Четверг
10 ДекЧеремных М.П. Образовательное пространство старшеклассника
М.П.Черемных, г. Ижевск
Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является
итогом школьного (т.е. “общего”) образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности.
Поэтому основной задачей старшей школы становится передача молодому человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований. Понимая под образованием процесс создания образа себя в Будущем и планирования своих действий для достижения этого образа, можно сказать, что основная задача старшей школы состоит в формировании способности к самостоятельной образовательной деятельности человека на протяжении всей его жизни. И в этом смысле старшая школа должна стать для молодого человека Школой индивидуального образования.
Целью такой Школы является создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив. К таким условиям относятся:
- индивидуализация учебного процесса;
- расширение пространства социальной деятельности учащихся;
- организация пространства рефлексии и мыследеятельности;
- переход от “предметного” к “способному” освоению материала.
Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовые, углубленные, альтернативные), форм обучения (очная, экстернат, дистантное образование), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется учащимся как Индивидуальный учебный план, который составляется на основе определения учащимся целей обучения в рамках своей образовательной программы, а также на основе исследования ресурсов гуманитарной старшей школы. Индивидуализация учебного процесса предполагает также активное участие самих учеников в определении содержания учебных программ, которое реализуется через совместное конструирование учащимися и преподавателем учебного предмета.
Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность авторских программ преподавателей.
Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией учебных и предпрофессиональных стажировок и практик.
Организация пространства рефлексии и мыследеятельности обеспечивается, прежде всего, появлением в образовательном пространстве учащегося особой педагогической позиции «тьютор». Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и т.д. Средствами тьюторской деятельности являются также различные рефлексивные тексты учащихся: отчеты, дневники, портфолио и т.д.
Особое значение для организации процессов рефлексии и мыследеятельности имеют образовательные игры (деловые, имитационно-ролевые, организационно-деятельностные), психологические и оргуправленческие тренинги, методологические лекции и семинары (в том числе с участием визит-профессоров), образовательные сессии.
Переход от «предметного» к «способному» освоению материала обеспечивается овладением учащимися рядом универсальных способов деятельности (творчество, исследование, проектирование и Управление человеческим капиталом) и возможностью применения этих способов при освоении того или иного предметного материала. Организационно-педагогическими условиями такого перехода являются:
- включение в инвариантную часть учебного плана предмета «Образовательные технологии» («Технология творчества», «Технология исследования», «Технология проектирования», «Технология управления»);
- применение в учебной деятельности лабораторно-исследовательского и проектного метода;
- придание приоритетного статуса творческим, исследовательским и проектным работам как итоговым экзаменационным работам учащихся.
Ключевым положением старшей школы как Школы индивидуального образования становится утверждение учащегося в позиции субъекта содержания образования, т.е. содержание образования является предметом и одновременно результатом образовательной деятельности самого учащегося. Таким образом, деятельность учащегося представлена как деятельность по проектированию, конструированию, созданию индивидуальной образовательной программы как “учебно-тренировочной” в рамках старшей школы и как “выпускной работы” по окончании старшей школы.
Деятельность педагога старшей школы направлена на совместное проектирование с учащимся его образовательной программы, т.е. обсуждение образовательной ситуации, образовательной перспективы, временных, пространственных и смысловых ограничений, индивидуального образовательного плана, доступных образовательных ресурсов и способов их развития, критериев оценки образовательных результатов и т.д. Индивидуальная образовательная программа и является “предметом встречи” учащегося и педагога, в пределе — предметом и смыслом межпоколенческой встречи.
Основными этапами разработки индивидуальной образовательной программы являются:
- прояснение целей и задач образовательной деятельности, путей их достижения;
- выработка системы оценки результативности реализации программы;
- составление индивидуального образовательного плана;
- разработка организационного плана реализации программы.
Ядром Индивидуальной образовательной программы является Индивидуальный образовательный план, который составляется на основе учебных планов и программ, планов социальной реализации и презентации, планов рефлексивных и мыследеятельностных ситуаций, а также способов состыковки, координации и взаимообусловленности этих планов.
Основанием для такой конструкции образовательного плана служит гипотеза о том, что целостное образовательное пространство является взаимодействием трех пространств:
- учебного пространства в рамке Культуры, где базовым процессом является процесс обучения как передачи определенных знаний, умений и навыков от старшего поколения (“учителя”) к младшему поколению (“ученику”);
- пространства реализации в рамке Социума, где базовым процессом является процесс социальных действий и проб (в рамках школы — процесс подготовки), существующий в форме актов социального действия, “социальных поступков”;
- пространства самоопределения в рамке Мыследеятельности, где базовым процессом является процесс рефлексии как одно из средств, позволяющих человеку конструировать новые для себя знание, понимание, способы деятельности, и одно из средств придания смысла социокультурной деятельности человека, в том числе смысла обучения и социальной реализации.
Идея трехчастного образовательного пространства старшей школы согласуется с рядом положений теории деятельности вообще и педагогической теории в частности. Так, например, согласно теории мыследеятельности Г.П. Щедровицкого, все виды человеческой деятельности (а образование рассматривается нами как деятельность) подразделяются на три типа:
- <текстопорождающая или текстовоспринимающая деятельность — мыслекоммуникация;/li>предметно-практические действия или представления о них — мыследействование;
- чистое, абстрактное мышление.
Рассматривая компетентностный подход к образованию, О.Е. Лебедев выделяет три типа компетентностей, чрезвычайно важных для конструирования содержания образования в старшей школе: общекультурная, допрофессиональная и методологическая компетентности, при этом последняя имеет ключевое значение именно в старшей школе.
Таким образом, концептуальный подход к содержанию образования в старшей школе предполагает развитие образовательного пространства старшеклассника в трех предельных рамках: культурной, социальной и мыследеятельностной. При этом развитие способности к самоопределению и рефлексии позволяет обнаружить взаимообусловленность учебного, социально-практического и мыслительного компонентов образования и построить “переходы” (способы состыковки и координации) внутри целостного образовательного пространства. Иными словами, позволяет отвечать на вопросы: “где применимо это знание?”, “чему учит этот мой опыт?”, “что я не знаю, не умею?”, “в чем может (должен) быть мой следующий шаг?” и т.д. Вместе с тем, развитая способность к рефлексии позволяет определить место образования в системе жизнедеятельности человека, использовать технологию образовательного программирования для реализации жизненных, в том числе карьерных, планов.