Пятница
31 ОктЧему и как учиться взрослым, если их никто и ничто не заставляет?

Ответу на этот вопрос была посвящена онлайн-мастерская Вадим Карастелева: Средство навигации в самоопределяемом образовании: «Дерево вопросов». Мероприятие проходило 31 октября 2025 года в рамках международной научно-практической конференции тьюторов.
Участники погрузились в рефлексию неудачного опыта своего обучения, поставили свои вопросы на осмысление. Одни хотели разобраться с Excel, другие с тем, как валять из шерсти поделки, третьи научиться танцевать. Затем участники выполнили упражнение «Дерево вопросов», где нужно было определить «Чему бы вы хотели научиться, если бы вас никто и ничто не заставляло, имея 3 часа времени в неделю?». А также сделать две ветви: вопросы, на которые нужно знать ответы, чтобы начать обучение (предварительные знания); вопросы, которые помогут понять, что вы научились тому, чему хотели (признаки успеха). Далее каждому участнику нужно было внимательно прочитать, что сделали другие и сформулировать вопросы к тому, что показалось непонятным. В свою очередь, те, кто получил вопросы, должны были предположить в чем смысл полученных вопросов – какую важную идею или проблему они затрагивают.
Отвечая на вопрос «Что важного вы получили относительно понимания организации своего самообразования?» участники отметили:
«Есть чувство, что что-то понравилось или увлекло без дальнейшей проработки ведет к тому, что обучение заканчивается без результата или прерывается. Упражнение помогает осознанно подойти к выбору обучения»;
«Нужно искать пути оценки своих способностей. Важно точно определять свою цель в виде уровня освоения навыка или знаний»;
«Я поняла, что в целом готова начать это делать в рамках самообразования. Стало четче понимать шаги по действию»;
«Критерий успеха самообразования заключается в возможности применить полученные знания в реальной жизни по доброй воле важно, чтобы знания, умения, навыки применялись по ВНУТРЕННЕМУ ЖЕЛАНИЮ в реальной жизни»;
«Главное заниматься тем, к чему действительно лежит душа. Цель и потребность должна исходить изнутри, тогда даже самое сложное дело пойдёт»;
«Что я хочу много всего, сложно быстро ответить на вопрос о том, чем именно хочу заниматься, когда будет свободных 3 часа. Нужно вычленить основной смысл (цель), от неё формировать приоритет на деятельность»;
«Чтобы понимать куда я хочу двигаться (хотя бы наметить вектор движения), необходимо ответить для себя на вопросы: кто я? какие у меня есть возможности? какие у меня есть перспективы (выигрыши и риски)?»
                        