Уварова Н.М. Контекст деятельности тьютора: зачем колледжу нужен тьютор
 /  Тьюторство в среднем профессиональном образовании / Уварова Н.М. Контекст деятельности тьютора: зачем колледжу нужен тьютор

Уварова Н.М. Контекст деятельности тьютора: зачем колледжу нужен тьютор

В статье анализируется контекст введения должности тьютора в учреждения СПО. Раскрыта специфика его позиции и определена область его ответственности в образовательном процессе.

 

Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела. В динамичном образовательном пространстве колледжа многообразие педагогических позиций проявляется в наличии различных персонажей: директора, его заместителей по отдельным направлениям, преподавателей, мастеров, методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования… Сегодня к ним присоединяется тьютор. Тьютор профессия новая, говорят одни. Тьютору более 700 лет, продолжают другие. А что он будет делать в системе СПО? – спрашивают все. Эти вопросы далеко не праздные, т.к. должность тьютора утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008г., №216н) и реальные тьюторы уже работают в отдельных колледжах. Круг должностных обязанностей тьютора на языке квалификационного справочника выражается через глаголы действия – организует, координирует, распределяет, создает условия, способствует, участвует и т.д. Уникальность позиции тьютора и области его ответственности невозможно понять, вчитываясь только в содержание документа. Для этого нужен анализ контекста профессионального образования, который поможет понять причины, породившие необходимость появления тьютора и обнаружить силы, объективно заинтересованные в сохранении и развитии тьюторской позиции.

Приоритет в появлении тьюторов принадлежит Англии. Именно там, в открытых классических университетах Оксфорда и Кембриджа, был востребован преподаватель, который помогал студентам выстраивать свои образовательные траектории и поддерживал процессы самоопределения и самореализации. Тьютор не имел специального тьюторского образования, но обязательно обладал опытом самостроительства, вел научные исследования, жил университетской жизнью во всей полноте. Он был абсолютно необходимой фигурой в жизни университете, которая отличалась необычайным динамизмом, множеством научных школ, наличием авторских курсов у каждого преподавателя, обилием громких имен. Тьютор как самая близкая позиция к студенту (а часто и сам – студент) помогал определиться своим подопечным в этом пространстве. Главными ценностями тьюторства были свобода, культура, образование, индивидуализация. В настоящее время тьютор действует в ведущих образовательных школах мира: в Англии, в США, в Финляндии, Японии и Франции, опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.

Кто такой российский тьютор? Вырастает ли эта позиция из нашей почвы или она целиком импортируется из зарубежных образовательных систем? Нужен ли тьютор в колледже и если нужен, то какой? Искать ответы на эти вопросы скорее всего придется не только на магистральных путях развития отечественного образования, но и в «очагах сопротивления» официальной школе. Свобода как фундаментальная ценность тьюторства – вступает в противоречие с установками на стандартизацию и контроль, заложенными в основе российской модели образования. Именно эта модель, официально признанная и одобренная, заимствованная когда-то из Германии с жесткими принципами, стандартами, классно-урочной системой, расписанием и контролем по всем значимым точкам, продолжает жить в нашем образовании. У нее длинная история и основательные основания.

Начиная со времен Петра I, который осуществлял тотальное огосударстление образования, педагогика не была свободной. В России никогда не существовала полнота гражданской жизни и общественного бытия. Как говорит об этом известный философ Мераб Мамардашвили «согласно известной формуле люди должны быть инициативны и изобретательны и при этом абсолютно послушны. Быть самодеятельным и инициативным и при этом послушным и покорным – вот форма нашего сегодняшнего бытия» [1]. Долгое время в нашем обществе интерес человека к самому себе расценивался как проявление нескромности, эгоизма, самолюбования. Негативный шлейф эмоций вызывали имена ученых, писателей, философов, стоявших на позициях экзистенцианализма, т.е. поднимавших проблемы нравственного выбора, протеста конформизму, свободы и ответственности. В этом списке Э.Мах, Д Юм, Р. Авенариус, Н.А.Бердяев, В. Розанов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А.Камю и др. Приветствовалась классово-пролетарская точка зрения на личность, а сама «личность», уравнивалась, нивелировалась, растворялась в массах.

Сегодня в образовательных учреждениях свобода скорее желательна, чем реальна. Стандартизация оставляет для этой ценности слишком мало места (30%), а нарастающий бумажный вал, вызванный общей бюрократизацией нашей жизни надежно блокирует свободу действий и управленцев и педагогов. Психология «жизни по инструкции» проявляется по отношению к проявлению позиции тьютора в следующих вопросах практиков: «Кому будет подчиняться тьютор?», «Чем тьютор должен отчитываться?», «Сколько тьютор будет получать за свою работу?». Направленность вопросов в сторону отчетно – бухгалтерской тематики связана еще с одной особенностью современного образования – его превращением из сферы духовного производства в потребительскую услугу. Последствия такого подхода выражаются в дегуманизации отношений, подмене ценностей, утрате целей. Можно сказать, что за нормативами подушевого финансирования, тестами ЕГЭ, кредитно-зачетными единицами человек не имеет шанса встретится со смыслом своей жизни. Доктор педагогических наук, ведущий ученый Г.Н. Прозументова определила это явление как антропологический дефицит образования, который проявляется в:

  • • функциональной редукции возможностей человека до выполнения предписываемых функций и требований;
  • • отчуждении человека от образования себя, своей личности (агрессия, инфантилизм в ситуациях вызова и развития);
  • • дидактоневрозах: невротических реакциях на задачи обучения;
  • • отказе человека от участия в своем образовании и передаче им прав другому человеку или учреждению.

Как, на наш взгляд, появление тьютора может повлиять на ситуацию в образовании, развернуть ее в сторону человека? Этот прецедент состоится, если мы совместно пройдем очень важную точку понимания сути тьюторства, очень близкой по идеям сотрудничества, поддержки, сопровождения русской педагогике. В противном случае начнется «омассовление» профессии, введение в должность тьютора, всех, «кого надо спасти» (по риторике управленцев) т.е. мастеров, психологов, классных руководителей, социальных педагогов и т.д. И тогда мы будем читать циклограммы тьютора, в которых на первых позициях «контроль посещаемости», «статистические данные по профилактике правонарушений безнадзорности и наркомании», «оформление банковских карт», «организация дежурств по столовой» и т.д. Важные дела. Неотменимые в колледже. Но к тьюторам никакого отношения не имеющие.

А что же имеет прямое отношение к этой деятельности? Ответ поищем в отечественном опыте и неоднозначной педагогической современности. В рамках статьи это возможно как выделение главных точек, прочерчивание рядом с официальной педагогической трассой поисковых исследовательских маршрутов.

Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века – вольную высшую школу [2]. Она была создана как антитеза дозволенному гособразованию и открыла двери для тех студентов, которые в силу разных причин не могли получить удовлетворения своих образовательных потребностей от правительственных учреждений. Наибольшей популярностью у молодежи пользовались российские негосударственные вузы университетского типа, в которых учебный процесс соединялся с научными исследованиями. Сложные и редкие курсы, заявленные в программах негосударственных образовательных учреждений, требовали привлечения к занятиям специалистов высшей квалификации. В вольных вузах преподавали такие знаменитости как Д.И. Менделеев, И.М.Сеченов, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, Н.О. Лосский, А.М. Бутлеров и др. В этом сообществе прорастала идея о праве каждого человека на свободное от политических предпочтений образование и о свободном выборе его форм, видов, способов получения (как при поддержке государства, так и за счет собственных средств). Свободные вузы были слишком свободны, и поэтому после революции 1917 года они были закрыты. Возрождение негосударственной высшей школы происходит на наших глазах и ее опыт для понимания природы тьюторства в России незаменим.

Невозможно также представить зарождение тьюторства в нашем образовании без ключевого события 80-х гг ХХ века – педагогики сотрудничества. В масштабах целой страны возникло общественно-педагогическое движение, которое произвело реформу образования «снизу», сформировав и поставив на повестку дня смысл новой школы как со-чувствия, со-мыслия, со-действия учителя и ученика. Но что удалось В.Ф. Матвееву, главному редактору «Учительской газеты» и педагогам – новаторам, не удалось ни одному министерству – открытая программа развития школы и самих себя – педагогика сотрудничества – взорвала царящее общественное безмолвие и стала руководством к действию [3 с. 229-237] . Позже в отечественной педагогике была разработана концептуальная основа педагогики поддержки (1995г.) О.С.Газман, его последователи и коллеги – Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, Л.М. Лузина и др. – под педагогической поддержкой понимали оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии щкольных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [4]. Педагогическая поддержка – ключевое понятие тьюторства – актуализорована в российском образовании уже более 20 лет и занимает определяющее место в позиции многих педагогов-современников. Поддержка направлена на развитие субъектности («самости», самостоятельности) и индивидуальности обучающихся. Совсем рядом с педагогикой сотрудничества и поддержки по времени и по духу стоит игротехническое движение 90-хгодов, когда поколение 30-40 летних встретили перестройку как время новых возможностей и личных продвижений. Методологи и игротехники обеспечивали переход от безальтернативного к поисковому образованию, открывая «зону ближайшего развития» и расчищая место «личного присутствия человека в образовании. Вот вопросы, которые волновали «агентов новой педагогики»: «Каковы особенности изменения ученика в логике его индивидуальной жизни, как он «привлекает» для этого педагога и иных «значимых других»? Можно ли индивидуальный процесс самоизменения назвать образовательным процессом? В том ли состоит образование, чтобы организационные процедуры изменения «учеников» использовались в рамках требований самих образующихся, «заказчиков» своего изменения?» [5 с.13].

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. С этого времени наметились основные ориентиры понимания тьюторства и его идеи перешли из ранга новой практики в жизнь инновационных образовательных учреждений. Дополнительное и дистанционное образование, обладающее большей гибкостью и свободой, восприняли их можно сказать «с колес» и продуктивно реализовали в обучении взрослых. Свидетельство этому 20-летняя практика МИМ ЛИНКа (г. Жуковский) отрефлексированная и воплощенная в учебниках, пособиях, рабочих тетрадях и методических рекомендациях. По данным доктора педагогических наук Т.М. Ковалевой первый опыт тьюторской практики в школе был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие», в которой в 1991 г. неофициально была введена должность тьютора [6]. Сегодня уже можно назвать и ряд школ, в которых живет дух тьюторства и реализуются идеи сопровождения индивидуальных образовательных траекторий и с младшими школьниками и с учащимися «старших классов» (лицей 187 Нижнего Новгорода, новая гуманитарная школа Москвы, школа самоопределения А.Н. Тубельского, общеобразовательная школа №24 Брянска, лицей 44 г. Чебоксары, ряд частных школ «Росинка», Центр «ЮССТ» и др.). Мощной базой для развития тьюторства в России стала возникшая в конце XX века инновационная образовательная сеть, объдинившая региональные тьюторские практики Брянска, Ижевска, Кемерова, Красноярска, Междуреченска, Москвы и т.д. С 1996 г. в Томске стали проходить ежегодные всероссийские тьюторские конференции, которые в настоящее время объединяют тьюторов 25 регионов и опираются на деятельность пяти региональных центров в Москве, Томске, Ижевске, Волгограде и Чувашии. Созданная в 2007 г. Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д.п.к. Т.М. Ковалевой много и плодотворно трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование.

Что же происходит сегодня в колледже?

Введение ФГОС явилось катализатором запуска процессов социально-педагогической поддержки студентов в их личностно-профессиональном становлении. Деятельностная парадигма современного образования и его курс на индивидуализацию поставили перед профессиональным образованием задачи создания открытой практикоориентированной среды, необходимости сопровождать образовательные траектории студентов, обеспечив качественное руководство их самостоятельной работой, разрабатывать в командном режиме междисциплинарные курсы. Тьютор воспринят в СПО как педагог нового типа, который сопровождает процесс индивидуализации студентов в открытом образовательном пространстве. В деятельности тьютора реализуются ценности свободы, профессионализма, индивидуализации, самоопределения, уважения к личности и ее правам.

Анализ практики начального и среднего профессионального образования [7] в таком контексте понимания тьюторской позиции позволяет зафиксировать появление примеров тьюторского сопровождения обучающихся колледжей и выделить основные зоны ответственности тьютора. На сегодняшний день опыт сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся начал формироваться параллельно во многих учреждениях СПО (Невинномысский агро-технологический колледж, Губернский колледж г. Сызрани, московские колледжи Предпринимательства №11, Технологический колледж №14, Технический пожарно-спасательный колледж №57, Колледж сферы услуг №32, Строительный колледж №26, Московский технологический колледж и др.). В каждом колледже модель тьюторских функций выстраивается исходя из складывающихся особенностей и потребностей обучающихся, образовательного учреждения, имеющихся ресурсов. Так в колледже предпринимательства №11 целенаправленная деятельность по стратегированию привела к решению развернуть работу по тьюторству полным фронтом. Тьютор как новая фигура в колледже, ответственная за маршрутирование студентов, заменил институт классных руководителей. Каждая группа получила тьютора (всего их в колледже 68) а тьютор взял на себя ответственность сопровождать студентов от формирования группы, до ее выпуска на основе специально разработанной тьюторской программы. Колледж сферы услуг №32 взял за основу становления тьюторской практики индивидуализированное сопровождение студента в подготовке к конкурсам профессионального мастерства [8]. Московский технологический колледж стал обеспечивать сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов профессионального колледжа.В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания «выносных площадок» для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т.д.. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся. В основе взаимодействия тьютора и студента в данном случае лежит субъектная активность обучающихся, а ключевыми точками ответственности тьютора в образовательном процессе могут стать:

  • • профориентационная работа с абитуриентами на предмет актуализации из образовательных потребностей;
  • • сопровождение адаптации абитуриента (первокурсника) к условиям обучения в колледже;
  • • формирование у студентов представлений о профессиональной карьере, профессиональном росте, личной и социальной ответственности, формирование понимания значимости осваиваемой профессии/специальности и развитие учебной мотивации;
  • • обеспечение личного участия студента в конструировании индивидуальной образовательной программы;
  • • создание условий для максимального использования имеющихся и привлечения потенциально возможных ресурсов, создание дополнительных ресурсов для обеспечения образовательных потребностей студентов;
  • • сопровождение самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии / специальности;
  • • создание условий для освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики;
  • • курирование учебных исследований, проектов, участия студентов в олимпиадах и конкурсах профмастерства;
  • • помощь в выстраивании концепции портфолио студентов и фиксации его достижений (результатов) в портфолио;
  • • сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования);
  • • консультационная поддержка по вопросам дальнейшего профессионального развития (по окончании колледжа).

Многообразие потенциальных «точек ответственности» закономерно актуализирует вопрос о том, сколько тьюторов нужно в колледже, нужны ли дополнения в наименовании должности тьютора, проясняющие «точки его ответственности»? Сегодня ответов на эти вопросы ни теория, ни педагогическая практика еще не дала. Тьютор в колледже осуществляет сопровождение как отдельного учащегося, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.

Не нужно пребывать в иллюзии, что введение должности тьютора в одночасье решило проблему индивидуализации образовательного процесса во всех колледжах, которые его осуществили. К сожалению, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Главных причин несколько: неготовность вчерашних школьников и студентов взять на себя ответственность за образование, за предъявление своих образовательных потребностей, за совершение выбора; неготовность педагогов занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту; отсутствие достаточных ресурсов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при освоении ОПОП; слабость кооперативных связей внутри системы образования и образовательных учреждений с социальными партнерами, не позволяющая эффективно использовать имеющиеся ресурсы и создавать новые на основе их сочетаний. Начать решение данных проблем возможно только с себя – с педагогов. Педагоги-тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения. Вопрос только в том, где взять достаточное количество подготовленных специалистов?

В настоящее время действует уже пять сертифицированных Тьюторской ассоциаций региональных центров (Москва, Томск, Ужевск, Волгоград, Чебоксары), которые осуществляют повышение квалификации педагогов, а подготовка тьюторов осуществляется пока в единственном месте – в тьюторской магистратуре Московского педагогического государственного университета. Вместе с тем масштаб курсовой подготовки тьюторов день ото дня ширится и учреждения повышения квалификации активно реализуют программы краткосрочных курсов повышения квалификации для тьюторов (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (Москва), Кузбазский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Институт развития образования Ярославской области, Чувашский республиканский институт образования, Волгодонский институт сервиса и др.).

Вместе с тем, отсутствия профессионального стандартов тьюторской деятельности оставляет открытым вопрос о роле и месте тьютора в учреждениях СПО. Педагоги среднего профессионального образование сегодня как бы «примеряют одежды тьютора», осмысливая свою новую позицию. Вот несколько рассуждений участников курсов «Технологии тьюторской деятельности в учреждениях СПО», которые проводит Центр инновационного развития колледжей (НИИ РПО г. Москвы):

  • «Учитель – это такой же тьютор, только с другими технологиями обучения».
  • «Тьютор! Звучит громко, но до безумия непонятно».
  • «…наш коллектив разделился на части: 60% против внедрения тьютора в учебное заведение, 25% воздерживаются, т.к. не понимают ни смысл слова, ни суть,15% – за, но с видом изменения и небольшой коррекцией».
  • «Думая, что я смогу стать тьютором, опираясь на свой педагогический опыт, более того, часть идеологии тьюторства, как мне показалось «вшита» в мою профессиональную деятельность».

Данные мнения потенциальных тьюторов отражают общую атмосферу настороженности и надежд педагогической общественности в связи с введением новой должности в колледжах.

Итак, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащимися, понимание того, что в стенах колледжа дать образование на всю жизнь невозможно и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно, «вооружить» инструментами познания и самопознания «широко открыло» тьюторству двери в учреждения СПО. Введение должности тьютора опирается на традиции педагогики развития, новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Для того, чтобы тьютор стал тем звеном в образовательном процессе, с помощью которого студент сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов нужна еще большая работа по научно – методическому и нормативному, обеспечению его деятельности.

Литература

  • 1. Мамардашвили М.К. Этика мышления. М.: 2001.- 216 с.
  • 2. Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004. – 352 с.
  • 3. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах. М.: Владос, 2001. – 272 с.
  • 4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  • 5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991. – 415с
  • 6. Ковалева Т.М. Тьютор-школе. //Директор школы. – 2011. – №8.– С. 87-90
  • 7. Башкатов И.П., Сергеева Т.А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. №9. С.13-18
  • 8. Старостина Е.А., Щеглова Е.М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы IVМеждународной научно-практической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. – М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. – 248 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости