Шмунк Л. В. ТИСС (Тьюторское интернет-сообщество студентов) как комфортная образовательная среда училища
 /  Тьюторство в среднем профессиональном образовании / Шмунк Л. В. ТИСС (Тьюторское интернет-сообщество студентов) как комфортная образовательная среда училища

Шмунк Л. В. ТИСС (Тьюторское интернет-сообщество студентов) как комфортная образовательная среда училища

Л. В. Шмунк

Инновационные изменения в социокультурной жизни России, и прежде всего в российской системе образования,

обусловлены необходимостью преобразований в решении основной проблемы — проблемы развития человека. Индивидуальное развитие в процессе образования ведёт к качественному изменению личности: «В значительной степени, хотя и не исключительно, тип образования определяется нашими представлениями о будущем. Образование — процесс качественного изменения. Если оно не изменяет объекта воздействия, это не образование, а скорее просто база данных. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль» [1].

И.Д. Проскуровская, реконструируя исторические корни тьюторства, отмечает, что «в образовании сегодня не происходит главного — самоопределения личности, выбора человеком самого себя в мире истории и культуры» [2]. В данной ситуации обязательным представляется обращение к личностно-ориентированной педагогике, в рамках которой основным является процесс индивидуализации, «когда образование понимается как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью» [3].

Отличительной особенностью здоровьесберегающих образовательных технологий называют индивидуализацию обучения, направленную на создание условий становления индивидуальности личности в образовательной деятельности. Индивидуальность личности формируется на основе природных задатков в процессе воспитания, обучения и саморазвития. «Традиционно выделяют следующие виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное» [4]. Социальное здоровье определяется как «деятельное отношение к миру», а профессиональное здоровье рассматривается как его составляющая, главным показателем которого является профессиональная работоспособность человека, включающая физический, психологический и социальный факторы. Именно социальное здоровье отражает способность к общению и может быть выражено отношением личности к обществу, «поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья» [4].

На улучшение комфортности образовательной среды омского государственного училища олимпийского резерва (ОГУОР) направлено тьюторское сопровождение профессионального самоопределения студентов, формы которого можно отнести к формам здоровьесберегающих образовательных технологий.

В российском образовании различают три типа тьюторских практик:

  1. в дистанционном образовании (информационный контекст) — общение посредством использования информационных технологий;
  2. в открытом образовании (социальный контекст) — разработка социальных технологий, проектов с целью профессионального самоопределения личности;
  3. сопровождение индивидуальных образовательных программ (антропологический контекст) — максимальное использование человеческих ресурсов для построения образовательной программы.

Актуальными и эффективными в образовательной системе нашего училища нам представляются все три типа тьюторских практик, однако в данной работе мы рассматриваем, прежде всего, социальный и информационный контексты в их совокупности, так как они тесно связаны со спецификой спортивной деятельности студентов ОГУОР.

Процесс сопровождения рассматривается как «многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса» [5]. Содержание деятельности педагога — тьютора, который выступает «индивидуальным консультантом процесса развития» студента [6], заключается в том, чтобы найти те формы и виды образовательной деятельности, которые были бы ему интересны и развивали его личностные и профессиональные качества.

Задачи педагога – тьютора:

  • диагностика, осознание и конкретизация целей образования студента — выявление образовательных и личностных дефицитов;
  • дифференциация тьюторского сопровождения студентов с разным уровнем профессионального самоопределения;
  • выбор содержания, форм, средств и методов тьюторского сопровождения;
  • содействие в процедурах анализа и рефлексии (с целью понимания своих достижений);
  • помощь в прогнозировании близких и отдаленных результатов образовательного процесса и профессионального самоопределения.

Образовательный процесс студентов ОГУОР, часто выезжающих на учебно-тренировочные сборы и многочисленные соревнования, по существу своему — и организационно, и содержательно — нелинеен. Отказ от шаблонных процедур обучения неизменно приводит к использованию в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, в рамках которых меняется сущность позиции педагога. Точнее сказать, происходит возвращение к истокам педагогической деятельности, когда педагог являлся «сопровождающим» студента по пути следования к новым знаниям, его в равной мере наставником и другом. Поэтому необходимость в использовании следующих форм тьюторского сопровождения очевидна.

Формы тьюторского сопровождения:

  • тьюторская беседа;
  • тьюториалы;
  • тьюторский проект.

Тьюторская беседа — индивидуальные консультации с педагогом — тьютором, обсуждение значимых вопросов, связанных с личностным и профессиональным развитием студента. Цель — актуализация и активизация особенностей студента, возможность их развития, успешное продвижение студента в профессиональном самоопределении. В процессе тьюторской беседы выявляются удачи и неудачи произошедшего, делаются открытия: что нового студент увидел в себе и однокурсниках, формулируются предложения на будущее.

Тьюториалы — организованные по плану групповые консультации и занятия с педагогом — тьютором. Цель — успешное продвижение группы студентов в образовательном процессе. Это коллективная деятельность педагога — тьютора и его подопечных в виде открытых занятий с применением методов информационного интерактивного и интенсивного общения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов.

Тьюторский проект — определённая форма организации тьюторской деятельности, которая направлена на анализ и решение проблемных ситуаций студентов ОГУОР, связанных с процессами личностного и профессионального самоопределения. Цели тьюторского проекта формулируются исходя из концепции и программы воспитательной деятельности училища.

Анкетирование студентов училища выявило, что при достаточно комфортном взаимодействии студенческого и педагогического коллективов, при оказании помощи студентам в осознании их целей в образовании, затруднений в обучении и в решении личностных проблем, в прогнозировании близких и отдалённых перспектив — на фоне всех этих позитивных условий педагоги, по мнению студентов, тем не менее не оказывают влияние на развитие их интересов, склонностей и способностей. Большинство опрашиваемых (более 90%), несмотря на занятость в спортивно-тренировочной деятельности, высказались за осуществление проекта, в котором было бы возможно развитие их личностных и профессиональных качеств.

Тьюторский проект, который организуется в училище, носит название «Тьюторское интернет-сообщество студентов (ТИСС)». Необходимость такого проекта обусловлена постоянной нехваткой времени спортсменов училища на непосредственное общение, в связи с чем они испытывают проблемы в социализации: их круг общения достаточно однообразен, некоторые из них трудно адаптируются в незнакомой ситуации, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их личностном и профессиональном самоопределении. Общение посредством Интернета может решить приоритетные задачи:

  • помочь снять коммуникативные барьеры между педагогами и студентами (в анкетах педагогов поставили, в лучшем случае, на третье место после друзей и родителей, к кому обращаются при возникновении затруднений);
  • позволит выявлять и демонстрировать скрытые индивидуальные способности каждой личности, актуализировать и развивать их;
  • даёт возможность студенту УОР комфортно существовать в пространстве училища, даже если он часто выезжает на учебно-тренировочные сборы и соревнования.

В проекте предполагается три Internet-пространства:
1 — личное пространство (форум);
2 — информационно-коммуникационное поле (сведения по различным вопросам и проблемам, авторитетное мнение, конкурсы);
3 — свободный доступ к сетевым образовательным и информационным ресурсам (свободное общение).

Пространственные интернет-сферы взаимосвязаны и взаимозависимы, так как направлены на решение антропологических вопросов, нацеленных на «образ будущего», которые глубоко волнуют студентов.

Таким образом, тьюторское сопровождение можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая обеспечивает развитие индивидуальных способностей студентов ОГУОР и способствует их личностному и профессиональному самоопределению. Интернет-проект позволит сделать процесс образования открытым при условии, что сопровождение в проектировании будет оказывать «умный» (компетентный) взрослый — педагог-тьютор.

Литература

 

  1. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования – №1, 1993.
  2. Проскуровская И. Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Индивидуально-ориентированная педагогика: сборник научных трудов по материалам 2-ой Межрегиональной научной тьюторской конференции. – Москва – Томск: Изд-во ТПГУ, 1997.
  3. Ковалёва Т. М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Индивидуально-ориентированная педагогика: сборник научных трудов по материалам 2-ой Межрегиональной научной тьюторской конференции. – Москва – Томск: Изд-во ТПГУ, 1997.
  4. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: Гардарики, 2007.
  5. Бережнова Л. Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития
  6. Ковалёва Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения // Завуч. Управление современной школой – №8, 2006.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости