Вторник
29 Окт“По-тьюторски” – это как? Или зачем анализировать неделю?
“По-тьюторски” – это как?
Начну с интересного и, возможно, очевидного факта. Нет, он не про то, что встречаются еще люди, которые не понимают, кто такой тьютор. Факт, что в каждом образовательном учреждении, где введена позиция «тьютор», есть своё понимание данного феномена.
Имея опыт работы в разных заведениях, везде в одной должности, можно столкнуться с разным функционалом. Зато в кулуарах и на общих совещаниях можно часто услышать фразу: ” Ну, ты же тьютор. Поговори с ним/ними по-тьюторски”.
А “по-тьюторски” – это как?
Сегодня хочется посмотреть на это «по-тьюторски» в контексте работы с классом, например, в течение года.
Представим ситуацию, когда модель тьюторского сопровождения предполагает работу тьютора с одним классом. Какие элементы можно продумать в работе?
Возьмем рефлексию. Вокруг чего можно работать с этим элементом?
Поступим по-тьюторски: попробуйте зафиксировать свои варианты. И можем сравнить с тем, что получилось у нас, например, рефлексия события в школе, рефлексия четверти/триместра/полугодия/года, рефлексия дня, недели.
В контексте работы с коллективом в условиях образовательного процесса не всегда представляется возможным проводить рефлексию дня. А вот с неделей уже кажется проще. Для чего так делать? Чем это может быть полезным? Мы, как педагоги, можем проектировать различные результаты:
– создать условия, при которых дети смогут высказываться; смогут подумать про себя и проанализировать «а что со мной было?» и т.д.;
– а может быть показать пример, чтобы кто-то нашел свой интерес и в дальнейшем становился организатором подобной рефлексии.
Никогда нельзя точно предугадать, как тот или иной подход/инструмент/метод сработает. Поэтому, если Вы возьметесь за данную практику, у вас будут свои результаты.
Расскажу, как я обычно организую рефлексию недели и к чему бывает это приводит.
В конце каждой недели после уроков (не закреплено в расписание) я собирала класс на подведение итогов. Да, мы предварительно договаривались, что так будет. Поэтому в назначенное время, расставив стулья полукругом с возможностью смотреть на доску, мы начинали.
Приемы обычно отличались не разнообразием, а, зачастую, содержанием.
Можно «продолжить предложение»:
– На этой неделе я…
– Меня расстроило то, что…
– Для меня было интересным…
– Больше всего мне запомнилось… и т.д.
Обычно прошу выбрать несколько позиций, а не одну.
Интереснее мне кажется работа с вопросами:
– В чем я был/была молодец?
– Что хотел/-а бы сделать по-другому?
– Что радовало?
– Что огорчало?
А еще интереснее, в какой-то момент, когда дети привыкают к работе с вопросами, попросить в начале рефлексии – каждого задать вопрос к неделе. И уже не Вы, как тьютор, формируете список, из которого дети выбирают, а они сами создают варианты для выбора, своими силами. Дальше механика может быть любой: фиксация на листиках, перемешать, тянуть, чтобы ответить. Или держать все вопросы перед глазами с возможностью прочитать и выбрать понравившийся вопрос/вопросы.
Для меня открытием был тот факт, что со временем, когда возникает некоторая насмотренность и понимание, что так тоже можно анализировать свою неделю, ребята начинают самостоятельно задаваться вопросами. И, порой, бывают такие вопросы, на которые смотришь с восхищением и мыслью в голове: «А я про такое даже не подумала».
Автор статьи Марина Остроушко – выпускник тьюторской магистратуры МГПУ, тьютор в частной школе “Новый взгляд”, Москва