Экзамен как событие — это возможно?
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Экзамен как событие — это возможно?

Экзамен как событие — это возможно?

В январе 2023 года в магистратуре тьюторства МГПУ состоялся уже седьмой экзамен, который проходил как СОБЫТИЕ. Особенность экзамена в том, что там все построено на собственных и значимых вопросах самих студентов. Этот опыт недавно был описан в рецензируемом журнале в статье “Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности”, а также на популярном ресурсе Skillbox.

Однако не менее интересно увидеть взгляд на экзамен самих студентов через какое-то время, когда можно посмотреть отстраненно и ответить на вопрос “Что это было?”.

Ниже представлен взгляд студентки магистратуры “Тьюторство в цифровой образовательной среды” Валентины Ошмариной о пережитом экзамене за 3 семестр 2 курса.

“Вам стоит прочитать этот отзыв если:

– вы любите учиться и получать новые знания

– вы очень хотите получить магистерское образование, но боитесь экзаменов

– вы думаете, что обучение и экзамен никак не будут связаны, так как вам придется много учить, но, в итоге, вы так и не поймете, где применить полученные знания и умения (если умения в итоге, в лучшем случае, появятся).

Пока нам со всех трибун говорят о профориентации и практическом применении знаний, полученных в школе и ВУЗе, но оценивают до сих пор теорию; пока вся система образования живет в прошлом, которое не менялось несколько сот лет обозримого прошлого, где система оценки носила и все еще носит наказательный характер, МЫ, магистранты тьюторской магистратуры учимся и практикуемся у педагогов, за которыми стоит образование будущего. Только нам повезло — учимся мы здесь и сейчас, в настоящем.

Вспоминается мне рассказ покойного отца, который не раз пересказывал свои сны, в которых он возвращался в студенческие времена и с ужасом ждал предстоящего экзамена. Да, его рассказы меня впечатляли, но все же я получила свое первое высшее образование. Могу сказать, что ни один экзамен в итоге не был связан с практической деятельностью, которую я могла бы реализовать сразу по окончании университета. Весь опыт пришлось накапливать самостоятельно методом проб и ошибок.

Так вот, о чем это я.

Случалось ли вам когда-либо ждать с нетерпением экзамена? Но, не с чувством страха, а с чувством того, что вам поскорее хочется увидеться с преподавателем и однокурсниками.

У меня случилось это уже во второй раз. А ждала я этого экзамена с нетерпением, поскольку мне нужно было столько рассказать и поделиться, так как во время подготовки к экзамену у меня случилось несколько открытий.

Во-первых, я заново прожила весь семестр, так как визуализировала весь пройденный путь, с трепетом искала красивый и полезный инструмент визуализации, творила, вкладывала в создание этого продукта душу, ведь мне так важно было показать, каким этот семестр был именно для меня, что ценного я вынесли, зачем я училась и, самое главное, я придумала точное применение той или иной практике, которые изучала на курсе. Я уже точно знаю, с кем это реализую и с какой целью. Я даже могу предположить результаты и спланировать свое обозримое перспективное будущее.

Во-вторых, я испытываю огромное удовольствие от того, что бо́льшую часть вопросов на экзамене формулирую и задаю Я! Задаю себе, своему окружению, среде в которой я получаю образование. Вопросы задают мне мои однокурсники, а я могу задать вопросы им. Работа с вопросами еще раз заставила меня переосмыслить весь образовательный путь, собрать смыслы и сделать несколько итоговых заключений о том, ЧТО я учила весь семестр, КАК я это учила и ЗАЧЕМ я это изучала.

Организация экзамена в таком формате автоматически исключает «имитацию» знаний и формальное отношение к процедуре. Это не просто способ померить наши знания, это искусство само и взаимооценки с мощной обратной связью от преподавателя.

Только сейчас, в тьюторской магистратуре, я впервые сдаю экзамен осознанно, без оглядки на «отличников», ведь это МОИ открытия, это МОИ схемы, это МОИ смыслы. Я готова делиться ими с единомышленниками.

У меня еще есть одна маленькая мечта. Накануне экзамена Вадим Евгеньевич Карастелев провел с нами игру по мотивам сериала «Nevermore Academy». Это было то место, где реально я смогла оценить полученные за полтора года знания и навыки, грубо говоря за 7 минут моего ролевого времени. Это было круто! Полтора года учебы, 7 минут и я понимаю, где я «провалила», а где «выросла». Спасибо за такой опыт. Так вот, мечта заключается в том, чтобы одну часть экзамена мы могли прожить в игре.

Вы когда-либо ждали экзамена с чувством «спросите скорее меня, я о стольком хочу вам рассказать!», а еще «ого, какие классные у моей однокурсницы идеи, это тоже может быть мне полезно!» У меня в жизни такой ЭКЗАМЕН был. Чего и вам желаю! Всем успешной и осмысленной учебы”.

Сейчас мы пошли дальше и силами студентов подготовлены вопросы к госэкзамену, но об этом расскажем позже.

Источник

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости