- и софт-скиллз, оставляя без особого внимания селф-компетенции».  Для «homo beatus» освоение навыков самостроительства «self skills» является необходимым условием. А их основы закладываются с первых дней после рождения и зависят от образовательного пространства [Ковалева, 2019, Лазарева, 2012; Лазарева, 2017].

       Исходя из вышесказанного под навыками счастья в данной работе понимается особый комплекс способностей, владение которым позволяет человеку создавать и  пересобирать собственный образ счастья для становления «человека счастливого» и реализации своих жизненных стратегий с фокусировкой на счастье. Несмотря на то, что для каждого человека этот комплекс способностей будет индивидуален, его базой является особая группа навыков самостроительства «self skills». По мнению философа С. Смирнова в пределе вся жизнь человека представляется как постоянное ориентирование, направленное на поиск опор, горизонта, выявление пространства возможностей. Отметим, что А. Асмолов даже образование рассматривает как «пространство возможностей: образование им понимается как пространство, «где каждый получает возможность выстраивать свой собственный образ, как пространство встречи человека с самим собой»  [Асмолов, 1997, с.57]. И в таком пространстве, вслед за философом М. Мамардашвили, уместно говорить о человеке «Возможном» [Мамардашвили, 2019].

      В эпоху постмодерна обретает важность свобода выбора. Здесь активно проявили себя различные свободные школы (Л. Толстой, М. Монтессори, Р. Штайнер и др.). А в эпоху метамдерна — «эпоху счастья», – важной становится не просто свобода выбора, а возможность стать «автором своего образования», «автором своего образа», т.е. «автором самого себя». И здесь от взрослого, который обустраивает условия жизнедеятельности ребенка, требуются особые тьюторские навыки для создания  пространства возможностей с опорой на самость малыша [Лазарева, 2017; Лазарева, 2012]. 

ТЬЮТОРСКИЕ  НАВЫКИ  ПРИ  СОПРОВОЖДЕНИИ  НА ДОШКОЛЬНОЙ   СТУПЕНИ  АКАДЕМИИ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ  «LADЬЯ»

          Среди Self skills большой перечень различных «само-» от самостоятельности до самобытия, становление которых «напрямую связано с проявлениями самости». Самость (нем. Selbst-«сам», собственная личность) – это первичный образ (архитип), являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Самость (Self) проявляется через самостоятельность, способность иметь собственное мнение, взгляды, картину мира, принимать решения, «переживать себя как постоянный центр инициативы» и т.д. (Юнг К.Г., Мирошниченко А.А.). Несмотря на то, что изначально тьюторское сопровождение применялось в университетской среде, в современном мире индивидуализация охватила все ступени образования, включая дошкольную. Ведь уже с рождения происходит становление самости – основы Self Skills.

     Когнитивный потенциал младенцев гораздо сложнее, чем традиционно полагалось, т.к. младенец изначально подготовлен к образованию особых схем самого себя и других людей. Для становления здоровой самости важно, чтобы в процессе индивидуального развития значимые близкие взрослые адекватно реагировали на его поступки, «отзеркаливая» его чувства и эмоции без навязывания собственных действий, состояний и интерпретаций (О. Васильева, Е. Волошина, И. Кон, Л. Лазарева, Е. Сорокина, В. Гёбель, О. Кернберг). Чтобы грамотно способствовать раскрытию самости ребенка с раннего возраста, близкому взрослому важно иметь опыт самостроительства, а также уметь «создавать пространства возможностей» для своего ребенка, т.е. владеть тьюторскими навыками [Гёбель, Глёклер, 2004; Кернберг, 2001; Гилберт, 2015; Лазарева, 2017; Лазарева, 2012; Сорокина, 2021; Татаркевич, 1981]. 

       Тьютор — это антропопрактик в особой педагогической позиции, который сопровождает построение индивидуальной образовательной программы своего подопечного с опорой на его интересы и создает условия обустройства образовательного пространства для становления навыков   (П. Щедровицкий, Т. Ковалева, А. Адамский, В. Имакаев, Л. Лазарева и др.). Согласно стандарту профессиональной деятельности, сопровождает «построение тьюторантом самого себя» через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Он координирует задачи разных специалистов, удерживая в коммуникации образовательные интересы тьюторанта, «обнуляя свой опыт» [4] и выступая посредником между его образовательными запросами и миром. Для такой формы посредничества тьютору важно понимать границы своей деятельности, быть осведомленным о возможностях других антропопрактиков и «пересобирать» собственную деятельность, интегрируя в неё инновационный инструментарий и дифференцируясь от других специалистов: акмеологов, коучей, менторов, педагогов, психологов, социологов, трекеров, тренеров, фасилитаторов…

В результате тьютор занимает особую интегративную метапозицию, в которой возможно:

  1. наращивать арсенал как практик (телесные опоры);
  2. совершенствовать передачу мастерства (эмоциональные опоры);
  3. уточнять профессиональный функционал (ментальные опоры);
  4. исследовать и проводить экспертизу нового (смысловые опоры), еще не имеющего свой язык описания для схватывания и удержания смыслов (см. рис.1).

       Рисунок 1. Интегративная позиция тьютора

          Ближе к трехлетнему возрасту заботу об образовании ребенка можно доверить профессиональному тьютору. А в первые годы жизни с учетом важности паттернов, закладываемых в раннем возрасте, элементарными тьюторскими навыками важно владеть именно «Близкому взрослому». В позиции такого взрослого могут выступать не только кровные родители, а любые значимые в жизни ребенка взрослые, сопровождающие его развитие: приемные родители, родители родителей (бабушки и дедушки), другие родственники и специалисты помогающих профессий (няни, воспитатели, гувернеры, тьюторы). Следует отметить, что специалист с компетенцией тьютора может осуществлять профессиональную деятельность как на базе образовательного учреждения, так и в открытом образовательном пространстве. Практика подобного тьюторского сопровождения семей (в пределе пары «Близкий взрослый-Ребенок»), начиная с рождения младенца, успешно реализуется с 2012 года на базе Академии возможностей «LADьЯ» (г. Москва). Данная практика сертифицирована Межрегиональной тьюторской ассоциацией и рекомендована для тиражирования [Лазарева, 2012].

Проектирование образовательного пространства в Академии ведется с опорой на «КЛАД» (Круг ЛАДного Образования) по 4 направлениям развития: движение, общение, мышление, творчество. Эти направления имеют корреляцию с такими рамками парадигмального анализа, как:

– «Модель человека» (элементы рамки – «тело», «чувства», «интеллект», «душа»);

– «Самоактуализация» (элементы рамки – «познание», «понимание», «презентация», «реализация») и др.

При сопровождении семей (пар) с детьми раннего возраста тьютор совместно с  «Близким взрослым» обустраивают пробные действия ребенка по обозначенным направлениям, фиксируют их и достраивают пространство с опорой на проявленную в пробах самость. К 3 годам ребенок сам, подражая взрослым, фиксирует свои пробы на «личных картах» и собирает их в «ЛАД» (Личный Атлас Дел). По результатам деятельностных проб ребенка и взрослого выявляются общие виды деятельности и создаются «карты пересечения интересов». А на основании пересечений интересов строится индивидуальный трек развития уникального набора навыков, которые соответствуют индивидуальному компетентностному профилю и актуальному образу ребенка. До 12 лет, помимо сопровождения самого ребенка и его пары (семьи), как отдельного множественного субъекта, участвующего в процессе деятельностных проб, важно индивидуальное сопровождение «Близкого взрослого». А в возрасте от 12 до 18 лет, параллельно сепарации ребенка от взрослого происходит переход от сопровождения семьи (пары) к индивидуальному формату.

          В процессе сопровождения с опорой на теорию «Метамодерн» и метод «Парадигмальный анализ» (автор – П. Пискарев) важно учитывать следующие условия обустройства образовательного пространства для становления  «человека счастливого»:

1.Создание провокативной среды для инициации проактивности субъекта сопровождения.

2.Наличие специалиста помогающей профессии, владеющего тьюторскими навыками.

3.Проектирование взаимодействия субъектов сопровождения с опорой теорию «Метамодерн» и метод «Парадигмальный анализ» (автор П. Пискарёв).

4.Использование инструментов картирования для обнаружения личных смыслов сопровождаемых и фиксации оптимальных способов взаимодействия с самим собой.

5.Передача инструментов самостроительства сопровождаемому для самостоятельного использования и др. 

    Благодаря интеграции тьюторского подхода, теории «Метамодерн» и метода «Парадигмальный анализ» с 2021 года в Академии возможностей «LADьЯ» организация образовательных пространств и отдельных встреч-тьюториалов проводится с опорой на две основные рамки, представленные на рисунках выше: «Модель личности» и «Самоактуализация». Помимо данных рамок также используются следующие:

– «Обратная связь» (образ, эмоции, ощущения, смыслы);

– «Воля» (интерес, желание, намерение, феномен);

– «Деятельность» (работа, труд, творчество, игра);

– «Мотивация» (могу, хочу, надо, люблю);

– «Что?» (Почему? Кто? Как? Зачем?).

Применение принципа амплификации диапазон  применимости рамок быстро расширяется. Так в результате интеграции тьюторского подхода с теорией «Метамодерн» и методом «Парадигмальный анализ» в 2021-2023 годах были созданы и апробированы девять новых моделей на стыке коучинга, педагогики, психологии, социологии и тьюторства:

  1. «#ПространстваСчастья» – модель организации образовательных пространств для становления навыков счастья у детей дошкольного возраста;
  2. «#СамСебеСоветчик» – модель становления навыка самопонимания  для разных возрастных категорий;
  3. «#СамСебеСоавтор» – модель становления навыка самоопределения для разных возрастных категорий;
  4. «#ПрактикСчастья» – модель организации деятельностных проб для освоения навыков счастья у взрослых;
  5. «#МастерСчастья» – модель освоения простых инструментов для применения при взаимодействии с окружающими;
  6. «#ТьюторСчастья» – модель освоения тьюторского сопровождения с опорой на алгоритмы «#SelfSkillsSystem» для применения во взаимодействии с Другими;
  7. «#СамСебеСо…» – модель тьюторского сопровождения участников событийных форматов в гибридных вариантах (очно, онлайн, групповые, индивидуальные…);
  8. «#СамСебеСчастье» – модель освоения интегративного применения инструментов «#SelfSkillsSystem» для себя и окружающих с целью становления «человека счастливого» и проживания жизни с фокусировкой на счастье;
  9. «#ЭкспертСчастья» – модель проектирования и ведения индивидуальных встреч с опорой на теорию «Метамодерн», метод «Парадигмальный анализ» и авторское видение собственного уникального контента.

ТЬЮТОРСКОЕ  СОПРОВОЖДЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА В   АКАДЕМИИ   ВОЗМОЖНОСТЕЙ   LADЬЯ

     Как упоминалось выше согласно исследованиям Кернберг О.Ф. «…младенец изначально подготовлен к образованию особых схем самого себя и других людей». Поэтому для становления здоровой самости уже с первых дней жизни новорожденного важно умение близких взрослых «тонко реагировать на проявления эмоций младенца, отражая его чувства и эмоции без навязывания собственных действий и состояний. Так малыш через свои эмоции  запечатлевает отражения близких взрослых в формирующейся самости. Чем младше ребенок, тем теснее связь мышления с телесностью. Новые навыки впитываются через подражание и остаются «жить в качестве телесного воспоминания», перерастая в привычку (В.Гёбель, М.Глёклер). Постепенно у малыша интегрируется единая структура самости. Ребенок активнее проявляет свою самость, становясь избирательнее в обучении. Поэтому на данном этапе актуальной становится «свобода как индивидуальное пространство возможностей что-то делать или оставить как есть».

      Однако в современной ситуации кризиса образования многие молодые родители сталкиваются со сложностями в организации такого индивидуального пространства возможностей, теряясь в многообразии различных подходов, систем и методик. А стремление вырастить малыша успешным и счастливым толкает взрослых на поиски новых ресурсов. В ответ на запрос родительского сообщества наблюдается рост курсов, клубов и школ раннего развития. Взаимодействуя с ребенком раннего возраста тьютор сопровождает множественный субъект «Семью», в пределе представляющий Пару «Ребенок-Близкий взрослый». В качестве запросов от Близкого взрослого могут поступать следующие:

  1. Обустройство образовательного пространства;
  2. Подбор образовательного комплекса (системы, методики);
  3. Построение индивидуальной программы развития и др.

Базовым процессом для тьюторанта в этом возрасте являются различные пробы. А важнейшим инструментом при сопровождении в данной возрастной категории становятся Карты пересечения интересов, которые позволяют отделить запросы взрослых от интенций малыша и найти совпадения, удовлетворяющие всех субъектов образовательного процесса.

     В возрасте 3 лет на смену непосредственно-эмоциональному общению со взрослым и предметно-манипулятивной деятельности приходит ролевая игра. В переходный период происходит частичная сепарация от близкого взрослого (кризис «Я сам»). Малыш требует самостоятельности и уже способен делать первые фиксации в своей личной образовательной истории. С этого момента тьютор может сопровождать не только Пару, но и самого ребенка. Наряду с перечисленными выше запросами у взрослого появляются следующие:

  1.  Сопровождение становления самостоятельности;
  2. Подбор образовательного учреждения (секция, клуб, детский сад);
  3. Обустройство перехода от семейной формы к другим;
  4. Пересборка образовательного комплекса и др.

Ребенок может инициировать следующие запросы:

  1. Мне интересно (хочу узнать, попробовать);
  2. Какой я (что мне нравится/не нравится, что могу);
  3. Что я умею (могу) и др.

Базовыми процессами, помимо проб в разных направлениях развития, становятся становление самоидентификации, самостоятельности, самоутверждения, самоооценки и др. Ребенок стремится проявить себя как отдельную часть в общем пространстве. Здесь интересные фиксации могут проявиться через создание общих карт, имеющих поле для появления самости ребенка. А также интеллект-карты «Это Я», карты самостоятельности «ЯМЫ» (Я и Мы) и карты интересов «КЛАД» (Круг ЛАДного образования) и пр. В дошкольном возрасте для сопровождения можно использовать такие инструменты как «Снежный ком», «МАК»,  Кубики историй «Rory’s Story Cubes», «Дом вопросов и ответов» и др.

       Перед молодой семьёй открывается многообразие возможностей образования ребёнка, которое расширяется с каждым годом. И в стремлении найти лучший вариант многие родители становятся активными участниками выбора образовательных ресурсов для своего ребёнка. Аналогичные рассуждения в начале 2001 года привели меня к мысли найти лучшее образование для своих детей. Поэтому, являясь дочерью родителей-педагогов и готовясь стать мамой, я наряду с литературой по физиологии начала интенсивно изучать различный педагогический опыт, традиционные и инновационные образовательные концепты, системы и методики. Так была выстроена система моих личных предпочтений с опорой на прогнозируемые образовательные результаты. Но рождение детей внесло свои коррективы. Наблюдения за дочкой и сыном неизменно приводили к мыслям о том, что их образовательные предпочтения отличаются, а иногда совершенно не совпадают с моими ожиданиями. Из этих наблюдений следовал вывод: при выборе формы и содержания «лучшего образования», необходимо учитывать индивидуальные особенности и предпочтения каждого ребёнка.

      Однако точно отследить и зафиксировать интересы маленьких детей в меняющемся море возможностей не получалось. Тогда в процессе поиска решения у меня родилась идея создания пространства, где дети, пробуя разное, могли бы самостоятельно находить интересное для себя занятие. А родители, наблюдая за ребёнком, помогали бы осваивать важные для него навыки и выстраивать собственное образование. В моих мечтах мне виделось идеальное пространство для разностороннего и гармоничного развития. Благодаря модульной структуре в нём могли бы уместиться все важные направления: традиционные и новые, знакомые и те, о которых пока ничего не известно. Так в 2004 году, когда дочке было около 2,5 лет, а сыну – чуть меньше 1,5, было создано первое образовательное пространство возможностей (ОПВ), и появилась домашняя студия «Наш Садик» (г. Москва) для родителей с детьми в возрасте от 1 до 5 лет.

    Постепенно в процессе упорядочивания и отбора материалов прояснились основные направления взаимодействия с ребёнком. Сначала их было 8, затем 6 и в результате осталось 4: движение, общение, мышление и творчество. Позже эти направления легли в основу моих авторских инструментов «Карта возможностей», «КЛАД», «ЛАДО» и др. Организационные формы, в которых воплощалась идея Образовательного Пространства Возможностей (ОПВ), также видоизменялись. Число детско-родительских пар, желающих посещать домашнюю студию «Наш Садик», быстро увеличивалось. И к 2005 году на базе ГОУ д/с №740 (г. Москва) была открыта одноимённая группа полного дня для детей от 3 до 6 лет, а затем группа кратковременного пребывания для родителей с детьми от 1,5 до 3 лет. Занятия в ОПВ строились на основе моих разработок с опорой на основную образовательную программу (под редакцией Васильевой М.А.). Для детей до 3 лет комплексные занятия велись по моему курсу «Ладушки», а для детей от 3 до 6 лет по курсу «Наш Садик». Модульность курсов позволяла регулярно проводить обновление модулей с учетом интересов конкретной группы. Таким образом, созданная образовательная среда была постоянно открыта для изменений и дополнения новым содержанием, позволяя успешно использовать наработки как традиционных, так и инновационных дошкольных учреждений.

      В 2008 году в ГОУ д/с №740 произошла смена руководства, что значительно усложнило реализацию деятельности в ОПВ. Это обстоятельство привело к смене организационной формы. Вместо групп на базе государственного учреждения был создан Семейный клуб «Наш Круг» (г. Москва, 2008г.), а затем Центр возможностей «Наш Лад» (г. Москва, 2011г.). До 2011 года результаты пробных действий в процессе выбора образовательных ресурсов отслеживались совместно педагогами и родителями. Но осознанный выбор образовательной стратегии с опорой на образ будущего и проявленные предпочтения ребенка специально не сопровождался. Поэтому родители выпускников дошкольной ступени самостоятельно выстраивали образовательные маршруты в различных формах от классических гимназий до частных школ и семейного образования.

       В 2011 году знакомство с концепцией тьюторства, идеями новаторов в образовании практиками индивидуализации (Волошина Е.А., Кобыща Е.И., Ковалева Т.М., Щедровицкий П.Г., Эльконин Б.Д. и др.) позволили дооформить модель ОВП до целостной картины. Введение позиции тьютора как ключевого специалиста в Центре возможностей «Наш Лад» (далее ЦВ «Наш Лад»), обусловило целенаправленное сопровождение процессов выявления, построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Так ЦВ «Наш Лад» стал первой дошкольной площадкой в России, специально созданной для навигации и самоопределения в образовании через пробные действия в сопровождении тьюторской команды. В 2014 году практика индивидуализации ЦВ «Наш Лад» успешно прошла экспертизу в Межрегиональной тьюторской ассоциации и была рекомендована для тиражирования на федеральном уровне. А в 2018 году Центр возможностей «Наш Лад» вошел в состав Академии возможностей «LADьЯ» (далее Академия), на базе которой действует тьюторская служба для всех образовательных ступеней.

        Что же лежит в основе философии Академии возможностей «LADьЯ» и в чём заключается специфика позиции тьютора? Для экспертов и специалистов Академии очевидна смена миссии образования с трансляции ЗУНов на индустрию возможностей, «где каждый получает возможность выстраивать свой собственный образ, как пространство встречи человека с самим собой» (Асмолов А.Г.). Важными характеристиками образующегося становятся различные проявления «само-» (самостоятельность, самоопределение, самореализация и др.), основой которых является «самость». Поэтому основной фокус внимания тьюторов Академии «LADьЯ» отражён в названии-призыве «Ладь своё Я» и заключается в сопровождении становления различных «само-». Чуткое внимание к возможностям проявления «самости» требуется уже с первых дней после рождения малыша. Ведь согласно современным исследованиям «когнитивный потенциал младенцев гораздо сложнее, чем традиционно полагалось», и «…младенец изначально подготовлен к образованию особых схем самого себя и других людей». Для того, чтобы у ребенка сформировалась «здоровая самость», важно, чтобы в процессе его индивидуального развития значимые близкие взрослые адекватно реагировали на его поступки. Особенно важным в первые месяцы жизни является «способность матери тонко реагировать на проявления эмоций младенца – способность отражения (отзеркаливания)» его чувств и эмоций без навязывания собственных действий и состояний». Так ребёнок через свои эмоции влияет на мир, запечатлевая отражения близких взрослых в формирующейся самости (Кернберг О.Ф.).

        В настоящее время практики поддержки и сопровождения первых шагов ребенка в проявлении «самости» недостаточно разработаны . Поэтому специалисты Академии «LADьЯ» практикуют тьюторское сопровождение пары «Взрослый–Ребёнок» (далее пара «В–Р»), начиная с самого раннего возраста. Это сопровождение можно начинать в домашних условиях с целью анализа и обустройства образовательного пространства в привычной обстановке. А для родителей с малышами старше 3-х месяцев возможны занятия на базе Академии, которые ведутся индивидуально или в малочисленных (до 8 пар «В–Р») Группах самоопределения (далее ГС). Данные группы являются уникальной формой образовательной услуги, которая сопровождается тьюторской командой и организуется в виде комплексного или интегрированного занятия с пробными действиями по актуальным направлениям развития. Например, для детей дошкольного возраста в качестве основных актуальных направлений могут быть выбраны движение, общение, мышление и творчество. Тьюторская команда, сопровождающая ГС, состоит из педагогов-мастеров по актуальным направлениям развития и специалистов (коуч, психолог, логопед и др.), деятельность которых координирует тьютор. Группы имеют условное возрастное деление:

ГС «Лапушки» (для взрослых и крох до 18 месяцев);

ГС «Ладушки» (для взрослых и малышей от 1,5 года до 3 лет);

ГС «Лад» (для деток от 2,5 до 7 лет);

ГС «Мой Лад» (для детей от 6 до 10 лет);

ГС «Твой Лад» (для подростков от 9 до 14 лет);

ГС «Наш Лад» (для подростков от 13 до 18 лет);

ГС «LAD и Я» (для взрослых).

      В зависимости от возраста и особенностей ребёнка, а также с учётом семейного уклада и запросов конкретной пары «Взрослый–Ребёнок», в Группах самоопределения решаются различные задачи: от проявления «самости», развития самостоятельности и знакомства с образовательными возможностями до становления рефлексивного отношения к личному опыту, построения личного образовательного маршрута и практики управления своим образованием. Деятельностные пробы осуществляются в специально обустроенном образовательном пространстве возможностей (ОПВ). Масштаб расширения пространства варьируется согласно индивидуальным запросам взрослых с опорой на «самость» ребенка в возрасте до 12-14 лет. А для ГС «Наш Лад» и «LAD и Я» расширение определяется кворумом участников. Таким образом, пробы могут разворачиваться как в малых масштабах (знакомство с конкретным образовательным ресурсом, методикой и пр.), так и в крупных – с привлечением партнёров Академии (выбор студии, детского сада, школы, ВУЗа, формы практики и пр.).

          Посещение Групп Самоопределения можно начать в любом возрасте. Однако многолетний опыт показывает, что оптимальным является ранний возраст. Результаты наблюдения на практике показывают, что у большинства детей, начинающих посещение ГС в возрасте старше 3 лет, наблюдаются «перекосы» в проявлении «самости» от безынициативности и банального «мне скучно» до вседозволенности и нарушения чужих границ. И это в избыточной открытой среде, где есть место каждому. Причем, чем старше ребёнок, тем больше времени требуется на освоение им нового формата деятельности: деятельности в ситуации неопределенности, когда с одной стороны необходимо проявление «самости» для её инициирования, а с другой стороны важно соотнесение этой деятельности с неявными границами другого, с существующими правилами и пр.

      Несмотря на целенаправленно введённую в Академии возможностей «LADьЯ» позицию тьютора, многим родителям сложно выделить специфические отличия тьюторского сопровождения. Даже называя специалиста тьютором, они не могут точно сформулировать, чем он отличается от психолога, коуча и других представителей помогающих профессий. И как мне кажется, с точки зрения родителя, как заказчика образовательной услуги, эти различия не так существенны. Ведь для заказчика, особенно на первых этапах сотрудничества, более важным является получение конкретных образовательных результатов, а не название специалиста, который обеспечивает их достижение. Однако для расширения числа «своих» заказчиков, которые умеют осознанно формулировать заказ, управленцу необходимо транслировать культурные ценности организации и создавать общее поле для понимания. Поэтому для презентации родителям процесса и результатов тьюторского сопровождения в Академии возможностей «LADьЯ» используются различные способы визуализации. А при разработке тьюторского инструментария учитываются формы его предъявления для популяризации тьюторской услуги. К таким инструментам относятся «ЛАД» (Личный Атлас Дел), тьюторская игра «#CompassLada», личные навигаторы и карты («Карта интересов», «Карта возможностей», «Карта самостоятельности»).

 Полная версия текста с рисунками расположена по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1ATee7l6WjFV_CIQH6YjyY-X47lfdP4wZ/edit?usp=sharing&ouid=100782454943212935753&rtpof=true&sd=true.

Лазарева Лада Игоревна

Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ», Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье» Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...) Региональный эксперт МТА (Московское отделение), Создатель сертифицированной тьюторской практики, Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem», Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

Related Posts

Библиотека, Дошкольное образование, Книжная полка тьютора
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

  Образовательное картирование по технологиям «SelfSkillsSystem» как инструмент освоения интегративного мышления Автор: Лада Лазарева Образование современного человека в

Дошкольное образование, Москва и Московская область, Технологии тьюторского сопровождения, Тьюторство в дошкольном образовании
Картирование в ДОУ

Обновленная версия раздела о картировании в работе дошкольников из книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…»

Руководитель Московского регионального отделения

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Место работы: Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

Руководитель регионально отделения Московской области

Координатор страницы Дошкольное образование

Ратникова Юлия Николаевна

Ратникова Юлия Николаевна

Место работы и должность: педагог дошкольного учреждения "Центр развития - детский сад 18" Дюймовочка " г. Усть - Илимск.
Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, автор практики индивидуализации «Дом вопросов и ответов», руководитель Городской школой молодых педагогов, член Интегрированной муниципальной команды тьюторов г. Усть - Илимска.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости