Четверг
10 ДекПлешивцева О.П. Сиротство и большие перемены
Ольга Павловна Плешивцева, клинический психолог, г. Томск
В настоящее время активно проводится психолого-педагогическая работа по социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Активной работе способствуют государственная политика, детские фонды, работающие с профилактикой социального сиротства (Фонд Виктория, Фонд поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, Фонд CAF и др.).
Как показывают исследования, подростки, воспитывающиеся в детских домах, имеют свои особенности. По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста. В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Они (отношения) связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей. Так, к 10–11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Говоря о развитии познавательной сферы, исследователи обращают внимание на дисгармоничность их интеллектуальной сферы (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Н.Ю. Синягина, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, С.Г. Косарецкий, и др.).
Проведенная нами работа осуществлялась в детских домах г. Асино и пос. Бакчар Томской области. Схема работы была следующей:
-
наблюдение за процессом взаимодействия подростков с педагогами Томского Хобби-центра;
-
индивидуальная и групповая диагностика;
-
консультирование (индивидуальное и групповое);
-
развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Заметки по проведенной работе:
-
Наблюдение за процессом взаимодействия подростков с педагогами. Подростки общительны и отзывчивы к тем, кого видят не впервые. К новым специалистам относятся с осторожностью, приглядываются и привыкают. После двух-трех встреч становятся более открытыми.
-
Психологическая диагностика.
-
В нашем случае перед психологом стояла большая диагностическая задача: необходимо было исследовать личностную сферу подростка, уровень социализации, коммуникативные навыки, познавательную и мотивационную сферы.
Первоначально были выбраны следующие методики: шкала измерения социальной компетентности Долла, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, тест личностный акцентуаций Дворщенко В.П. (модификация ПДО), цветовой тест Люшера.
Тест личностных акцентуаций Дворщенко В.П. оказался сложным для подростков в заполнении (отмечали трудности сосредоточиться, «сильно много вопросов»). Педагоги отмечают, что замотивировать подростков на заполнение сложно (тест заполнили два подростка из 30).
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн свидетельствует, что у большинства подростков самооценка и уровень притязаний завышен. Это является показателями некритического отношения к своей личности, достижениям и возможностям, сниженной мотивации к действию.
Шкала измерения социальной компетентности Долла проста в заполнении, поэтому не вызывает сложностей у подростков. Нами эта шкала была использована дважды: в начале проекта и через полгода работы. Данные свидетельствуют, что субъективная оценка социальной компетентности у подростков завышена. Примечательно, что педагоги, которых мы просили оценить социальную компетентность воспитанников, также завышают её: наделяют подростков желаемыми функциями (самостоятельная покупка одежды, знание стоимости продуктов питания: педагоги не учитывают факта, что деньги подростки самостоятельно не могут заработать).
Таким образом, у воспитанников детского дома отмечаются:
трудности социальной адаптации;
неуверенность в новой, незнакомой ранее ситуации;
слабо развита способность рефлексии и критической оценки ситуации;
завышены уровни самооценки и притязаний;.
инфантильность;
отмечаются коммуникативные сложности;
Индивидуальное консультирование подростков. Следует отметить, что в нашем случае индивидуальное консультирование не пользовалось большой популярностью. Формат работы не позволил подросткам в короткое время познакомиться с психологом. Поэтому консультации были лишь с самыми активными подростками, которые чаще присутствовали и встречались со специалистом.
Темы, с которыми наиболее часто обращались подростки:
выбор профессии;
страх начинать жизнь вне детского дома;
страх потеряться в городе (не ориентируются в больших городах);
возобновление взаимоотношений с родителями;
Групповая работа с подростками. Основной целью групповых занятий мы считали социализацию подростков, развитие способности понимать себя и окружающих людей.
Наш опыт свидетельствует, что подростки в группе контакт устанавливают трудно. Недоверчивы и негативистичны к новому опыту. Поэтому групповую работу следует сочетать с индивидуальной, т.к. с одной стороны группа – это является ресурсом для подростков, они знакомы друг с другом, с другой – следует создать доверительные отношения до проведения групповых занятий.
Все подростки неохотно начинают разговор, а о своих чувствах не разговаривают вовсе (ответы дают формальные), необходимо подбирать игры, арт-терапевтические технологии, техники творческого самовыражения.
Рекомендуется проведение регулярных психологических групп для получения более значимых результатов: 1-2 раза в неделю. Методы работы должны быть разнообразны, но на начальных этапах работы приоритетными должны быть невербальные техники (арт-терапия, грим-арт), вербальные методы работы следует вводить постепенно, учитывая готовность подростка к разговору, степень доверия в группе.
Подводя итог, отметим что:
1) Необходимо пространство для активного общения подростков, воспитывающихся в детских домах, с другими (как проживающих в семьях, так и воспитанников детских домов), специалистами.
2) Необходимо пространство для развития самостоятельности, навыков социальной компетентности (умения взаимодействовать со знакомыми, незнакомыми людьми, поиска информации, критического отношения к своим возможностям и др.).
3) Методы работы следует тщательно подбирать: используя первоначально невербальные, затем вербальные.
//Опыт психологической работы с подростками, воспитывающимися в детских домах