Индивидуализация в финском образовании: педагогические основания и опыт (Соловьева  А.М.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Индивидуализация в финском образовании: педагогические основания и опыт (Соловьева  А.М.)

Индивидуализация в финском образовании: педагогические основания и опыт (Соловьева  А.М.)

Соловьева  А.М. Индивидуализация в финском образовании: педагогические основания и опыт // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Индивидуализация в финском образовании: педагогические основания и опыт

В российской системе образования существует проблема дисбаланса между заявленными в законодательстве к формированию личностными характеристиками выпускников образовательных организаций и реальным положением дел. В настоящее время успешная работа   по индивидуализации обучения ведется на территории различных экспериментальных площадок России, однако это позволяет рассматривать подобную программу обучения не как массовый, а как точечный процесс российской образовательной системы. В связи с этим интересен опыт Финляндии, где каждый учащийся школы может получить индивидуальную поддержку, направленную на самопознание, саморазвитие, самовыражение, обеспечение социального комфорта; помощь в  проектировании  собственной  будущей  образовательной и профессиональной траектории.

Ключевые слова: школы Финляндии, условия индивидуализации обучения, поддержка учащихся, сопровождение.

В современном обществе существует потребность в соци- ально активной и адаптивной личности, способной к самостоя- тельной регуляции собственной деятельности и поведения, умеющей простраивать направления своего профессионального и личностного развития, формулировать цели, задачи и способы их решения, реализовывать их [1].

Необходимость совершенствования российской системы образования с целью повышения ее качества и соответствия основным направлениям национальной стратегии в сфере об- разования отражена в Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 г. и в Законе

РФ «Об образовании». ФГОС (основного и среднего общего об- разования) определяет необходимость формирования таких личностных характеристик выпускников, как умение самостоя- тельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения и пр.

В настоящее время успешная работа с самоопределением и индивидуализацией учащихся общего образования ведет- ся на территории различных экспериментальных площадок:  в школе развития «Нооген», организатором которой является Марией Миркес; в МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска ее идейным вдохновителем Н. Мухой; в школе самоопределения им. А. Н. Тубельского; в частной школе «Новая школа» и др.

Организация процесса индивидуализации в российских школах за последнее десятилетия продвинулась на более высокий уровень. Тем не менее необходимо обращаться не только к оте- чественному опыту в сфере привлечения будущих специалистов в систему образования, но и заимствовать некоторые наиболее удачные технологии и опыт зарубежных стран. С этой точки зре- ния представляется интересным опыт Финляндии. Эта страна ЕС все чаще упоминается в связи с наиболее конкурентоспособной экономикой и занимает лидирующие позиции в международ- ном рейтинге оценки качества образования PISA. По данным Хельсинкского университета, 85% опрошенных выпускников довольны выбранной профессией и 95% полученных знаний постоянно используют в своей работе [2]. Ключевым моментом, определяющим хорошие результаты в сфере финского образо- вания, являются «индивидуализация обучения и своевременная поддержка», которые основываются на специальной психолого- педагогической теории и обеспечены конкретными инструмен- тами, управленческими и финансовыми механизмами [3].

Образовательный  процесс  Финляндии основывается на теориях великих  российских  ученых  педагогов  и психологов: «О зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского, концепции А. Н. Леонть- ева «О ведущей деятельности», концепции П. И. Зинченко «О па- мяти и осмыслении запоминаемого»; на теории американского психиатра и теоретика психоанализа, специализировавшегося на теории детского развития,— Дэниэл Норман Стерн; а также финских исследователей личности Анна-Лийса Келтикангас- Ярвинен, Ваппу Тууликки Тайпале и др.

В качестве условий, обеспечивающих индивидуализацию учащихся в школах Финляндии, можно выделить следующее:

−  гибкость учебной среды;

−  особая роль педагога;

− альтернативная система оценивания знаний школьников;

− формирование не только содержательных теоретиче- ских знаний у учащегося, но и формирование сквозных компетенций;

−  внедрение идей позитивной педагогики;

−  тесное сотрудничество с родителями;

−  трехуровневая система поддержки учащихся.

Остановимся подробнее на каждом из вышеперечислен- ных пунктов.

Гибкость учебной среды означает возможность подстро- ить ее под свои нужды: модульные парты, мебель на колесах, мобильное освещение, движущиеся перегородки (один класс может быть разбит на два и более).

Педагог в финской школе не является носителем универ- сального знания, он выступает в роли коуча и  фасилитато- ра, который руководит учебным процессом и направляет его в нужное русло, при этом активно взаимодействуя с учениками и прислушиваясь к их интересам. Знания, опыт и убеждения являются распределенными параметрами, характеризующими учебное пространство в классе финской школы. Знания и опыт в финской школе нарабатываются, формируются, создаются  с нуля всеми участниками образовательного процесса (учите- лями и учениками).

В Финляндии считается, что балльные оценки закладывают в личности ребенка стереотипы, которые негативно влияют на будущую мотивацию и сплочённость в классе, а также на са- мооценку учащегося. Поэтому в начальной школе оценивание принимает альтернативные формы: подчеркивание наиболее удачно прописанных букв и цифр, оценивание своего настроения с помощью смайликов и т. п. В старшей школе активно исполь- зуются методы самооценивания  (анкетирование;  сравнение с самим собой в прошлом; бальное оценивание, относительно максимального результата).

Образовательная система Финляндии ставит перед собой задачу сформировать не только содержательные теоретические знания у учащегося, но и сформировать такие сквозные ком- петенции, как умение мыслить и учиться, взаимодействовать и самовыражаться, обладать навыками трудовой жизни и зна- ниями в области информационных технологий и пр. [4].

Главная идея позитивной педагогики Финляндии — инте- ресы ребенка находятся всегда в центре и являются ведущими в определении педагогических мер,  применяемых к ученику  в различных ситуациях: в составлении учебного плана, в выбо- ре методов обучения, разборе конкретных спорных ситуаций. При разборе конфликтной  ситуации  ребенка  не  обвиняют  и не предъявляют карательных мер, ситуацию всегда рассма- тривают с точки зрения того, что можно из нее извлечь и чему научиться, с помощью следующих вопросов: «Что я могу сделать, чтобы больше этого не повторилось?», «Как я могу поменять свое поведение, чтобы поменять ситуацию?».

Родители обучающихся школ Финляндии являются соучаст- никами всего учебно-воспитательного процесса. Разнообразные совместные мероприятия, вечера, походы и прочие формы работы помогают создать условия, когда родители и школа становятся партнёрами, единомышленниками.

Согласно Закону о базовом образовании Финляндии [5], уча- щийся имеет право на получение индивидуальной поддержки, как только в этом у него возникнет необходимость. Основная цель системы поддержки учащихся — укрепить уверенность в учащемся, его самооценку и навыки обучения, а также научить его ставить цели своего обучения и брать на себя ответствен- ность за свое обучение и свое будущее.

Обозначенные виды поддержки представлены в таблице.

Чтобы человек умел отвечать за свою жизнь и судьбу, в ос- новной школе в Финляндии учащиеся составляют личный план своего обучения, который должен соответствовать общим жизненным целям школьника. В этом им помогает консуль- тант по образованию. В обязанности консультанта по образо- ванию входит сопровождение учащихся в выборе предметов, введение в трудовую жизнь, профориентация и  иная  рабо- та, связанная с определением профессии. Его задача  состоит  в том, чтобы помочь учащимся познакомиться со своей лично- стью, с собой своеобразным, единичным, помочь определить свои сильные и слабые стороны и области интересов, повы- сить самопознание и осознать свой собственный потенциал. Такое планирование собственной жизни позволяет сформи- ровать убеждение, что успешность или неуспешность в жизни больше зависит не от стечения обстоятельств и случайностей, сколько от собственных целенаправленных усилий [7].Приоритетной задачей школьного образования Финляндии является подготовка индивидуума, способного гибко реагиро- вать на происходящие изменения, быстро адаптироваться к ме- няющейся ситуации, эффективно учиться, креативно мыслить и мобильно реализовывать свои идеи. В этой связи большое вни- мание в финских школах уделяется развитию мета-когнитивно- го потенциала учащихся, включающего в себя следующие спо- собности [6]: сочетать формальное и неформальное образование для расширения возможностей познания; совмещать описатель- ное знание («знаю что») и процедурное («знаю как»); находить доступ к информации, оценивать и отбирать ее в соответствии с поставленными задачами обучения; осуществлять продуктив- ную интеллектуальную деятельность; создавать и передавать знание; эффективно работать в команде; разрешать конфликты в процессе совместной деятельности; ориентироваться и при- нимать решение в непредвиденных обстоятельствах; планиро- вать свое индивидуальное развитие на перспективу.

Таким образом, исследование особенностей организации индивидуализации в школах Финляндии может являться ре- сурсом для проведения реформ и в нашей стране. Интереса за- служивают как сама концептуальная модель, так и внедрение конкретных инструментов, направленных на саморазвитие, самовыражение учащихся, способствующих их  личностному и ценностно-смысловому самоопределению.

Очевидно, что возможности внедрения опыта финских специалистов в российскую реальность определяются множе- ством различных факторов и, прежде всего, готовностью госу- дарства вкладывать ресурсы в развитие национальной образо- вательной системы.

Литература:

  1. Крылова Ю. Г. Психологическое сопровождение индивидуализа- ции образования в школах // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ.— —№ 1.— 35 с.
  1. What can I do with my degree? // https://toissa.fi/ sijoittuminen-tyoelamaan/
  2. Индивидуализация обучения в общеобразовательной школе — условие реализации стандартов образования второго поколения

// http://ug.ru/archive/39586.

  1. Володин Д. А. Современное школьное образование в Финляндии: национальные реформы в европейском контексте. Дисс. канд. пед. н. Тула, 127 с.
  2. Закон о базовом образовании Финляндии (Perusopetuslaki 8.1998/628) // https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1998/1998062.
  3. Волкер Т. Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире / Изд. Альпина Паблишер, 2018.— 112 с.
  4. Virtues of Mentors and Mentees in the Finnish Model of Teachers’ Peer-group Mentoring // https://www.researchgatnet/ publication/329823085_Virtues_of_Mentors_and_Mentees_in_the_ Finnish_Model_of_Teachers’_Peer-group_Mentoring.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости