“По-тьюторски” – это как? Или зачем анализировать неделю?
 /  Частная школа / Частная школа / “По-тьюторски” – это как? Или зачем анализировать неделю?

“По-тьюторски” – это как? Или зачем анализировать неделю?

“По-тьюторски” – это как?
Начну с интересного и, возможно, очевидного факта. Нет, он не про то, что встречаются еще люди, которые не понимают, кто такой тьютор. Факт, что в каждом образовательном учреждении, где введена позиция «тьютор», есть своё понимание данного феномена.
Имея опыт работы в разных заведениях, везде в одной должности, можно столкнуться с разным функционалом. Зато в кулуарах и на общих совещаниях можно часто услышать фразу: ” Ну, ты же тьютор. Поговори с ним/ними по-тьюторски”.

А “по-тьюторски” – это как?
Сегодня хочется посмотреть на это «по-тьюторски» в контексте работы с классом, например, в течение года.
Представим ситуацию, когда модель тьюторского сопровождения предполагает работу тьютора с одним классом. Какие элементы можно продумать в работе?
Возьмем рефлексию. Вокруг чего можно работать с этим элементом?
Поступим по-тьюторски: попробуйте зафиксировать свои варианты. И можем сравнить с тем, что получилось у нас, например, рефлексия события в школе, рефлексия четверти/триместра/полугодия/года, рефлексия дня, недели.
В контексте работы с коллективом в условиях образовательного процесса не всегда представляется возможным проводить рефлексию дня. А вот с неделей уже кажется проще. Для чего так делать? Чем это может быть полезным? Мы, как педагоги, можем проектировать различные результаты:
– создать условия, при которых дети смогут высказываться; смогут подумать про себя и проанализировать «а что со мной было?» и т.д.;
– а может быть показать пример, чтобы кто-то нашел свой интерес и в дальнейшем становился организатором подобной рефлексии.
Никогда нельзя точно предугадать, как тот или иной подход/инструмент/метод сработает. Поэтому, если Вы возьметесь за данную практику, у вас будут свои результаты.

Расскажу, как я обычно организую рефлексию недели и к чему бывает это приводит.
В конце каждой недели после уроков (не закреплено в расписание) я собирала класс на подведение итогов. Да, мы предварительно договаривались, что так будет. Поэтому в назначенное время, расставив стулья полукругом с возможностью смотреть на доску, мы начинали.
Приемы обычно отличались не разнообразием, а, зачастую, содержанием.
Можно «продолжить предложение»:
– На этой неделе я…
– Меня расстроило то, что…
– Для меня было интересным…
– Больше всего мне запомнилось… и т.д.
Обычно прошу выбрать несколько позиций, а не одну.
Интереснее мне кажется работа с вопросами:
– В чем я был/была молодец?
– Что хотел/-а бы сделать по-другому?
– Что радовало?
– Что огорчало?
А еще интереснее, в какой-то момент, когда дети привыкают к работе с вопросами, попросить в начале рефлексии – каждого задать вопрос к неделе. И уже не Вы, как тьютор, формируете список, из которого дети выбирают, а они сами создают варианты для выбора, своими силами. Дальше механика может быть любой: фиксация на листиках, перемешать, тянуть, чтобы ответить. Или держать все вопросы перед глазами с возможностью прочитать и выбрать понравившийся вопрос/вопросы.
Для меня открытием был тот факт, что со временем, когда возникает некоторая насмотренность и понимание, что так тоже можно анализировать свою неделю, ребята начинают самостоятельно задаваться вопросами. И, порой, бывают такие вопросы, на которые смотришь с восхищением и мыслью в голове: «А я про такое даже не подумала».

Автор статьи Марина Остроушко – выпускник тьюторской магистратуры МГПУ, тьютор в частной школе “Новый взгляд”, Москва

Related Posts

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К", эксперт АСТ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости