Чему и как учиться взрослым, если их никто и ничто не заставляет?
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Чему и как учиться взрослым, если их никто и ничто не заставляет?

Чему и как учиться взрослым, если их никто и ничто не заставляет?

Ответу на этот вопрос была посвящена онлайн-мастерская Вадим Карастелева: Средство навигации в самоопределяемом образовании: «Дерево вопросов». Мероприятие проходило 31 октября 2025 года в рамках международной научно-практической конференции тьюторов.

Участники погрузились в рефлексию неудачного опыта своего обучения, поставили свои вопросы на осмысление. Одни хотели разобраться с Excel, другие с тем, как валять из шерсти поделки, третьи научиться танцевать. Затем участники выполнили упражнение «Дерево вопросов», где нужно было определить «Чему бы вы хотели научиться, если бы вас никто и ничто не заставляло, имея 3 часа времени в неделю?». А также сделать две ветви: вопросы, на которые нужно знать ответы, чтобы начать обучение (предварительные знания); вопросы, которые помогут понять, что вы научились тому, чему хотели (признаки успеха). Далее каждому участнику нужно было внимательно прочитать, что сделали другие и сформулировать вопросы к тому, что показалось непонятным. В свою очередь, те, кто получил вопросы, должны были предположить в чем смысл полученных вопросов – какую важную идею или проблему они затрагивают.

Отвечая на вопрос «Что важного вы получили относительно понимания организации своего самообразования?» участники отметили:

«Есть чувство, что что-то понравилось или увлекло без дальнейшей проработки ведет к тому, что обучение заканчивается без результата или прерывается. Упражнение помогает осознанно подойти к выбору обучения»;

«Нужно искать пути оценки своих способностей. Важно точно определять свою цель в виде уровня освоения навыка или знаний»;

«Я поняла, что в целом готова начать это делать в рамках самообразования. Стало четче понимать шаги по действию»;

«Критерий успеха самообразования заключается в возможности применить полученные знания в реальной жизни по доброй воле важно, чтобы знания, умения, навыки применялись по ВНУТРЕННЕМУ ЖЕЛАНИЮ в реальной жизни»;

«Главное заниматься тем, к чему действительно лежит душа. Цель и потребность должна исходить изнутри, тогда даже самое сложное дело пойдёт»;

«Что я хочу много всего, сложно быстро ответить на вопрос о том, чем именно хочу заниматься, когда будет свободных 3 часа. Нужно вычленить основной смысл (цель), от неё формировать приоритет на деятельность»;

«Чтобы понимать куда я хочу двигаться (хотя бы наметить вектор движения), необходимо ответить для себя на вопросы: кто я? какие у меня есть возможности? какие у меня есть перспективы (выигрыши и риски)?»

Видео

 

 

 

 

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Вадим Карастелев: ”Миссия тьютора — помочь раскрыть жизненные пути, соотнося их с ресурсами и идеальным содержанием обучения”

Доклад «Интерактивное вопрошание как условие содержательного сотрудничества родителей, учеников, тьюторов и педагогов» на тьюторской конференции, 23 октября 2024

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости