Тьюторство и тьюторский подход: что это и как проявляется в Красноярской частной школе
 /  Красноярский край / Частная школа / Частная школа / Тьюторство и тьюторский подход: что это и как проявляется в Красноярской частной школе

Тьюторство и тьюторский подход: что это и как проявляется в Красноярской частной школе

Работа тьютора является важной частью учебного процесса не только частного образования. За тьюторством идет не менее важная деталь под названием «тьюторский подход». 

Тьюторский подход представляет собой определенное взаимодействие с ребенком/подростком, во время которого проявляется его субъектность. Ребенку выделяется время, где взрослый дает возможность ему самостоятельно порассуждать над ответом на волнующий его вопрос. И это касается не только конкретного специалиста. Родителям тоже стоит использовать данный подход, поскольку именно они задают основу субъектности мышления своих детей. Это значит, что у них вырабатывается самостоятельность в решении задач, пробах себя, а также терпение и внимание. 

Тьюторский подход в целом предполагает, что человек потенциально способен на что угодно. Просто ему нужно время, чтобы осознать свое предназначение. Сам смысл тьюторства заключается в раскрытии в человеке новых граней личности и осознании своих возможностей и интересов. Тьютор помогает себя исследовать, пробовать разные практики, чтобы подтверждать гипотезы о своих желаниях, возможностях и мечтах. Таким образом, посредством общения с тьютором или же любым другим взрослым ребенок/подросток сам создает свой путь, по которому приходит к становлению самого себя!

Как тьюторство проявляется у других специалистов

Тьюторство – достаточно обширная область деятельности, черты которой присутствуют и в педагогике, и в кураторстве, и в психологии. Для кого-то это может показаться необычным, но, на самом деле, это очень даже обычное явление. В сфере образования, по крайней мере, каждая специальность так или иначе переплетается друг с другом. У педагогов, как правило, среди знаний есть и психологические, у психологов – педагогические, также кураторы и тьюторы имеют психолого-педагогическое образование. 

Как, собственно, реализуется тьюторство у других специалистов Образовательного центра «Астрея»? В первую очередь, это отображается в акцентировании внимания на личности ученика. Ключевой фактор обучения в нашей школе – это вера в то, что каждый из нас на что-то способен. Это и есть тьюторский подход – проявляется таким образом, что подход к каждому из учеников индивидуальный. При нем учитель, психолог или куратор обращает внимание на индивидуальные качества и особенности каждого из ребят, выстраивая собственный маршрут работы с ними.

Например, если ученику сложно дается деятельность на сегодняшнем уроке, учитель может позволить ему заняться альтернативной полезной деятельностью, давая куратору знать об этом. Таким образом, даже во время урока у ребенка есть возможность проявить себя в том, в чем он хочет себя проявить, используя свои сильные стороны и прорабатывая слабые!

Чем тьютор от куратора отличается

Деятельность тьютора нередко сравнивают с деятельностью куратора. Это происходит хотя бы потому, что они обе направлены на взаимодействие с учениками в рамках их образовательного и личностного развития. Тем не менее, у тьютора есть весомые отличия от куратора.

Куратор представляет из себя организатора, помогающего ученику грамотно распределить время и силы на учебу, развить в себе бытовую самостоятельность. Деятельность куратора направлена больше на группу ребят в целом и на то, как группа функционирует: взаимоотношения внутри, ответственность, самостоятельность и т.д. 

Тьютор же больше ориентирован на индивидуальный подход к каждому из учеников. Он извлекает даже самые маленькие интересы и склонности при индивидуальной работе с каждым из детей. В отличие от куратора, который действует здесь и сейчас, тьютор работает в долгую, расписывает свою работу надолго вперед. Тьютор стимулирует мысли ребенка о своем будущем, продумывая все возможные варианты развития событий. 

Чем тьютор от психолога отличается

Многие люди часто воспринимают деятельность тьютора как психологическую работу. Отчасти, так действительно можно подумать, ведь самопознание напрямую связано с эмоциональной средой подростка. Здесь уже можно заметить весомую разницу между тьютором и психологом.

А заключается она в том, что психолог работает, собственно, напрямую с психо-эмоциональной сферой личности, психологическим здоровьем, внутриличностной коммуникацией и эмоционально-волевым интеллектом. Также, он работает не только с учениками, но и родителями и учителями. Если деятельность тьютора для ученика направлена на пробы своих возможностей и их рефлексию, то психолог сосредоточен на внутреннем состоянии ученика, на его способности переживать сложности и неудачи в пробах и нахождении точек опоры для поддержания психического состояния.

«Мы не ищем дефициты, которые нужно восполнить, мы ищем ресурсы, которые можно нарастить.». Эта цитата от одного из наших тьюторов описывает главную разницу между тьюторством и психологией. Первое – про то, как проявлять себя в самобытности и  развитии личностном, второе – про психику, ментальное состояние в той или иной обстановке и развитие эмоционально-волевое.

Разница и общее между проф. пробами и пробами себя

Профессиональные пробы и пробы себя очень похожи друг на друга тем, что они все направлены на раскрытие возможностей и способностей ученика через тьюторское сопровождение. Но между ними всё же есть весомая разница, и через их определения вы сможете её увидеть.

Профессиональная проба ребенка или подростка нужна, чтобы проверить некоторую гипотезу. Гипотезу о том, что ученик имеет предрасположенность к какой-нибудь деятельности. Например, он является прирожденным танцором, или музыкантом, или ведущим ток-шоу и т.д. Таких гипотез много может быть. При реализации пробы себя же ребенок ставит перед собой вопрос: «Смогу ли я..?». Основной мотив пробы себя состоит в уверенности или неуверенности перед какой-то новой для себя практики. В основном это касается своих собственных возможностей и желаний, личных качеств и способностей. 

Тьюторство здесь предполагает, что человек сам изучает интересующий его вопрос, а тьютор помогает ему составить план действий по изучению темы. И благодаря этому человек ознакомился бы с интересующими его деятельностью, занятием, чтобы лично убедиться в том, нужно оно ему или нет. Тем самым, несмотря на отличия друг от друга, пробы себя и пробы профессиональные раскрывают человека, делают его более уверенным и в своем настоящем, и в своем будущем!

Автор текста: Герасимов Александр

Related Posts

Инфо СМИ, Инфо СМИ, Последние новости
Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше»

Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше» Читайте интервью «Вестям образования» профессора МГПУ и ТГУ,

Координатор страницы Красноярский край

Наталья Анатольевна Герасимова

Наталья Анатольевна Герасимова

Автор проекта и генеральный директор ООО Образовательный Центр «АСТРЕЯ» г. Красноярск Предприниматель, социальная сфера, тьютор частной практики в образовательной и карьерной сферах.

center2811@yandex.ru

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

tyucherki@gmail.com

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости