Встреча не только с историей, но и — с собой. Изучение блокады Ленинграда
 /  Крым / Встреча не только с историей, но и — с собой. Изучение блокады Ленинграда
Встреча не только с историей, но и  — с собой. Изучение блокады Ленинграда

Встреча не только с историей, но и — с собой. Изучение блокады Ленинграда

Крым

С 6 по 10 февраля в школе «Основа», г. Симферополь, состоялось тьюторское событие, целью которого было посмотреть на блокаду Ленинграда в 1941-1944 годах немного под другим углом зрения. Задумка была в том, чтобы у ребят 5 – 9 классов случилась встреча не только с историей, но и  — с собой. В событии принимали участие 14 учеников, а также учителя школы.

На первом этапе была создана открытая образовательная среда. Для этого в каждом классе на тьюториалах мы обсуждали, были ли у ребят трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни. Плюсы и минусы трудных ситуаций. Нам важно было сделать упор на положительный опыт преодоления сложных ситуаций, которыми ребята сами хотели поделиться с другими, важно было, чтобы другие тоже расширили свой репертуар способов преодоления жизненных сложностей.
Самые актуальные проблемы, которые выявились у ребят сейчас в 5—9 классах: как анализировать и извлекать опыт из повторяющихся проблем, как отвлечься от стресса, найти внутреннюю гармонию, как не доводить дело до ссор, как перестать волноваться перед экзаменом.
Мы постарались озвучить как можно больше способов действий (из личного опыта), помогающих справиться со сложностями в жизни, которые чаще всего возникают у подростков.
В результате у нас появился такой список: общение с подругой (другом), занятия спортом, постараться договориться,  проанализировать, что можно было бы сделать, чтобы этого не случилось, обняться с близким человеком, почитать книгу, поорать в подушку, сконцентрироваться на дыхании, поплакать, обратиться к психологу, использовать приметы.

Потом ребята смотрели фильм, снятый на детской киностудии в 1944 году, про двух девочек, 7 и 5 лет, которые пережили блокаду.
Важно отметить, что пережили — не в смысле: мучились и страдали, а активно преодолевали обстоятельства, конечно, исходя из возможностей своего возраста. На фоне трудностей и разрушений в фильме часто слышен детский смех и песни.
Цель такого просмотра — увидеть, что делала главная героиня, чтобы преодолеть возникшую сложность, может этот опыт почти 80-летней давности пригодится нам теперешним? Блокада — это предельно трудная ситуация, но на этом примере особенно ярко видно, почему люди не сдавались.
Во время просмотра фильма мы делали паузы и пополняли список действиями главной героини — обогащали свой опыт опытом, представленным в культуре. После просмотра фильма ребята классифицировали при помощи стикеров на листе ватмана все полученные способы по группам. Получилось три группы: активные способы, пассивные способы, способы отвлечения от стресса.

Следующий этап — образовательная навигация. На тьюториале мы вернулись к фильму и спискам способов решения проблем, которые мы обсуждали на предыдущих тьюториалах во всех классах. Нашей задачей теперь было: опираясь на них, составить инструкцию как действовать в той или иной сложной ситуации, которую ребята выбирают сами, можно работать в группе, можно поодиночке. Нам важно было увидеть субъектность и инициативу у ребят, кто в каком направлении «поплыл», отталкиваясь от всех предыдущих общих наработок. Инструкции были составлены на следующие темы: как спастись от землетрясения; как не ссориться; что делать, если потерялся кот; как не застрять в ущелье; как не думать о еде; как отвлечься от стресса и др.

Этап масштабирования заключался в том, что все инструкции были вывешены на большом листе ватмана на первом этаже школы. Каждый желающий мог «проголосовать» при помощи стикера за ту инструкцию, которая его «задела», понравилась, показалась важной. Ученики младших классов потом делились с учителями, кто какую инструкцию прочитал, что понравилось, кому «поставили сердечко».
Это мероприятие стало Событием для тех, кто что-то взял для себя в копилочку своего опыта, кто сумел присвоить себе новый опыт, пусть пока подсмотренный в культуре.

На этапе рефлексии ребята поделились тем, что их удивило в ходе события, что они открыли нового для себя. Маша М. сказала, что важно не только «увидеть цель в жизни», но и «увидеть жизнь в цели» — мы сравнили два этих смысла. Ваня К. удивился, «как можно спастись, спасая других?». Многие обратили внимание на то, что важно не унывать, находиться в полезном действии.

Тьютор школы Шишкина Наталья, эксперт Канзулова Ирина

Координатор страницы Республики Крым

Федякова Анастасия Владимировна

Федякова Анастасия Владимировна

Образование:

  • 2003 г. Академия Налоговой Службы. Финансы. 2015 г. МИСАО. Педагог-психолог. 2021 г. Магистратура МГПУ "Тьюторство в цифровой образовательной среде" 2022 г. МИП "Нейропсихология"

Место работы:

  • Самозанятый тьютор в сотрудничестве с университетами, школами, образовательными центрами (Артек, Фоксфорд, Газпром, ГТ при МГУ, СевГУ, Фонд соц.развития и др.), преподаватель в программе переподготовки карьерных тьюторов, педагог - психолог. Региональный эксперт МТА

Профессиональные интересы:

    Нейробиология, инновационная педагогика,бизнес, саморазвитие.
  • Автор программ профориентации (финалист Всероссийской премии Траектория 2017 г - лучшая практика самоопределения молодежи). Финалист во Всероссийском конкурсе Наставник 2018.
tutor.dinamica@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости