Итоги лета 2024

Итоги лета 2024

Результаты эколого-краеведческой исследовательской экспедиции «Лето наших окрытий-2024»

Итоги экспедиции подводим на 1 сессии ДООП «Школа исследователей». Экспедиция – это важная часть программы «Исследователь нового века», которая на сегодняшний день является Республиканской инновационной площадкой на базе МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района».

 Место проведения: у деревни Лолошур-Возжи в Граховском районе Удмуртской Республики

Сроки проведения: с 29 июня по 7 июля 2024 года

Количество участников (смешанные группы) около 130 человек: в т.ч.87 подростков и  студентов и 41-43 взрослых (преподавателей, учителей, родителей)

Руководитель экспедиции: Трясцина Татьяна Матвеевна

Эколого-краеведческая экспедиция «Лето наших открытий» – образовательное событие.  Образовательное пространство экспедиции не структурированно, насыщено, избыточно и вариативно.  Школьник учится выбирать из этого пространства то, что ему необходимо для реализации его образовательного запроса. Подросток, исходя из своего интереса и запроса, составляет свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Тьюторы и учителя, с тьюторскими компетенциями на групповых тьюториалах помогают подросткам определиться с выбором того, чем они будут заниматься в экспедиции. Образовательный запрос участник оформляет в «Полевом дневнике» и составляет индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Подросток, основываясь на своём интересе, увлечении, выбирает направление деятельности (лабораторию): ботаника, зоология, природопользование, краеведение с социологией и юный исследователь (для малышей). Определяется с формой представления результатов деятельности: исследование или проект (в т.ч творческий). Образовательный процесс построен не по линейному расписанию занятий. С помощью тьютора, подросток выбирает из образовательного пространства экспедиции те занятия и виды деятельности, которые ему необходимы для реализации ИОМ. Кроме основной направленности деятельности подросток выбирает из дополнительных мини курсов интеллектуальной, прикладной, творческой и спортивной направленности. Параллельно проводилось более несколько мастер-классов ежедневно.

 100% участников экспедиции обучались в «Летней полевой школе» и 68,6 % участников –  составили свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по освоению образовательной программы, а 31,4% – это юные исследователи (от детского сада до 5 класса), которые еще не составляют свой ИОМ, но обучались в программе «Летняя полевая школа» для малышей. Педагоги с тьюторскими компетенциями сопровождали школьников в их деятельности. Через групповые и индивидуальные тьюториалы определялись в какой области знаний будет их итоговый  продукт ИОМ и в каком виде: исследование или проект. Определяли, какие ресурсы есть, а какие необходимы для реализации ИОМ. Совместно рефлексировали по проделанной работе в экспедиции, в т.ч. на осмысление полученных знаний, опыта, на выстраивание деятельности в будущем.

Получилось следующее распределение:

ИОМ по природопользованию –   6 человек (8,5 %), в т.ч. 4 исследований и 1 проект;

ИОМ по краеведению – 17 человек (24%), в т.ч. 9 исследований и 7 проектов;

ИОМ по ботанике –  12 человек (17,1%), в т.ч. 4 исследований и 8 проектов;

ИОМ по зоологии –   14 человек (20,3%), в т.ч. 12 исследований и   2 проекта.

Юный исследователь – 22 человека (31,4%)

Итого: 70 тем отчётов-работ, в т.ч. 36 тем исследований и 24 тем проектов, плюс 10   работ, которые сделали дети детсадовского возраста и ученики 1-2 классов.

51,4% подростков провели полноценные исследования по своей теме и соответственно освоили методики полевых исследований. Многие приехали в экспедицию с конкретной целью, собрать материал для исследовательской работы, для дальнейшей обработки, оформления исследовательской работы и защите её на конференциях и конкурсах различного уровня.

Один из проектов начатых в экспедиции, подросток представил на закрытии 1 сессии  ДООП «Школы исследователей», проводимой 12-13 октября. Это видеоролик про экспедицию глазами подростка. Фильм можно посмотреть по ссылке.

Результаты  про флору и фауну территории.

Традиционно участниками лаборатории «Ботаника» составляются списки растений. Обнаружили 266 видов растений из 59 семейств. Растительность в окрестностях  экспедиции представлена пойменными сообществами (в пойме речки Адамка): пойменными злаково-разнотравными лугами, ольшаниками с  примесью ели и разных видов кустарниковых ив. В ольшанике был найден колокольчик жёстковолосистый, не часто встречаемый в лесах Удмуртии.

Растительность  водораздела рядом с экспедицией – это вторичные хвойно- широколиственные леса, в которых лесообразующими  породами являются сосна и ель (с преобладанием сосны в первом ярусе, а ели во втором ярусе), широколиственные породы: вяз шершавый, клён платановидный, лещина, реже  липа, а также суходольные обкашиваемые луга.

Для суходольных лугов характерно остепнение, о котором говорит наличие астрагала солодколистного, чертополоха поникшего. В целом растительность характерная для подзоны южной тайги.

            В экспедиции 2024 года участвовал специалист по водорослям, поэтому список растений увеличился. В реке Адамка, её старице и впадающем в нее роднике за период экспедиции было обнаружено 43 вида водорослей из 23 семейств. Наиболее разнообразной группой среди них являются представители отдела охрофитовые, в частности, диатомовые. На многих участках в русле реки встречаются заросли зелёных водорослей – представителей рода Кладофора. В русле и в роднике также преобладают бентосные формы диатомовых. Для старицы характерно наличие большого количества планктонных зелёных, цианобактерий, а также эвгленовых водорослей, сигнализирующих об обилии в воде органических веществ. В целом все обнаруженные водоросли являются космополитными видами, обитающими в пресных водоёмах.

Итак, участниками лаборатории «Ботаника» было отмечено почти 300 видов представителей растительного мира.

Участники лаборатория «Зоология» выявляли представителей животного мира. Выявленная фауна наземных позвоночных территории характерна как для таёжной зоны, так и для зоны широколиственных лесов и даже степей. На южных склонах отмечено много богомолов – представителей степной фауны.

В речке Адамка юными исследователями в период экспедиции отмечено 9 видов рыб, из них наиболее многочисленными были пескарь и голавль. В реке под камнями очень много ручейников из семейства Rhyacophilidae.

Из 18 видов амфибий и рептилий, встречающихся на территории Удмуртии, в районе экспедиции выявлено 3 вида земноводных (озерная, остромордая лягушки, зеленая жаба) и 4 вида рептилий (обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы, веретеница).

За время нашей экспедиции во время экскурсий, на стационарной площадке и по результатам отловов птиц для кольцевания на исследованной территории зарегистрировано 72 вида птиц из 30 семейств 14 отрядов. В целом, это обычные и широко распространенные в республике виды – чёрный коршун, луговой лунь, дятлы, дрозды, славки, мухоловки, синицы и многие другие. Но среди отмеченных видов птиц есть редкие, включенные в Красную книгу УР. Это обыкновенная пустельга и обыкновенный зимородок. Отловлено и окольцовано 39 птиц 16-ти видов из отряда Воробьинообразные.

За время нашей экспедиции на исследованной территории зарегистрировано 12 видов млекопитающих из 13 семейств 5 отрядов зверей УР. Некоторых из них удалось наблюдать визуально – ондатру, мышевидных грызунов, белогрудого ежа, рукокрылых. Других отметили по следам жизнедеятельности. По акустическим сигналам отмечена рыжая вечерница, включенная в Красную книгу УР. В нынешней экспедиции вновь удалось отловить летучих мышей – 13 ночниц. Есть предположение, что среди них не только обычные для Удмуртии водяные ночницы, но и редкие усатые ночницы. Все они окольцованы и выпущены. Участники экспедиции наблюдали новорожденного летучего мышонка – одна из самок родила его в коробке после отлова. Мама с детенышем, присосавшимся к соску, благополучно улетела вечером.

            Огромная благодарность за действенную помощь в организации, согласовании и проведении экспедиции руководителю сельской администрации Юрию Григорьевичу Костину.

 

 

Tryastsina

МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района», г. Ижевск, методист. МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства, сертифицированный тьютор.

Related Posts

Монтессори-педагогика, Томская область
Тьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».

С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия

Семейное образование, Ярославская область
Тьюторское сопровождение семейного образования в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на базе существующего тьюторского центра открылось новое направление — тьюторское

Руководитель Удмуртского регионального отделения МТА

Дьяконова Наталья Львовна

Дьяконова Наталья Львовна

nat_lv@mail.ru

Образование:

факультет журналистики Удмуртского государственного университета

Место работы:

  • Центр индивидуализации и тьюторства REBUS г. Ижевска, директор, автор сертифицированных практик, тьютор, психолог

Профессиональные интересы:

  • -Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в исследовательской и проектной деятельности школьников
  • -Практики сопровождения индивидуального проекта старшеклассника

Координатор страницы Дополнительного образования детей

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости