Шмунк Л. В. Тьюторское сопровождение как современная образовательная технология в педагогической деятельности
 /  Тьюторство в среднем профессиональном образовании / Шмунк Л. В. Тьюторское сопровождение как современная образовательная технология в педагогической деятельности

Шмунк Л. В. Тьюторское сопровождение как современная образовательная технология в педагогической деятельности

Шмунк Людмила Викторовна,
старший воспитатель
ФГОУ СПО «Омское государственное
училище олимпийского резерва»

 

Переход от жёстко заданной парадигмы обучения к совершенно новой модели образования, которая была бы способна отвечать всем вызовам современности, характеризуется как «переход к новому типу социального института, то есть образование начинает фактически переходить свои границы» (И.Д.Проскуровская). Это означает, что на данном этапе развития образования не происходит в полной мере трансляции в жизненную сферу человека. С чем это связано? Мы не разделяем процесс обучения (передача знаний, умений и навыков) и процесс воспитания (усвоение закреплённых в культуре базовых ценностей), они глубоко взаимосвязаны и взаимодополняемы. Однако для многих педагогов образовательный процесс ограничивается процессом обучения, представленном в виде информационного блока по предмету, который необходимо «вложить» в голову обучающегося. Процесс воспитания отодвигается при этом на второй, третий план как нечто «мешающее» обучению. Таким образом, самое сложное в педагогической деятельности — воспитательный процесс — оказывается формальным, стихийным (неконтролируемым) и, главное, непродуманным, неосмысленным. Для того чтобы образование приобрело смысл, необходимо соединить образовательные и личностные траектории движения человека.

Профессиональное обучение спортсменов высокого класса в системе среднего профессионального образования осуществляют в России училища олимпийского резерва, специфика которых заключена в объединении двух основных видов деятельности: учебной и спортивно-тренировочной. Омское государственное училище олимпийского резерва (ОГУОР) представляет собой одно из таковых уникальных образовательных учреждений, основной контингент которого – члены сборных команд России, участники и призёры крупных международных соревнований и Олимпийских игр. Они часто выезжают на учебно-тренировочные сборы и многочисленные соревнования, активно тренируются, следовательно, приоритетной для них является профессиональная деятельность и направленность на достижение высоких результатов в спорте, что влияет на эффективность и качество процесса обучения в училище. Такая особая категория студентов (около половины от всего числа обучающихся) не включена в линейную схему образовательного процесса, который должен быть изменён для них кардинальным образом. Отказ от шаблонных процедур обучения неизменно приводит к использованию в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, в рамках которых меняется сущность позиции педагога. Точнее сказать, происходит возвращение к истокам педагогической деятельности, когда педагог являлся «сопровождающим» ученика по пути следования к новым знаниям, его в равной мере наставником и другом. Сопровождение в педагогике понимается как «деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора» (Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына). Процесс же сопровождения рассматривается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса (Л.Н.Бережнова, В.И.Богословский, В.В.Семикин).

Тьюторская позиция заключена в сопровождении обучающегося в егоиндивидуальном движении, в помощи при его самоопределении и самореализации. Это специальная позиция, в рамках которой проводится определённая работа, не схожая ни с работой педагога в традиционном понимании, ни с работой воспитателя, ни с работой психолога, тогда как в деятельности всех участников педагогического процесса можно наблюдать знаковые признаки тьюторства. И хотя квалификационные характеристики и нормативно-правовые нормы тьюторской деятельности ещё активно обсуждаются Профессиональным сообществом тьюторов и не закреплены в Госстандартах, в мае 2008 года профессия тьютора внесена в реестр педагогических профессий, а идеи и практики тьюторства с большим успехом распространяются по всей территории России, центрами которого стали Томск, Красноярск, Ижевск, Москва.

Тьютор (англ. tutor — домашний учитель, наставник, опекун)

  • создаёт и координирует организационные условия для самостоятельного движения обучающегося (западный вариант);
  • владеет специальными способами сопровождения обучающегося (российский вариант).

Существуют различные определения позиции тьютора: «Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и построения с подопечным его образовательной программы» (Т.М.Ковалева.). «Тьютор — герой другой педагогики. Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства» (П.Г.Щедровицкий). Тьютор в дистанционном образовании — «специалист в области организации образования и самообразования» (С.А.Щенников). Тьютор «в отличие от учителя (знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему), педагога (знающего путь и ведущего по нему), — это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования» (Н.В.Рыбалкина).

При освоении современных педагогических способов взаимодействия в инновационной работе педагог ОГУОР включается в тьюторскую деятельность — деятельность по сопровождению студента, направленную на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального самоопределения. Ключом к решению проблем и затруднений, связанных с выбором той или иной стратегии личностного и профессионального самоопределения, может быть тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы студента.

Существует три типа тьюторских практик:

  1. в дистанционном образовании (информационный контекст) — обучение посредством использования информационных технологий;
  2. в открытом образовании (социальный контекст) — разработка социальных технологий, проектов с целью социализации личности;
  3. сопровождение индивидуальных образовательных программ (антропологический контекст) — максимальное использование человеческих ресурсов для построения образовательной программы.

 

В омском училище олимпийского резерва мы видим возможность реализации тьюторской практики в сопровождении индивидуальных образовательных программ студентов как оптимального и эффективного способа развития их личностных и профессиональных качеств.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости