Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка- спортсмена на разных этапах спортивной карьеры (Голубева О.В.) 
 /  Одаренные дети / Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка- спортсмена на разных этапах спортивной карьеры (Голубева О.В.) 

Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка- спортсмена на разных этапах спортивной карьеры (Голубева О.В.) 

Проблемы и возможности тьюторского сопровождения семьи ребенка-спортсмена на разных этапах спортивной карьеры.

 Голубева Ольга Владимировна

ГАОУ ВО МГПУ

магистрант 2 курса программы

“Тьюторство в сфере образования”

г. Москва

Golubeva.ol.v@gmail.com

Умение строить образ своего будущего важный навык в жизни каждого подростка. Технологические перемены, которые привели к изменениям в обществе, значительно изменили условия взросления последних поколений. Но то, что новые поколения стремительно овладевают современными технологиями, не означает, что так же быстро они учатся планировать свое будущее, самоопределяются и социально взрослеют.

Проблема формирования образа будущего и взрослости среди подростков стоит остро, так как переход от детства к взрослой жизни является социально и культурно обусловленным процессом, который сопровождается разрывом между физиологическим и социальным развитием. Современным подросткам требуется больше времени для достижения социальной зрелости, что может привести к их нестабильности и неуверенности в своем настоящем и будущем.

В своем исследовании я опиралась на исследование родительской и детской среды, связанной с хоккеем. Рассмотрим, что является начальными мотивами прихода в спорт детей. Кто принимает это важное в жизни ребенка решение? Иногда этот выбор делают дети, но чаще всего инициаторами являются родители. Именно они выбирают, чем будет заниматься их ребенок. Родители ориентируются на близость к месту жительства, отзывы других родителей, свои интересы, престижность, финансовые возможности. На спортивную карьеру имеют влияние различные внешние и внутренние факторы мотивации. Можно выделить различные мотивы, по которым приходят в спорт. Это и развитие физических и личностных качеств, и самоутверждение, различные социальные установки или удовлетворение различных внутренних потребностей.[1]

Согласно проведенного мной исследования, в качестве причины, почему родители выбирают спорт, чаще всего назывались развитие физического здоровья и личности.

Причина, по которой ребенок делает выбор того или иного вида спорта, может зависеть от различных внешних условий. На выбор ребенка могут повлиять показанные недавно спортивные соревнования, желание следовать за братом или товарищем, наличие рядом с домом спортивного сооружения или естественные природные условия, располагающие к тому или иному виду спорта. [2]

Для каждого ребенка эти причины будут разные, они будут иметь разное значение и зависят того, на что ребенок больше ориентируется, что для него важно. Но все же мы можем отметить ведущие причины для большинства детей-спортсменов: все дети отмечают желание общения в коллективе сверстников и получение удовольствия от самих занятий. [3]

На начальном этапе занятий спортом никто из детей еще не называет причиной прихода в спорт материальную выгоду. Но этот мотив может иметь место у родителей. И в дальнейшем он будет предлагаться детям не только родителями, но и средствами массовой информации.

Дети стремятся к своему будущему, не задумываясь о способах достижения целей. Они мечтают о славе и успехе в спорте, о том, как стать чемпионом, а не о пути к нему. Построенный образ будущего должен быть не просто притягательным, но и реалистичным. Но на данном этапе этот образ предстоит перед подростками в искаженном виде.

Стоит отметить также различие между физической культурой и большим спортом. Физическая активность полезна каждому, независимо от здоровья, возраста и телосложения. Профессиональный спорт – это совершенно иное явление. В масштабах государства профессиональный спорт, ставший самостоятельным явлением в начале XX века, стал как альтернатива войнам, давая государствам отстаивать первенство в спорте без жертв. Для отдельного человека – это профессиональный путь, то, что позволяет зарабатывать, жить и не иметь иных интересов. Но на начальном этапе никто из родителей не видит еще эту разницу. Большой спорт – это уже выбор будущего, который чаще всего делают родители за детей.

На этапе прихода в спорт видения своего будущего у детей пока нет. Они живут сегодняшним днем. Для них важен сам момент игры. На этом этапе дети просто должны получать удовольствие от процесса тренировок.

В погоне за успехом своих детей-спортсменов, родители часто видят в их достижениях отражение собственных амбиций. Стремление к объективным показателям успеха, таким как медали и призовые места, подталкивает их к чрезмерному инвестированию времени и денег. Однако, такая гиперопека и завышенные ожидания могут негативно сказаться на гармоничном развитии ребенка, подавляя его собственную мотивацию и любовь к спорту.

Проведенное нами предварительное исследование показало, что из 27 детей 6-7 классов, которые уже 8-9 лет занимаются спортом, ни один ребенок не занимается больше ни в каких дополнительных кружках. У них нет никаких других сформированных интересов. Тренировочный процесс занимает еженедельно более 15 часов. Прибавив время на школу, выполнение домашних заданий и дорогу, можно увидеть, что у детей практически нет свободного времени.

Как показывают исследования Американской академией педиатрии (AAP), порядка 70% юных спортсменов в старших классах школы бросают организованный спорт, потому что не получают больше удовольствий от занятий.

В возрасте 10-12 лет у детей уже формируется понимание картины своего будущего. Но их опыт слишком узок. Они могут иметь некоторое представление о работе своих родителей и мечты о своей состоявшейся карьере в большом спорте. Не развитое критическое мышление и когнитивные искажения, например, «ошибка выжившего», рисуют в их воображении оптимистические картины будущего. Но в то же время они не могут реально рассчитывать свои возможности и видеть риски. Этому активно способствует их окружение, родители и тренер.

Для возможности представлять и проигрывать даже в воображении разные варианты своего будущего, ребенок к подростковому возрасту должен иметь представления о том, кем можно стать. Если ребенок с дошкольного возраста и до подросткового не имел такой возможности, а навык умения выбирать недостаточно сформирован, то скорее всего он будет ориентироваться на мнение значимых для него взрослых при формировании образа своего будущего.

Проведенное нами исследование показывает, что для 48% подростков мнение родителей является важным фактором, влияющим на выбор будущей профессии. Но при этом 64% опрошенных отметили, что они не обладают информацией об актуальных профессиях.

Влияние семьи в видении ребенком своего будущего огромно. Вопросы влияния семьи на спортсменов мало изучен, но все осознают важность изучения этого вопроса. Очевидна важность тьюторского сопровождения как детей, так и родителей на всех этапах спортивной карьеры. Это даст возможность расширить картину вариантов будущего детям и увидеть риски и возможности родителям. Тьюторская работа должна быть организована на уровне спортивных школ и в этом возникает противоречие. Тренер и родители на этом этапе заинтересованы в полном погружении ребенка в спорт. Даже вариант «двойной карьеры», который даст возможность увидеть ребенку себя кем-то другим не приветствуется. Термин “двойная карьера” относится к способности спортсмена совмещать свою спортивную карьеру с образованием, тем самым защищая свое психическое здоровье, образовательные и профессиональные интересы.[4]

По словам Ш.Бюллер, именно в детстве закладывается проект всей жизни человека.[5] С.Л. Рубинштейн отмечал, что в ходе жизни субъекта можно выделить главные моменты его пути, в которые от того решения, который примет человек значительно меняется вся его дальнейшая жизнь. «Линия от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» (С. Л. Рубинштейн). [6]

В семье ребёнку важно помочь не только осознать свою зависимость от окружающей среды и адаптироваться к ней, но и понять зависимость жизни от собственной личности.

Литература

  1. Е.П. Ильин Психология спорта /Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2018 — 352 c.
  2. Ильинский С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2013, №1(13). С. 75–85.
  3. Г. А. Кузьменко Психолого-педагогические условия подготовки юных спортсменов 9–12 лет / Г. А. Кузьменко. — Москва : Советский спорт, 2008. — 267 с. : ил. — Библиогр.: с. 262-265 и в тексте. — ISBN 978-5-9718-0267-9.
  4. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 48–67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2203.03
  5. Л.Б. Волынская Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла, учебное пособие / Л. Б. Волынская. — Москва : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2012. — 168 с. — (Библиотека психолога). — ISBN 978-5-9765-1245-0, 978-5-9770-0659-0.
  6. Ульянова, И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций : учебное пособие / И. В. Ульянова ; под редакцией В. А. Попов. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 235 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/38390.html (дата обращения: 15.01.2025)

Related Posts

Одаренные дети
Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками (Н.В. Белан)

“Портфолио  как инструмент  тьютора  в работе  с одаренными школьниками” – статья Белан Натальи Владимировны, студентки магистратуры Дальневосточный федеральный университет

Дополнительное профессиональное образование, Обучение тьюторству, Одаренные дети, Последние новости, Удмуртия
Объявлен набор на курс: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

📢 Для тех, кто хотел познакомиться с темой одаренные дети и тьюторство,  вам к нам. Для педагогов образовательных

Координатор страницы Одаренные дети

Митрошина Татьяна Михайловна

Митрошина Татьяна Михайловна

Автономное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Региональный образовательный центр одаренных детей», тьютор, руководитель тьюторской службы. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства. Автор первой тьюторской технологии "Образовательная картография". Автор канала в Телеграм "Тьютор - тьютору".

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости