Михайлюк Е. В. Размышления об особенностях проведения коучинговых сессий для сирот — воспитанников и выпускников сиротских учреждений
 /  Тьюторство в социальной сфере / Михайлюк Е. В. Размышления об особенностях проведения коучинговых сессий для сирот — воспитанников и выпускников сиротских учреждений

Михайлюк Е. В. Размышления об особенностях проведения коучинговых сессий для сирот — воспитанников и выпускников сиротских учреждений

Елена Вениаминовна Михайлюк

Благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая Перемена» — место моей работы.

Я — куратор, преподаватель, руководитель одной из программ и… У всех моих коллег тоже много разнообразной работы, потому что нас очень мало. Сейчас нас больше, чем шесть лет назад, когда всё это дело только начиналось. Но, если учесть, что с выпускниками сиротских учреждений в нашей стране системно практически вообще никто не работает, можно сказать, что нас удручающе мало. Человек официально считается сиротой до 23 лет. Многие фонды вообще помогают детям только до восемнадцати. Понимание необходимости образования, потребность в больших переменах часто приходят к людям после двадцати лет. Что делать, куда обратиться для того, чтобы получить аттестат после 25 лет и чтобы не засмеяли? Нам повезло: к нам приходят люди сами (в основном) со словами: «Хочу учиться!» Трудность заключается в том, что они не знают, что это такое, нет навыка интеллектуальной работы, им очень тяжело, и это не все выдерживают. Кураторы сопровождают своих подопечных на пути к их цели. Иногда это не получается. Конечно, нельзя во всех неудачах винить только педагогов, но иногда чувствуешь, что просто не хватает инструментов для грамотного сопровождения наших взрослых учеников.

И вдруг я начинаю знакомиться с коучингом. До меня долетают замечательные фразы: «Коуч — это тот, кто помогает вам взять на себя ответственность за свою жизнь, убедиться, что вы действительно реализуете свой жизненный потенциал» (Томас Леонард). Или: «Вместе с коучем вы создаёте вдохновение для того, чтобы двигаться к самому важному в вашей жизни». Или: «Методы коучинга, направленного на решение, помогают людям обрести понимание своего собственного пути в жизни». Наконец: «…Изменения приводят к стрессу. Коучи помогают людям сохранять спокойствие и продуктивность в трудные времена». Всё это чрезвычайно близко тому, что мы делаем, и я подумала, что коучинговые техники могут помочь в нашей работе. Изучение и применение на практике этих техник выявило ряд особенностей в их употреблении для сопровождения сирот-выпускников детских домов.

Первое и главное. Человека против воли невозможно дотащить к светлому будущему, хотя бы потому, что образ этого самого светлого будущего у каждого свой. Для начала человек должен определить, что для него является светлым будущим, а потом решить, хочет ли он туда двигаться и за какой срок. Каждый приходящий к нам студент проходит собеседование, на котором заявляет о своих намерениях, о предполагаемых сроках реализации этих намерений, о том, зачем ему это надо, как он видит свою дальнейшую жизнь, когда у него всё получится. Коучинговая сессия!

К нам приходят ребята, у которых, как правило, не было выбора. Я столкнулась с ситуацией, что далеко не все дети алкоголиков, лишённых родительских прав, радовались обретению «спокойной» жизни в детском доме. Многие страдали и спустя много времени страдают из-за того, что их насильно забрали из семьи, в которой их иногда не кормили, иногда не учили, но не обижали и любили. Некоторых очень даже обижали, и такие не страдают от потери семьи. Есть и такие, которых обижали, а они много времени спустя скучают по дому и семье. Но никого из них не спросили, когда забирали в детский дом, где и с кем они хотят жить. Сирот не спрашивают, хотят ли они учиться в коррекционных интернатах, хотят ли они, чтобы за них решали, пригодятся им школьные знания или их лучше сразу определить как недееспособных. Одинаковая для всех еда в детском доме приводит к тому, что в кафе они долго не могут выбрать тот или иной вид кофе и пьют все одинаковый и далеко не лучший вариант. Директор детского дома (официальный государственный опекун детей) сам определяет, в какой колледж пристроить ребёнка, исходя из собственного понимания пользы для своего подопечного и удобства для себя (например, чтобы одновременно всех вывезти на летний отдых к морю и не думать, с кем оставить воспитанника). И вот коучинг, как и наш педагогический подход, даёт нашему студенту понять, что он сам может построить свою жизнь, что лично от него что-то (всё!!!) зависит.

При такой постановке вопроса не сразу, конечно, но возникает чувство ответственности за свои действия. Когда тебя ведут за руку, то отвечает тот, кто ведёт. Когда ты идёшь в желаемом направлении, то ты и отвечаешь за последствия. Безответственность выпускников детских домов зачастую ужасает. Когда 23-хлетняя прелестная девушка развлекается в новогоднюю ночь тем, что в выхлопных трубах чужих машин взрывает пиротехнику, то ловишь себя на мысли, нужна ли вообще твоя работа?

Мне очень нравятся слова Конфуция: «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; позволь мне участвовать, и я пойму». Техники коучинга позволяют студенту активно участвовать в процессах, связанных с обучением и собственным развитием. Из слушателя, «объекта» обучения, ученик превращается в активного деятеля, «субъекта».

Но есть и ряд вопросов.

Коучинговые сессии проводятся по запросу клиента. Когда наши дорогие ученики больше всего нуждаются в такой сессии, проще говоря, когда их начинает «сносить» с праведного пути (запой, загул и т.д.), у них никакого запроса не возникает. Можем ли мы в этой ситуации предложить им разговор на определённую тему, т.е. запрос сформулировать самостоятельно?

Первые же коучинговые сессии с нашими ребятами дали очень странные результаты. Вопросы, которые мы обсуждали (их предлагала я или сами ребята), на словах решались правильно с точки зрения поставленных самими же ребятами задач для себя. Но на деле следовал полный провал. Так, девушка, решавшая на сессии, как совместить семь секций и учёбу, и принявшая решение оставить только две секции, почти сразу же после этого разговора бросила учёбу. Она мило передала мне привет, и больше её никто не видел. Другая девушка сама предложила тему, связанную с бросанием курить. К моменту разговора она не курила уже две недели. Сессия прошла как по писаному. Она убеждённо говорила о том, как от курения страдает здоровье, как она будет прекрасно выглядеть, когда бросит эту вредную привычку. Но через день она закурила. Было ещё два подобных случая. Я до сих пор пытаюсь понять: что это было? Возможно, что острота темы была такова, что эти результаты были предопределены, и ребята, с которыми, конечно же, всё o`key, приняли для себя наилучшее решение. Может ли быть, что в ситуации непривычной свободы, было принято не очень осмысленное решение типа: «что хочу, то и делаю»? Т. е. педагогические и коучинговые задачи противоречат друг другу? Хотелось бы иметь возможность обсуждать подобные вопросы с коллегами.

Во время коучинговых сессий с нашими студентами стало в который раз понятно, что у них (думаю, что это характерно для всех или почти всех выпускников сиротских учреждений) подростковый уровень мышления. Девушке может быть 27 лет, а ведёт она себя как тринадцатилетняя по уровню протестов и безответственности. Взросление происходит крайне медленно и мучительно, т. к. отвечать за свою жизнь тяжело и хочется эту неприятную обязанность отодвинуть. Отсюда во время сессии ребята легко закрываются. Часты фразы: «Я всё равно ничего не могу с этим сделать», «Это решает директор, а я не хочу вообще об этом говорить» (это — о собственной будущей профессии!). Очень много неуверенности в себе: «У меня это всё равно никогда не получится!» Это всё навело меня на мысль, что в чистом виде применять коучинг у нас не следует. Нашим ребятам просто необходимо наше эмоциональное участие, личная заинтересованность в их судьбе. Это очень тонкий момент. Наше небезразличие не должно переходить в «я знаю, как тебе нужно действовать».

Я только ещё осваиваю коучинг, многого не знаю и не умею. С этой позиции могу себе предложить несколько рекомендаций. Прежде всего, проводить коучинговые сессии с сиротами с эмоциональным участием (не отстранённо). Применять коучинг в ситуациях, когда принятое решение не критично. В результате, с одной стороны, наши студенты учатся выбирать, самостоятельно отвечать за свою жизнь, активно участвовать в развитии своей личности, а с другой — не провоцируются на нежелательные решения.

Закончить мне хочется словами Б. Шоу: «Увидев что-то, вы спрашиваете: „Почему?“ А я воображаю себе то, чего никогда не было, и спрашиваю: „Почему бы и нет?“»

Библиография

  • Лайф коучинг. Патрик Вильямс, Дебора Дэйвис. МАК, Москва, 2007.
  • Коучинг: наука и искусство трансформационного коучинга. Международный Эриксоновский Университет. Ванкувер — Москва, 2007.

//«Самоучка» как образ жизни. Выпуск третий. М., 2008. С. 47–51.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости