Вторник
27 ИюнПрактики индивидуализации дополнительного образования детей на Дне тьютора
Практики индивидуализации дополнительного образования детей на Дне тьютора
На VII Всероссийской тьюторской конференции «День тьютора» МБОУ ДО «Центр детского творчества» был активным её участником, защищалась практика индивидуализации «Практика сопровождения развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в инновационной деятельности на основе принципа индивидуализации» на экспертной лаборатории, экспертами которой выступали федеральный эксперт Лашова Валентина Афанасьевна (Пермский край, с. Берёзовка), региональный эксперт Киршина Лариса Николаевна (Удмуртская Республика, город Ижевск). В формате тьюторских гостиных педагоги Центра представляли практики работы с учащимися на занятиях по английскому языку, академическому вокалу, биологии.
Практика индивидуализации, которую представила на открытую экспертизу Деветьярова Ирина Николаевна, решает вопрос самоопределения и профессионального развития педагогов дополнительного образования в инновационной деятельности, результатом которой являются активизация инициативности, самостоятельности и ответственности через рефлексию, сопровождение и пробные действия при реализации индивидуальной образовательной программы.
Тему «Осмысление приемов индивидуализации в практике педагогической деятельности с младшими школьниками на примере модуля «ЛЕС» ДООП «Тайны природы» освещала Шайхутдинова Яна Игоревна. Её целью участия в конференции было осмысление понятия индивидуализации, ее особенности в дополнительном образовании. Педагог поделилась апробированными педагогическими приемами, отвечающими принципу индивидуализации. Активно в работе с текстами использует метод вопрошания, игровые приемы. В качестве результата обучения она выделила читательскую и естественнонаучную грамотность. Рефлексируя участие в конференции, отвечая на вопросы «Дырявого зеркала» педагог задумался над: «Смогут ли дети составлять научный текст самостоятельно?», «Как адаптировать метод вопрошания для младших школьников?», «Структура индивидуализации – это темная лошадка, которая открывается постепенно в ходе практики?». Отмеченный педагогом инсайт заключается в понимании, что нужно самой искать ответы на сформулированные вопросы.
По теме «Сторителлинг на занятиях английским языком в рамках индивидуализации» Кальнова Валерия Вадимовна представила комплекс занятий для учащихся младшего подросткового возраста, в основе которого база общеизвестных традиционных сказок. В рамках комплекса происходит переход от чтения самих текстов, освоения приемов сторителлинга к поэтапному созданию собственной сказки в ненавязчивой форме. Данный комплекс разрабатывался с учетом коммуникативного подхода преподавания иностранного языка. Широкий выбор, который представлен ученику, а также инструменты для планирования, в первую очередь способствуют развитию самостоятельности, ответственности за свой результат и субъектного включения. Вопросы экспертов для осмысления в практике преподавания «Как складывается ИОМ?», «Как строится работа с сильными детьми и как со слабыми?», «Работа с отказом». Рефлексивные мысли, которые возникли после участия в гостиной: «Запуталась в понимании, что такое ИОМ, после того, как тьютор сказала, что ИОМ может быть парный и групповой. Принципы работы с инициативами детей в целом понятны, со слабыми и отстающими в целом тоже. Рекомендации от экспертов были крайне уместны и способствовали появлению еще нескольких идей по комплексу занятий. Конференция была крайне полезна и позволила лучше понять, как строится индивидуализация в различных дисциплинах, не только в английском языке».
Практикой применения принципа индивидуализации на занятии вокального ансамбля поделился педагог дополнительного образования Гущина Юлия Михайловна. Педагог поставила для себя следующие задачи:
– развить личностные качества учащихся;
– привить интерес к музыкальной деятельности;
– сформировать условия для самостоятельного и осознанного выбора на занятии.
Первый опыт индивидуализации у педагога состоялся на занятии «Музыкальный образ, как эмоциональная картина». На занятии дети впервые попробовали механизм выбора, а именно песни. На занятии были созданы все условия для творческого процесса: на столах у детей лежали картинки с QR-кодами, наведя на который ребенок мог перейти на песню, послушать ее и сделать выбор. Так же к каждой выбранной песне дети подбирали прилагательные с эмоциями. В дополнении на столе лежали тексты песен, шумовые музыкальные инструменты. После выбора песни каждому ребенку, был задан вопрос: почему ты выбрал именно эту песню? Важно, что каждый ребенок смог сам ответить на вопрос. Ответы детей были разными: кому-то понравился характер песни, несколько детей выбрали песню, которую уже слышали, некоторые повторили за товарищами. В ходе рефлексии были получены положительные отзывы детей, ребятам понравилось выбирать, и работать над песней, которая им больше всего понравилась. И как результат выбора своей песни несколько ребят выступили на концерте, посвящённой Дню защитника Отечества.
Следующий опыт применения принципа индивидуализации на занятии вокалом состоялся на образовательном событии «Три шага выбора репертуара вместе с детьми». Цель занятия: научить детей понимать и обосновывать свой выбор для создания творческого номера. Начав занятие с обсуждения с учащимися, что их больше всего волнует на данный момент, дети поделились своими переживаниями, из который были выделены 4 проблемы, наиболее важные для детей младшего подросткового возраста:
- «Школьная жизнь» (взаимоотношения с учителями, большая нагрузка в школе, отношения с одноклассниками);
- «Отношения в семье» (родительский контроль, карманные расходы, родители считают меня маленьким);
- «Экология в городе» (отношение к природе, животным и окружающим);
- «Мир во всем мире» (любовь и уважение к себе, окружающим и к жизни).
Озвучив эти проблемы, детям было предложено выбрать наиболее важную тему для себя, также с ребятами было оговорено, что одна из тем будет в дальнейшем главной темой будущего выступления. К выбору темы дети подошли ответственно, аргументируя свой выбор. По результатам голосования на первое место вышла тема школьной жизни. По этой теме продолжилась работа на следующих занятиях. Дети к следующим занятиям подбирали фильмы, мультфильмы и песни про школу. А также каждому ученику нужно было выбрать песню о школе, которую бы он хотел выучить.
Кто и каким образом проявил ответственность, активность и самостоятельность на последующих занятиях? Через речевые игры и упражнения (упражнения на дыхание, произношение скороговорок, артикуляционные упражнения) наблюдался уровень активности детей. Самостоятельность через домашние задания: сколько ребенок принес примеров для разучивания, как рассказал о песне, как принимал решения сделать тот или иной выбор Уровень ответственности наблюдался уже на занятии, выучил ли ребенок текст и мелодию своей песни, как посещал занятия, как реагировал на замечания в пении.
Следующий опыт применения принципа индивидуализации состоялся на экскурсии в кукольный театр. Вперед началом экскурсии каждый ребенок определил для себя цель и ту область театрального искусства для наблюдения, которая была ему важна. После посещения ребята поделились мнением, о том удалось ли им удовлетворить свой образовательный интерес в ходе экскурсии.
В ходе обсуждения практики педагог для себя выделил несколько вопросов от экспертов над которыми он хотел бы поработать: «Какой результат был у других детей, которые не выступили на концерте?», «Что самое важное для вас в вашей практике реализации принципа индивидуализации?»