Тьюторское сопровождение формирования осознанного освоения профессии в ходе учебной практики студентов СПО (Совина Л.П., Соломатина  М.Е.)
 /  Тьюторство в среднем профессиональном образовании / Тьюторское сопровождение формирования осознанного освоения профессии в ходе учебной практики студентов СПО (Совина Л.П., Соломатина  М.Е.)

Тьюторское сопровождение формирования осознанного освоения профессии в ходе учебной практики студентов СПО (Совина Л.П., Соломатина  М.Е.)

Совина Л.П., Соломатина  М.Е. Тьюторское сопровождение формирования осознанного освоения профессии в ходе учебной практики студентов СПО // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Тьюторское сопровождение формирования осознанного освоения профессии в ходе учебной практики студентов СПО

В данной работе раскрываются способы сопровождения учебной прак- тики студента колледжа, посредствам Дневника практики, кото- рый направлен на формирование осознанного отношения к освоению избранной профессии, рефлексии каждого шага в освоении Hard, Soft и Self skills, обретенных в ходе практики

Ключевые слова: профессиональное становление, тьюторское сопро- вождение, учебная практика, рефлексивные тьюториалы.

Основной целью деятельности профессионального обра- зования является подготовка квалифицированного работни- ка соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособ- ного на рынке труда — компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Фор- мирование такого специалиста в стенах учреждений среднего профессионального образования становится важнейшей за- дачей в связи с введением стандартов нового поколения. По- этому традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение студентами среднего специального образования (далее СПО) определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания [3].

В 2019 году Всероссийский научно-исследовательский ин- ститут труда провел опрос, результаты которого отображены в «Справочнике профессий» Минтруда России. Выявлено, что самыми востребованными в России являются кадры в сферах производства, строительства, недвижимости и здравоохра- нения. Сейчас в этих сферах насчитывается около миллиона открытых вакансий. В базе вакансий Роструда насчитывается более 40 000 открытых позиций по вакансиям слесаря, более 9 000 мест — по вакансиям сварщика и 8 000 — токаря. Нужны стране 39 000 монтажников, более 19 000 бетонщиков и 11 000 плотников. В этих условиях возрастает роль системы среднего специального образования, которая направлена на подготов- ку кадров необходимых специальностей [1].

Однако в процессе образовательной и тьюторской дея- тельности мы наблюдали, что многие студенты плохо пони- мают особенности профессии, мало заинтересованы в получе- нии выбранной профессии, и в последние годы процент таких от общего количества студентов увеличился. Многие учатся формально, для того чтобы получить диплом и искать работу, не связанную с полученной профессией.

В ходе индивидуальных консультаций и бесед мы выяви- ли, что это волнует не только нас, но и самих студентов, ко- торые не удовлетворены тем, что не понимают, для чего они здесь учатся и как это обучение может быть связано с дальней- шей их жизнью. Мы поняли, что необходим инструмент, ко- торый поможет студентам разобраться со своей будущей про- фессией, понять ее. Наиболее эффективно это можно сделать, рефлексируя свою деятельность в ходе учебной практики. Так, было принято решение разработать «Дневник практики» как один из инструментов тьюторского сопровождения учебной практики. Теоретической основой для разработки Дневника стали идеи и концепции развития тьюторской деятельности в   системе   образования    Татьяны    Михайловны    Ковалёвой и Межрегиональной тьюторской ассоциации, где тьюторское сопровождение, рассматривается как «особый тип педагоги- ческого сопровождения — сопровождения процесса индиви- дуализации в ситуации открытого образования» и понимание открытого образования «как системы образования информа- ционного общества, обеспечивающей возможность выбора обучающимся программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. Открытое образование обеспечивает целенаправ- ленную, контролируемую самостоятельную работу учащегося, возможность обучаться на протяжении всей жизни по инди- видуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества» [2].

Разрабатывая   содержания   Дневника,   мы   основывались на вопросах, которые были обозначены студентами на ин- дивидуальных тьюторских консультациях. Важно было в его структуре отразить и пожелания студентов, и задачи учеб-  ной практики, и рефлексию студентов относительно своих успехов, возникающих проблем, осознания своих возмож- ностей в  будущей  профессиональной  деятельности.  В  бло- ке «Информация о владельце» предлагается заполнить ФИО, описать себя прилагательным, отвечающим на вопрос  «Ка-  кой ты?», описать  2  своих  выдающихся  качества  и  записать 3 главные цели на конец учебного года. В блоке «Представле- ние о себе как о профессионале» приводится таблица, в кото- рой перечислены профессиональные компетенции, которые ребята будут отрабатывать на протяжении практики,  а  так- же представлены общие компетенции. Студентам предла- гается  самостоятельно  оценить,  насколько  перед   выходом на практику обладает обучающийся предложенными компе- тенциями: «+» — обладаешь в полной мере, «0» — обладаешь частично, «-» — не обладаешь данными компетенциями. Потом предлагается выбрать, какие из компетенций студент хотел бы усилить.  Затем   мы   предложили   ребятам   пофантазировать и представить себя через 10 лет. Предлагается сформулировать образ профессионала, выделить универсальные компетенции, которыми бы хотел обладать (soft skills). Следующий блок — это фиксация ожиданий от практики. Предлагается написать синквейн о предстоящей практике. Составление синквейна развивает системное мышление и аналитические способно- сти, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. После этого предлагается составить карту ожиданий от прак- тики. В основном блоке по неделям обучающимся предлагает- ся поставить цель на текущую неделю, затем заполнить табли- цу, отвечая на вопросы: «Что сегодня сделал? Что нового узнал? Что попробовал?». Потом необходимо оценить по 5-балльной шкале, насколько удалось реализовать цель. В блоке подве- дения итогов предлагается вспомнить первоначальную цель практики и по 5-балльной шкале оценить, насколько удалось ее достичь. В таблице нужно отразить находки в процессе прак- тики и в завершение написать три факта, благодаря которым удалось сдать практику на определенную оценку.

Чтобы оценить эффективности данного инструмента были выбраны две группы 2-го курса, которые выходили на практику.  Одна группа проходила практику без Дневника  в рамках учебной практики, а во второй группе был введен  Дневник. Критериями эффективности были выбраны:

  1. Количество студентов, определившихся в профессии;
  2. Количество студентов окончательно осознавших, что эта профессия не является им интересной;
  3. Количество нейтральных студентов;
  4. Количество студентов, записавшихся в объединения до- полнительного образования, связанными с выбранной профессией;
  5. Количество студентов, пожелавших принимать  участие в движении World

Технологически внедрение дневника осуществлялось сле- дующим образом. Был проведен тьюториал, на котором сту- денты и наставники ознакомились с содержанием Дневника. По итогам тьюториала были скорректированы разделы и их содержание. В ходе тьюториала состоялась групповая дискус- сия, на которой была организована работа с распечатанным макетом Дневника. Затем каждая группа представила резуль- таты работы, и было принято решение об общих изменениях, которые необходимо внести в макет. Далее происходило обсу- ждение с наставником процесса учебной практики с исполь- зованием ресурса Дневника, определены рефлексивные точки на каждом этапе учебной практики. Был составлен график ин- дивидуальных консультаций, определены даты рефлексивных семинаров, круглых столов и завершающего события, на кото- ром подводились результаты индивидуального продвижения студента в освоении профессиональных и общих компетен- ций. Важно было удерживать, чтобы задачи практики, обозна- ченные в Дневнике, нашли отражение в реальности.

Взаимодействие всех участников образовательных отношений, в данном случае студента, наставника и тьютора,  осуществлялось следующим образом:  в  понедельник,  среду и пятницу выделялось 30 минут перед практикой для запол- нения Дневника: постановки цели на неделю, анализ успехов. По пятницам подводились итоги на рефлексивном тьюториа- ле. Ребята высказывались, что узнали и попробовали нового, что не получалось. С помощью вопросов выявляли причины  и анализировали, что можно предпринять для достижения последующих задач. На рефлексивных тьюториалах были выявлены проблемы и пути решения, составлена корректировка индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, результаты работы студентов с Дневником учебной практики показали острую необходимость в тьюторском сопровождении профессионального самоопределения сту- дентов в условиях неопределенности мира и нестабильности образовательной политики, связанной с системой  СПО.  Кро- ме этого, для нас особо остро стоит вопрос выбора профессии после 9  класса,  который часто  осуществляется  неосознанно  в силу различного рода причин, описанных в начале работы. Часто в колледж поступают студенты со сложными судьбами, у которых не  сложились  отношения  с  педагогами  в  школе,  в семье, со сверстниками, и различные социальные категории детей. Для таких учащихся первостепенным становится уста- новление отношений со значимым взрослым, который может выслушать, понять, помочь найти выход из сложных обстоя- тельств и разобраться со своими интересами.

В этой связи Дневник учебной практики показал себя как эффективный инструмент тьюторской деятельности — По- средник, который позволяет студенту глубже понять суть вы- бранной профессии и ее значимость для дальнейшей профес- сиональной карьеры, либо, напротив, сделать вывод о том, что этот выбор был неверным и необходимо искать новые об- разовательные маршруты.

Возможности применения данного Дневника в учрежде- ниях СПО достаточно широки. Тьюторское сопровождение учебной практики по любой специальности может осуществ- ляться посредством такого Дневника. Для его использования будет достаточно изменить список компетенций рекомендо- ванных ФГОС, чтобы они соответствовали выбранной специ- альности. Этот Дневник может быть использован не только тьюторами, но и преподавателями, желающими реализовать принцип индивидуализации, чтобы увеличить количество студентов, осознанно обучающихся профессии. Кроме того, та- кой Дневник позволяет отслеживать результаты практики, ме- нять организационные и содержательные моменты, делать ее более эффективной для студентов. Как мы увидели, есть влия- ние такого средства и на самоопределение в отношении уча- стия в чемпионате World Skills, что важно для любого колледжа или другого учреждения СПО. Отметим, что для реализации тьюторского сопровождения студентов посредством Днев- ника учебной практики требуется минимум материально- технических средств: распечатанный Дневник и аудитории для проведения тьюториалов.  Начинающие  тьюторы  могут в самом Дневнике найти опоры для проектирования тьюто- риала и получить от  студентов  необходимую  информацию  и обратную связь.

Таким образом, использование Дневника учебной практи- ки возможно в любом учреждении СПО для любого тьютора или преподавателя, нацеленного на реализацию принципа индивидуализации образования.

 

Литература:

  1. Справочник профессий [электронный ресурс] М., 08.2020 URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions
  2. Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика / Т. М. Ковалева // Человек.RU: Гуманитарный альманах. № 11. 2016.— Новосибирск: НГУЭУ, — С. 72–81.
  3. Совина Л. П. Открытость образования как необходимое условие формирования тьюторских компетенций педагога / Л. П. Совина, Н. Ю. Ерофеева // Нижегородское образование.— 2016, №

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости