ИНСТРУМЕНТЫ ТЬЮТОРА ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
 /  Частная школа / Частная школа / ИНСТРУМЕНТЫ ТЬЮТОРА ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ ТЬЮТОРА ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Самоопределение. Непростое понятие. Непростые действия тьютора, направленные на то, чтобы оно, это самое самоопределение случилось.

Частным школам, полагаю, несколько проще. Есть некий простор для действий. Хотя есть и муниципальные школы, которые находят инструменты и форматы, способствующие самоопределению. В этой статье рассказываю про опыт небольшой (чуть больше сотни учеников) частной школы на юго-западе Москвы.

У нас Монтессори-школа. Её среда уже сама по себе направлена на пробуждение самости, даже в самом маленьком человеке.

С детского сада и, уж, конечно, в школе – множество мест, где можно (нужно!) самоопределиться:

– выбрать Монтессори-материал, с которым будешь заниматься;

– место работы (можно за партой, а можно на коврике на полу);

– способ работы (в одиночку, с напарником, в группе детей).

Монтессори-педагоги владеют многими тьюторскими компетенциями:

– умением наблюдать, не вмешиваясь;

– оберегать детскую самость;

– охранять моменты концентрации;

– задавать вопросы, обращающие ребёнка к себе.

И постепенно-постоянно идёт в небольшом человеке большая внутренняя работа по пониманию себя, по выстраиванию своих границ, узнаванию и уважению границ другого.

Встроить в такую образовательную модель присутствие, участие, поддержку тьютора несложно.

В четвёртом классе у ребят появляются групповые тьюториалы для всех. Для этих встреч выбирается время в расписании. Дополнительно есть индивидуальные тьюториалы для тех, кто решил, что ему нужен личный тьютор. Разговор о том, кто такой тьютор, в чём он может помочь, ведётся в начале года на групповых тьюториалах. Выбор тьютора обустроен специальным ритуалом.

На групповых тьюториалах тьюторы работают с образом будущего, сопровождают составление карт интересов и ресурсных карт. Также мы используем разнообразный арсенал игр. Начиная с очень простых игр на основе вопросов и ответов, которые являются поводом обсудить важные темы, поговорить о себе, о своём отношении к миру вокруг и заканчивая специально разработанными на основе трансформационно-интеграционного метода играми – метафорами внутреннего мира, выбора жизненного пути и т.п.

Всё это составляет содержание тьюториалов, но, кроме этого, есть и другие поводы поговорить о том, как определяет себя юный человек в этом мире. В школе есть множество мест и событий, где можно проявить, попробовать себя:

– Управляющий совет, где есть представители всех классов, даже самых младших;

– образовательные события в школе;

– образовательные выезды за пределы школы.

Все эти события и действия сопровождаются рефлексией, что делает процесс самоопределения естественным. Разумеется, у разных детей он идёт с разной скоростью и с разной динамикой, но какой же это удивительный процесс – процесс понимания, кто я, какой я, что делает меня счастливым, что продвигает меня к моим целям.

К подростковому возрасту все эти вопросы набухают, становятся особенно зримыми, очерчиваются  и выпячиваются так, что порой взрослым становится неудобно и больно.

Наступает великое время ПРОБ. Проб себя. Личностных, деятельностных, профессиональных.

Самое время тьютору обустраивать живую среду для этого. Ту самую среду. Гибкую, открытую, неструктурированную, избыточную.

Мы в школе делаем погружения. Чтобы уж если проба, то по полной – с утра до вечера целую неделю. Подростки пробуют быть исследователями (себя и мира вокруг), когда едут в другие города и проектируют себе маршруты и объекты изучения. Подростки пробуют себя в управленческой сфере, когда наравне со взрослыми организуют большие проекты. Подростки совершают личностные пробы, когда выбирают новые для себя направления и изучают их. Подростки пробуют себя в профессии, изучая, вникая, знакомясь с профессионалами, совершая пробные действия. Для каждого вида проб есть своя технология, своё место в учебном плане, они постепенно превращаются в традиции, и тогда дети ещё сильнее могут влиять на них, формулируя свой запрос – образовательный и профессиональный.

Ребята хорошо откликаются на интенсивные форматы – есть выбор, параметры которого задают они сами (направления в любых пробах появляются из запроса), есть профессионал, который работает из своего опыта, из своей позиции, максимально быстро виден сдвиг – трансформация – тот самый процесс самоопределения и, наконец, интенсив – это формат, сконцентрированный во времени, когда ты знаешь, что после глубокой и серьёзной работы последует длительный период размышлений и присвоения опыта.

Самое главное для тьютора в вопросах самоопределения – быть честным и открытым, признаваться в своём незнании и вместе с тьюторантами искать дорогу. Ту самую, на которой тьютор – проводник и помощник, – дорогу к себе.

Своими находками, изобретениями и инструментами мы с коллегами по Всероссийскому образовательному проекту «Соседство» (sosedstvo-school.ru) делимся в телеграм-канале «Открытое образование будущего» – https://t.me/Open_education_for_future

И школа наша – МШСО (бывшая – Наши пенаты) всегда открыта для общения и обмена опытом! Пишите в телеграм (@zhikharka_all) и приходите в гости!

Тьютор ЧОУ ОО «Международная школа

смешанного обучения» (г. Москва)

Алёна Трухина

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

tyucherki@gmail.com

Старший тьютор ОАНО Школа "Ника"

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости