Экспедиция как образовательное событие: взгляд семьи

Экспедиция как образовательное событие: взгляд семьи

Опубликован сборник статей участников ежегодной тьюторской конференции “Тьюторство в открытом образовательном пространстве: семья и ресурсы тьюторского сопровождения: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, 23–25 октября 2024 г., г. Москва / под ред. Т.М. Ковалевой, О.Н. Мачехиной, Е.А. Волошиной. М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО “А-Приор”, 2024. – 312 с.
ISBN 978-5-384-00329-8″

В сборнике опубликована моя статья “Экспедиция как образовательное событие: взгляд семьи” (автор: Трясцина Татьяна Матвеевна (стр.162)).

Это часть моей большей статьи “Экспедиция «Лето наших открытий» глазами семьи” , которую публикую ниже.

💝Благодарю семьи, участников экспедиции, которые написали свои отзывы о значении экспедиционных выездов.‼

Фотографии с экспедиции 2024 года, автор Одинцов А.В.

Дислоцировались у деревни Лолошур-Возжи Граховского района Удмуртии.

Наша дружная экспедиционная “семья”!

 

 

“Взрослые” участники экспедиции: учителя, преподаватели вуза (они же и родители) , студенты и родители…

Вожатые – важная организационная составляющая экспедиций

 

 

 

 

 

“Завхозы” – студенты, выросшие в экспедиции, и родители обеспечивают комфортное обитание в полевом лагере.

 

 

 

 

Трясцина Татьяна Матвеевна, методист МБОУ ДО «ЦДТ Устиновского района»,  Руководитель Республиканской инновационной площадки «Исследователь нового века», сертифицированный тьютор МТА, федеральный эксперт МТА в области индивидуализации и тьюторства E-mail: isttm@mail.ru

Экспедиция «Лето наших открытий» глазами семьи

Про экспедицию «Лето наших открытий» можно рассказывать исходя из разных позиций и ракурсов. В 2018 году на тьюторской конференции представлены результаты тьюторского сопровождения участников исследовательской экспедиции. Статья опубликована в сборнике конференции. [2] В сегодняшней статье представлены  результаты экспедиции с позиции семьи, как участника образовательного события.

Эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших открытий» — это ежегодное событие, которое организуется и проводится в рамках программы «Исследователь нового века» в МБОУ ДО «Центре детского творчества Устиновского района» города Ижевска. Программа, основанная в 2000 году, объединяет ресурсы общего и дополнительного образования, способствуя развитию исследовательской и проектной деятельности школьников. С 2022 года на базе программы начала действовать Республиканская инновационная площадка по индивидуальному проекту старшеклассника. Экспедиция — это неотъемлемая часть программы «Исследователь нового века», в рамках которой школьники получают и совершенствуют свои исследовательские, проектные и другие навыки.

Экспедиции  дислоцируются в сельской местности Удмуртской Республики и представляют собой уникальную возможность для школьников получить знания и опыт, которые останутся с ними на всю жизнь. Проведено 23 экспедиционных выезда в 13 из 25 районов Удмуртии. Как писал Юрий Ефремов: «Только познавая свой край, открывая его для себя, человек проникается чувством гордости и любви к своей Родине». Познание малой родины в условиях палаточного лагеря, наполненное яркими впечатлениями и эмоциями, оказывает значительное влияние на формирование личности подростка. Девиз экспедиции звучит как «Познаем окружающий мир глазами, ногами, руками, душой». Здесь городские школьники соприкасаются с миром живой природы, что оставляет неизгладимое впечатление. Под руководством учёных у участников экспедиции есть возможность комплексного изучения природных сообществ и историко-культурного наследия народов Удмуртии. Выезжая в сельскую местность и общаясь с местными жителями, школьники учатся толерантному отношению к представителям других культур и слоев населения, а также исследуют этнические особенности культуры и быта населённого пункта. Трудно переоценить воспитательный аспект живого общения школьников с природой, учёными и друг с другом. Подросток получает «другое образование», которое останется с ним на всю жизнь. (Подробнее познакомиться с экспедицией (фото, фильмы и др.) можно на странице ВК «Школа исследователей» http://vk.com/club44495473). 

Экспедиции традиционно проводятся в первой декаде июля. Палаточный лагерь экспедиции располагается вне населенного пункта (2-5 км). В экспедиции участвуют школьники и учителя из образовательных учреждений городов Ижевска, Можги, Воткинска, а также из сельских школ районов Удмуртии. Дети объединены в разновозрастные отряды из разных образовательных учреждений. Отрядов бывает от 6 до 10 по 12-15 человек. Возраст детей в отряде от 6 до 17 лет. С каждым отрядом работают двое вожатых – студент и абитуриент/ старшеклассник, а также двое учителей/преподавателей в позиции тьютора.

В экспедицию «Лето наших открытий» школьники отправляются самостоятельно, начиная с 6 класса, то есть с 12 лет. До этого возраста их сопровождают взрослые члены семьи: бабушки, старшие братья или сестры, мамы или папы, а иногда вся семья отправляется в путь. Традиционно в экспедициях принимают участие учителя и преподаватели вузов, которые берут с собой своих детей, племянников, а иногда и внуков. Ежегодно в экспедициях принимает участие от 13 до 25 семей. Некоторые из них имеют опыт экспедиционных выездов от 3 до 20 лет. Самому юному участнику экспедиции было всего 1,5 года, а сегодня он уже учится в 6 классе. А самому старшему участнику было 67 лет. В экспедиции есть занятия для всех возрастов. Для многих семей экспедиция становится настоящим событием, к которому они готовятся заранее. Ниже приведены отзывы некоторых семей, которые принимали участие в экспедициях «Лето наших открытий»:

Г. Ирина А.: «Экспедиция для нашей семьи – СОБЫТИЕ ГОДА!!! Мой муж, в экспедиции бывает не долго, но это «святое». Экспедиция развивает в нём ответственность за семью – надо нас всех доставить, включая моих учеников, следить за домом и хозяйством пока мы в экспедиции, отвечать за всех моих многочисленных домашних животных!!! Это очень ответственно и поверьте за пятнадцать экспедиций, не произошло ни одного печального сюжета!!! Хотя поначалу ворчал, но сейчас понимает – мы не можем без экспедиции!!!  

В экспедиции мы как одна большая семья, РОД, племя!!!  Дети из семьи добрее. Пусть наша экспедиция и будет как одна большая «Умная и творческая» семья!!!

М. Ольга Г.: «Экспедиция, это место где хорошо с семьей и где все друг другу семья»

М, Мария В.: Экспедиция – это большая семья, где каждый находит своё место. Открывают даже давно знакомых людей с другой стороны. Где все дети общие. Где все помогут, подскажут, научат и порадуются успехам».

М. Татьяна В.: «Наша семья выезжала в экспедицию уже более 10 раз.
Для взрослых экспедиция это смена обстановки, отдых и конечно повышение квалификации. В экспедицию я еду, чтобы встретиться с единомышленниками, друзьями, добрыми и заботливым людьми. Начало июля – это особенное время, приближения которого с нетерпением ждёт мой ребёнок».

П. Любовь П.:   «За 20 лет я вижу её результаты для участников — на моих глазах выросло уже целое поколение, и не одно. И выросли отличные люди, у которых самые настоящие жизненные ценности. К сожалению, в нашем мире происходит обесценивание истинных ценностей. Но в экспедиции эти 10 дней — другой мир, другая жизнь! Мне нравится видеть, что дети это ценят. Наши дети (т.е. что ездят регулярно) не мыслят уже свою жизнь  без этой экспедиции. Они не только получают знания, учатся чему-то, но в первую очередь видят другой мир, и понимают, что такой мир есть, есть люди, которые ценят это и строят свою жизнь так. Так формируется мировоззрение. Поэтому я хочу, чтоб таких детей было больше, в том числе и своих собственных, чтоб моя малышня выросла в этом!

 И  у экспедиции еще один неожиданный результат: рождение во многих семьях участников экспедиции третьих детей! Считаю, что это тоже не случайно. Что-то такое в экспедиции происходит с головами не только детей, но и со взрослых…. Я опять — про настоящие ценности».

Ч. Ирина В.: «Экспедиция – это время когда я могу ВСЕЦЕЛО и круглосуточно находится с семьей! В течении учебного года, а вся моя жизнь делится на учебное и каникулярное время, нет времени просто посидеть, поговорить, посмотреть за плывущими облаками… Теперь мои дети, планируя лето, обязательно включают в список ЭКСПЕДИЦИЮ».

В. Вера В.: «В экспедицию мы ездим практически всей семьёй. Оба ребёнка являются участниками, я езжу как педагог, папа отвозит нас и забирает, даже несмотря на свой жёсткий график на заводе. Экспедиция является маркером сплоченности семьи, поскольку заставляет совместно строить планы, организует семейное время. Для всех наших друзей это время неприкосновенное, все знают, что в эти дни мы заняты интересным делом и не покушаются на это время, а относятся к нему с уважением».

Г. Алексей В.: «В экспедиции мы с дочерью взаимодействовали в ситуациях, с которыми ранее не сталкивались. Я мог видеть, как она взаимодействовала с другими людьми, как младше её по возрасту (детьми), так и взрослыми (преподавателями и не преподавателями). Она так же видела меня с другой стороны, не только как папу, но и как работника по хозяйству, организатора. Экспедиция создает условия для многогранного взаимодействия. Экспедиция и мне, и дочери дала понять, что можно высокоэффективно решать различные задачи даже в сложных бытовых условиях.

В 2024 году я впервые привез на 1 день в экспедицию жену и еще двух своих детей. Целью было показать условия экспедиции. Младшая дочь теперь думает в 2025 году тоже поехать в экспедицию на всю смену. Сын очень хотел остаться на ночь. Результатом этой поездки стало принятие, что проживание в природных условиях может быть довольно комфортабельным. Я утвердился в своем мнение, что повсеместное вмешательство человека в природу делает её скуднее и менее разнообразнее, и жизнь любого существа ценна. Участие в экспедициях это часть моей стратегии показать семье, что жизнь не ограничивается стенами квартиры и учебных заведений, а интересных людей, гораздо больше, чем встречается нам в обыденной жизни».

Т. Татьяна Д.: « В экспедиции дети знакомятся с природой и культурой Удмуртии, больше узнают о своем родном крае. Нам, взрослым, всегда приятно провести время в компании единомышленников и профессионалов».

С. Татьяна Г.: «Мы (родители)  занимаемся с детьми вместе на занятиях для малышей – играем, изучаем, открываем мир. Учимся находить радость в мелочах. Начали замечать вещи, на которые не обращаешь внимание в повседневности. Город оказывается такой серый, раньше не обращала внимание».

А Наталья А.: «Ценность экспедиции для семьи в её объединении общей целью. В проведённое вместе время мы становимся тоже в каком-то смысле открытием друг для друга))). Видим друг друга по-новому, в разных аспектах, с «разных сторон. Вырабатывается выдержка, воспитывается трудолюбие, умение проживать вместе в походных условиях, понимать друг друга. Это сплачивает семью – она становится крепче и сильнее. Здорово ездить семьями, если предоставляется такая возможность – её надо использовать! Впечатлений столько общих семейных останется на всю жизнь!»

М. Надежда Л.: «Самое ценное это общение, общение со взрослыми, с детьми, с природой. Каждая экспедиция это открытие: открытие в природе, в детях, в себе. Первая экспедиция в 2008 году, было очень тревожно: жить в палатках 10 дней, без удобств и отвечать за здоровье и жизнь детей, собрать материал для исследовательских работ. А главное что такое исследовательская работа? И вообще исследовательская деятельность?  Вопросов было очень много. По окончанию экспедиции эмоции положительные переполняли меня и моего старшего сына, ему было 12 лет. Он мужественно  осилил долгую дорогу до горы Байгурезь. С помощью вожатой и мамы написал интересную работу, освоил метеоприборы, а самое главное он повысил свою самооценку и  в школе в своем классе  вышел на  уровень лидера. Младший сын стал участником экспедиции первый раз в 2010 году в возрасте 9 лет. На примере братьев участницами  экспедиции стали их двоюродные сестры. Вот так наша семья ежегодно участвует в экспедиции. И я очень  надеюсь, что и мой внук станет участником экспедиции «Лето наших открытий». Мощный образовательный и воспитательный  потенциал содержит пространство  экспедиции».

Мы организуем экспедицию как образовательное событие, чтобы учащиеся и педагоги освоили новые компетенции; чтобы  погрузились в новые виды деятельности; чтобы познакомились с новыми субъектами образования. В образовательном пространстве экспедиции есть места для пробно-поисковой активности с возможностью проявления детьми своих образовательных интересов и для смены исполнительской парадигмы на инициативную и главное – чтобы сформировалась  субъектность участника (инициативности, ответственности, самоопределения). По Б. Д. Эльконину: «Событие – это сдвиг жизни, вхождение в энергию жизни, большую, чем энергия входящего». Это акт развития! [3]

Пространство экспедиции организовано по тьюторской модели. Тьюторская модель организации предполагает четыре основных такта деятельности: выявление и оформление образовательного запроса участника экспедиции, проектирование (насыщение и расширение) образовательной среды, навигация в ней и сопровождение индивидуального образовательного маршрута,  а также рефлексия осуществляемой деятельности.

Работа с образовательным запросом участников экспедиции начинается в процессе подготовки к ней. Ключевым этапом в этом процессе является индивидуальное собеседование с каждым участником и его родителями. На этом собеседовании руководитель экспедиции выясняет основную цель поездки. Часто инициаторами поездки становятся родители. Они хотят, чтобы их ребенок попробовал свои силы в условиях палаточного лагеря, осознавая всю значимость такого опыта. В таких случаях подростку предоставляется время на размышления — 2-3 дня — чтобы он мог принять решение о том, нужно ли ему это испытание и чем он будет заниматься в экспедиции. Большинство подростков решают принять участие в этом приключении.

Образовательное пространство экспедиции неструктурированно, насыщено, избыточно и вариативно Подросток, основываясь на своём интересе и увлечении, выбирает направление деятельности: ботаника, зоология, природопользование, краеведение с социологией и журналистикой. Определяется с формой представления результатов деятельности: исследование или проект (в т.ч. творческий). Образовательный процесс построен не по линейному расписанию занятий. С помощью тьютора, подросток выбирает из образовательного пространства экспедиции те занятия и виды деятельности, которые ему необходимы для реализации образовательного запроса, строит индивидуальный образовательный маршрут. Кроме основной, исследовательской, направленности деятельности подросток выбирает из дополнительных мини курсов занятия интеллектуальной, прикладной, творческой и спортивной направленности. На индивидуальных и групповых тьюториалах, подростки рефлексируют о сделанном на каждом этапе, о возникающих проблемах и затруднениях в реализации индивидуального образовательного маршрута, о прожитом дне.

В образовательном пространстве экспедиции реализуем 4 программы с традиционным содержанием: «Летняя полевая школа» с 5 лабораториями (ботаника, зоология, природопользование, краеведение и юный исследователь), «Исследователь», «От знаний к проекту», «Досуговая программа».  Насыщенность образовательного пространства экспедиции достигается благодаря использованию и интеграции разнообразных ресурсов:

  • Природная среда: Объекты и явления природы, а также специалисты, обладающие знаниями о них.
  • Культура и история населения: Музеи, сообщества, библиотеки, местные жители, администрация, краеведческие ресурсы и их носители.
  • Хозяйственная деятельность человека: Фермеры, сельскохозяйственное производство, оборудование и техника, а также специалисты-организаторы производства.
  • Участники экспедиции: Их увлечения, профессиональные навыки и цели.

Помимо школьников участниками экспедиции являются учителя, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, а также родители и сопровождающие. В процессе подготовки к выезду в рамках групповых и индивидуальных встреч обсуждаются основные цели и задачи взрослых, а также планируется их деятельность в рамках экспедиции. Студенты Института естественных наук и Института истории и социологии Удмуртского государственного университета проходят педагогическую практику в качестве вожатых и педагогов. Они стремятся попробовать себя в роли учителя, чтобы определиться, стоит ли идти работать в школу к детям. Студенты Института естественных наук после первого курса также проходят практику по метеорологии и почвоведению. Учителя участвуют в экспедиции, чтобы получить новые знания и эмоции, поделиться своими достижениями и наработками, в том числе творческими, а также обсудить и решить педагогические и профессиональные вопросы и проблемы. Вузовские преподаватели стремятся показать красоту, гармонию природы и многогранность родного края, зарядиться детской энергией любознательности и вместе со школьниками опробовать некоторые методики исследований и совершить открытия в новом уголке республики.

Экспедиция представляет собой образовательное событие, в разработке содержания которого принимают участие как взрослые, так и студенты со школьниками. . «…При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания,  …».[1] Принцип открытости в формировании образовательной среды экспедиции позволяет участникам заявить о проведении мини-курсов интеллектуального, прикладного и творческого характера. Для этого необходимо подготовить «Техническое задание для описания образовательного ресурса». Примеры таких ресурсов, предлагаемых участниками: Финансовая грамотность для подростков, пенсионеров и взрослых. Работа с войлоком, ткачество, прядение. Работа с берестой и лыком. Роспись, рисунок, фотография, графика. Настольные игры (более 100 вариантов). Работа с глиной и природными материалами, такими как крапива. Древолазание, работа с инструментами (топор, ножовка, гвозди и др.). Туристические навыки: турполоса, ориентирование, туристические узлы, установка палатки и тента, разведение костра, приготовление пищи на костре. Организация концертов и игр. Самодеятельность и импровизация. Фольклор и многое другое. Спортивный час. Таким образом, образовательное пространство экспедиции становится не только насыщенным, но и вариативным.

Взрослые (учителя, преподаватели, родители/сопровождающие) участники экспедиции «Лето наших открытий», значимым для себя выделяют следующие:

Г. Ирина А.: «Я в экспедиции реализую себя по полной программе за весь свой Род!!! Вот представьте, как это быть мамочкой не только своим родным детям, но и экспедиционерам. В экспедиции происходит самое ценное, с чем связана наша профессиональная деятельность – развитие «за неделю, как за год», узнаём больше чем за год, а самое главное всё это происходит на практике и в творческой форме.   Экспедиция помогла расширить круг интересных знакомых, друзей».

М.Ольга Г.: «Экспедиция для меня – зона профессионального роста».

О.Андрей В.: «Мы рады встрече с интересными людьми и старыми друзьями».

А. Сергей И.  «Условия экспедиции помогают вспомнить знания, полученные от бабушки – это для меня. И вижу, что обоим моим детям это нравится, ну и дочь, видит во мне человека, способного, выжить в природных условиях и обеспечить других ресурсами».

М. Мария В.: «Каждая экспедиция необыкновенное приключение. С экспедиции никто не возвращается прежним. И взрослые, и дети меняются. Взрослые открывают что-то новое для себя и в себе, общаясь с другими увлеченными людьми, заряжаются идеями, позитивом».

М. Татьяна В.: «Для меня экспедиция – это место, где я реализую свои биологические интересы, тренирую и пополняю свои ботанический знания, помогаю детям больше узнать о жизни растений».

В. Вера В.: «Для меня каждая экспедиция особенная. Хорошо помню свои чувства в первый раз, когда приехала в родной район и словно заново открыла для себя малую родину. Укрепилась гордость за родное село и односельчан! В этот раз экспедиция была ценна своим опытом общения и научила выбирать людей для продуктивного взаимодействия. …Что касается меня, то, к моей большой радости, я перестаю на время экспедиции быть управленцем, радуюсь жизни и природе, общаюсь с людьми и думаю о тьюторстве».

Г. Алексей В.: «В экспедиции много людей увлеченных какими-то идеями или своим делом, думаю, что это создало предпосылки и для моей дочери определиться четче со своим профессиональном выбором. Я сам стал больше задумываться о том, в чем суть моей работы и какой от нее смысл в глобальном плане».

С. Татьяна Г.: «Я поняла как прекрасна еда, приготовленная на костре. Как интересна и насыщенна наша страна и Удмуртия в частности. В экспедиции начинаешь ценить мелочи – бутылка горячей воды в спальник, чтобы не замерзнуть, туман над полем. Что со всеми проблемами можно справиться – переночевать 9 ночей в палатке, пройти многокилометровый маршрут. Сделать с детьми проект на том, что есть «под ногами»».

А. Наталья А.: «Ценность экспедиции для детей и для всей семьи – это новые открытия, которые происходят каждый день и для каждого на протяжении всей смены!!! Весь окружающий мир предстаёт, как неизведанные богатства, гармоничность и мудрость природы (что раньше не замечали, не обращали внимание – открывается как чудо! Прекрасные люди – единомышленники: взрослые и дети собираются вместе и делятся опытом, знаниями и любовью, поддерживают друг друга. И это прекрасно!» 

М. Надежда Л.: «Экспедиция повлияла на меня: научилась жить в полевых условиях, я стала больше замечать интересное и красивое вокруг нас;  собирать материалы для исследовательских работ трудно, но интересно, а главное общение с  ребятами при сопровождении их исследований и проектов. Сейчас я не могу представить свою работу в школе без исследовательской деятельности, именно она дает удовлетворение от учительской работы. Много материалов собранных в экспедиции использую на уроках».

Подросток, участвуя в различных видах деятельности и взаимодействий в рамках экспедиции, приобретает так называемые гибкие навыки (soft skills), такие как критическое мышление, коммуникация, командная работа и креативность. Но самое важное — это развитие так называемых self-skills, то есть умений, которые помогают подросткам проявлять собственный интерес, организовывать совместную работу с ровесниками и взрослыми специалистами, а также проводить рефлексию оснований деятельности, осуществлять пробы самоопределения, Они учатся брать на себя ответственность, самоорганизовываться и быть самостоятельными.

В течение дня подростки в экспедиции находятся в разных группах. Каждый день они собираются в отряды для подготовки мероприятий и на вечерние «огоньки». Первые два дня — это организационный период, когда школьники занимаются в своих отрядах. Затем, выбрав лабораторию (направление) и составив индивидуальный образовательный маршрут, они занимаются в группе своей лаборатории. Дети взаимодействуют в группах, которые формируются по типу итогового результата: например, проектанты занимаются в одной группе, а исследователи — в другой. Также они собираются на мастер-классах и мини курсах, которые проводятся вне образовательных программ. Регулярная смена групп способствует интенсивному общению подростков в течение дня и всей экспедиции. На итоговых тьюториалах многие из них отмечают, что приобрели навыки общения и завели много новых друзей.

Ниже приведены примеры, как взрослые участники экспедиции «Лето наших открытий» оценивают значение участия в ней для своих детей и племянников:

Г. Ирина А.: «Наши дети выросли в экспедиции, профессии моих детей связаны с тем, чем они занимались в экспедиции. Поподробнее – старшая дочь работает в ИжГТУ сейчас она организует учебный процесс, очень часто говорит, о том как это всё в экспедиции чётко и без заминок.  Вторая – получила образование в ИжГСХА, все экспедиционные знания ей пригодились в учёбе и сейчас она специалист – технолог в области С/Х продукции.  Младшая дочь вообще – плод экспедиции!!! После очередной экспедиции я сказала мужу, что так люблю детей, что хочу, чтобы наша семья была такой же большой. Вот и появилась в нашей семье третья дочь. Привезли ребёнка в экспедицию и можно не переживать за него всю смену. Она здесь в своей среде, пишет проект, общается с друзьями, а главное она полностью самостоятельна, занята любимыми делами, которые впоследствии помогают ей лучше учиться, быть активной и самостоятельной.  Племянница нашла в экспедиции лучших педагогов и с ними готовилась к сдаче ЕГЭ, участию в олимпиадах. Сейчас она студентка МГУ факультет «Почвоведение»».

М. Ольга Г.: «Меня радует, что мои юные экспедиционеры попробовали проектировать, исследовать. Это совсем в других областях «выстрелило». И дочь, и племянник поступили по результатам олимпиад. Совсем не естественнонаучных. Но то, что можно делать разные  работы, не бояться и проявлять себя на конкурсах – это заслуга и экспедиции тоже. … Еще умение жить в разных условиях. После жизни в палатке  они и в общаге смогли в лёгкую жить. Ну и конечно экспедиция – это возможность встречи разных культур: горожан и деревенских ребят; русских, удмуртов, …; совсем пожилых и совсем юных. Национальные костюмы, песни, ремесла, звуки, запахи родной природы – это те сокровища, которые останутся с нами всю жизнь. Верю, что это то удобрение, на котором вырастет  у детей любовь к людям, к нашей земле».

О. Андрей В.: «В экспедиции ребенок учится самостоятельности, учится общаться с детьми и взрослыми в полевых условиях. Экспедиция учит нас прислушиваться к другим людям, мнениям, позициям. Благодаря экспедициям дети научились делать проекты и исследовательские работы. У нашей семьи расширился круг друзей».

А. Сергей И.: «Дети, в экспедиции обретают самостоятельность. Начинают видеть наш мир в другом ракурсе. Были и такие дети, которые  спрашивали, как открыть тюбик зубной пасты. … Старший сын  поступил в медицинский.  В следующую экспедицию возьму младшего, он толком и в деревне то не был, на него и буду смотреть, как он себя будет вести в поле».

М. Мария В.: «В экспедиции самое ценное – это общение «в живую», умение детей справляться с тягостями походной жизни. Каждая экспедиция дает детям новый опыт, новые знакомства, новые успехи! Дети после экспедиции стали более самостоятельные, уверенные в себе. Я думаю, каждый ребенок, прошедший через экспедиции, будет вспоминать и скучать. Кто-то, конечно, свяжет свою жизнь и выберет себе профессию связанную с географией, биологией. Про своего ребенка говорить ещё рано, так как ему 8 лет, но я была бы рада и поддержала бы его решение, если бы он решил связать свою жизнь с географией, биологией, химией. Экспедиция поможет ему понять, что ему интереснее и сделать правильный выбор».

М. Татьяна В.: «Каждый день в экспедиции проходят интереснейшие мастер-классы разной направленности. Для детей кроме интеллектуальных занятий проводятся спортивные и разнообразные творческие мероприятия. Для младшей дочки экспедиция – это жизнь на природе, на свежем воздухе. Здесь не скучные занятия и много игр. Дети здесь становятся самостоятельными, закрепляя навыки бытового самообслуживания. Учатся дежурить на кухне, помогают готовить пищу и мыть посуду. Моя средняя дочь ездила в экспедицию 8 раз. Каждый год она набирала материал для исследовательских работ эколого-биологической направленности. Трижды она выезжала в молодёжные лагеря «Артек» и «Орленок» на профильные смены, организованные Русским Географическим Обществом. Благодаря экспедициям, исследовательской деятельности, моя дочь развила в себе любознательность, трудолюбие, критическое мышление». 

Ч. Ирина В.: «На моих детей экспедиция влияет положительно. Дочь  очень трудно находит общий язык в новом коллективе. Вожатые и дети умудряются подружиться с ней за короткое время.  Сын стал более самостоятельным. Оба стали относиться к занятиям в экспедиции более осознанно. Считают их неотъемлемой частью».

К. Лариса М.: «Дети учатся самостоятельности, принятию решений в трудных ситуациях. Дети узнают много нового  – начиная от азов жизни в палатке и заканчивая разнообразными экскурсиями на природе».

В. Вера В.: «Год от года я замечаю, что мои дети взрослеют и становятся самостоятельнее. Это хорошо проявляется именно здесь, в экспедиции. Формируется интерес младшего ребёнка – это проявление работы тьюторов и преподавателей. Вижу во влиянии экспедиции на моих детей только положительные моменты. Оба проявляют себя как лидеры, осознанно подходят ко многим вещам в жизни, умеют рассуждать и имеют свое мнение. При этом умеют делиться и поддерживать, не эгоисты. Сын – пятиклассник, получил положительный опыт выступления на крупной конференции в Казани.     Дочь в проектах давно перешла на монетизацию. Она стремительно выросла в экспедиции и готова примерять на себя новые роли. Я знаю, что ей бывает нелегко, но в итоге она со всем справляется. Два года она в экспедицию ездит как вожатая. Это, несомненно, влияет на развитие управленческих навыков. Для обучения в вузе она выбрала экономическую специальность с уклоном в управление предприятиями и организациями».

Б. Иван: «У ребенка появляются новые навыки, новые знакомства благодаря участию в экспедиции. А для нас, родителей, возможность активно провести выходные в хорошо знакомом коллективе (сами выросли в этой экспедиции). У нашей семьи появилось много знакомств в жизни. И очень важно, что у всех участников экспедиции вырабатывается понимание:  «относимся к природе не как потребители».

Т. Татьяна Д.: «Дети отвлечены от компьютеров и телефонов. Дети поняли, что можно интересно прожить без гаджетов. В экспедиции есть все возможности попробовать себя в своей будущей профессии. Старший сын попробовал себя в роли видео оператора, монтажера и автора видеоролика. Он смог применить свои навыки в реальных условиях».

С. Татьяна Г.: «Дети самостоятельны: определяются с родом занятий, интереса по направлению, изучают мир вокруг, решают с кем  общаться и как играть. Дети участвуют в конференции в школе. Очень волнуются, но рассказывают про свои открытия в экспедиции. Ни у кого нет таких тем нашкольных конференциях, как у моих детей».

А. Наталья А.: «Влияние экспедиции на умы и души детей и нас взрослых – ОГРОМНО!!! Мы, наверно, приезжая с экспедиции, уже становимся чуточку другими людьми… более чуткими, одухотворенными, счастливыми! Происходит переосмысление многих понятий, жизненных ситуаций и профессиональной деятельности в целом. Определяется, что важнее для тебя, и где можешь принести пользу людям! Про себя скажу, что я поменяла вектор профессии, т.е. профессия та же, а вектор другой. Детям в любом случае полезны знания, умения и навыки, приобретённые в экспедиции, для жизни!!! Старший сын учится в медицинской академии и знания в ботанике, зоологии и биологии  очень пригодились! Средний и младший сыновья пока определяются с направлениями. Важно, что каждый может найти себе тему исследования по душе! И это ГЛАВНОЕ».

М. Надежда Л. «Старший сын помимо освоения исследовательских навыкав научился работать с инструментами, и затем выезжал в экспедицию завхозом (обустраивал быт в палаточном лагере). Младший сын, защищая работы на конференциях, научился публичному выступлению, что помогло ему в театральном кружке и поступлению в творческий  ССУЗ. Старшая племянница  учиться в УдГУ, в Институте гражданской защиты на факультете  «Природообустройство и водопользование» (инженер-эколог). Младшая племянница  выбрала творческую профессию».

Мама N: «В экспедиции дети развиваются как самостоятельные личности, учатся взаимодействовать с другими членами коллектива, получают новые знания о природе. Дети приобрели новых друзей. Ограниченно пользовались мобильными телефонами (по крайней мере, на время экспедиции), что повлияло на самостоятельность, позволило быть более ориентированными на живое общение. У детей появилось желание помогать другим, участвовать в волонтёрских мероприятиях. Они поняли, как можно приносить пользу обществу и начали действовать».

 Экспедиция «Лето наших открытий» стала ярким событием, которое объединило детей и взрослых. Участники экспедиции смогли открыть для себя новые горизонты, освоить новые нормы общения и взаимодействия, научиться работать в команде и принимать ответственные решения. Дети смогли примерить на себя разные социальные роли: организатора, лидера и исполнителя. Они научились взаимодействовать с педагогами и родителями в процессе обучения, анализировать свою деятельность и планировать будущие события. Команда организаторов приобрела ценный опыт в проектировании образовательных мероприятий и освоила новые подходы к совместной организации детско-взрослого сообщества.

Список источников информации:

  1. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса. [Электронный ресурс]: сайт лицея №44 г. Чебоксары. Режим доступа: http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69 (апрель,2014)
  2. Трясцина Т.М. «Результаты тьютроского сопровождения участников исследовательской экспедиции». Сборник «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества»: материалы XI Международной научно-практической (ХХIII Всероссийской) конференции  30-31 октября 2018 г. Научные редакторы Т.М. Ковалева, А.А. Теров, технический редактор Н.В. Лебедева. – М.: МПГУ, 2018. – 258 с.
  3. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения – событие себя. Нелинейный сборник кейсов образовательных событий с комментариями участников. коллектив авторов – 2-е изд. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2017 – 256 с.

 

 

 

 

Tryastsina

МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района», г. Ижевск, методист. МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства, сертифицированный тьютор.

Related Posts

Монтессори-педагогика, Томская область
Тьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».

С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия

Ленинградская область, Санкт-Петербург
Образовательное событие «Пройди свой путь к успеху» состоялось! Мы вместе это сделали!

1.11.2024 г. в рамках реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» в 2024 году (Доп.

Координатор страницы Дополнительного образования детей

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости