Галанцева О. А. Проектная деятельность – одно из условий социальной активности воспитанника
 /  Тьюторство в социальной сфере / Галанцева О. А. Проектная деятельность – одно из условий социальной активности воспитанника

Галанцева О. А. Проектная деятельность – одно из условий социальной активности воспитанника

Ольга Анатольевна Галанцева, заместитель директора по УВР ОГОУ «Бакчарский детский дом» Томская обл, с.Бакчар

«Период социализации, вхождения в общество,

труден для всех, без исключения, молодых людей.

Особенно для воспитанников детских домов».

Эрик Бэтси, психолог

 

В настоящее время отчетливо наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью молодых людей, выпускников детских домов, ориентироваться в нем. Соответственно, перед образовательным учреждением стоит задача подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализовать свои потенциальные возможности, «встроиться» в реальное пространство современного бытия со всеми его противоречиями и рисками. По сути, детский дом должен помочь ребенку в выборе той или иной жизненной и профессиональной траектории, стратегии развития личности.

Получившая в последнее время широкое распространение технология социального проектирования уместна и в решении проблем развития творческих способностей детей, профессионального самоопределения, социальной активности личности. Поэтому при планировании учебно-воспитательного процесса нашего учреждения были включены разнообразные мероприятия (семинары, консультации, совещания, педагогический совет, работа творческих групп, курсы повышения квалификации), на которых педагоги были ознакомлены с технологией социального проектирования.

Желание педагогов осваивать проектную культуру связано с пониманием того, что работа над проектом способствует воспитанию у детей:

значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

Включение проектной деятельности в образовательный процесс учреждения продемонстрировало образовательный потенциал нововведения. Анализируя деятельность, специалисты отмечали, что детско-взрослые проекты дают ряд возможностей:

повышения мотивации у воспитанников в получении дополнительных знаний;

изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

рефлексии и интерпретации результатов.

Для наших воспитанников работа по проекту носит значимый характер, так как результат своей деятельности они могут увидеть через непродолжительное время.

Опыт социального проектирования в детском доме составляет 3 года. Педагоги совместно с воспитанниками реализовали ряд проектов по различным направлениям. Находясь в партнерских отношениях, каждый смог проявить высокую степень активности. Среди успешных проектов:

«Зеленый дворик – сердцу дорог» (благоустройство и озеленение территории детского дома);

«Хочу стать вожатым» (формирование навыка работы вожатого);

«Солдатами не рождаются…» (занятость подростков в летний период, профессиональное самоопределение, подготовка к службе в армии);

«Книжкина больница» (формирование бережного отношения к книге);

«Сохраним летние впечатления» (развитие творческих способностей детей);

«Наш двор – маленькая планета» (культурно-экологическое воспитание);

«Погода в доме» (развитие комнатного цветоводства);

«Уютная гостиная» (профессиональное самоопределение);

Представим некоторые проекты более подробно:

Проект «Хочу стать вожатым»

Цель: Создание условий для творческого роста, позитивного личного становления, самореализации личности, профессионального самоопределения.

Направления деятельности:

Основы вожатского мастерства

Уроки безопасной жизнедеятельности

Игротека

В результате:

получены новые знания;

воспитанники временно трудоустроены в летний период;

состоялась профессиональная проба;

создана группа вожатых из 8 человек, участвующих в проекте.

по окончании проекта 3 воспитанницы поступили в ТГПУ, 2 воспитанницы в Томский педагогический колледж.

Проект «Солдатами не рождаются…»

Цель: Создание условий подросткам для развития личных качеств и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества.

Направления:

Курс молодого бойца

Азбука безопасности

Мы и армия

В результате:

юноши учреждения приобрели знания и навыки армейской жизни;

проявилась готовность детей работать в команде;

отмечена высокая степень занятости подростков в свободное время;

отмечено отсутствие правонарушений среди подростков;

укрепились связи с другими партнёрами;

привлечены внебюджетные средства;

по окончании проекта 1 воспитанник поступил в Смоленскую Академию ПВО, 2 воспитанника поступили в 10 класс Томского кадетского корпуса, 2 воспитанника успешно прошли службу в рядах РА;

Проект « Зеленый дворик – сердцу дорог»:

Цель: создание условий детям для формирования экологической культуры и готовности к активной природоохранительной деятельности

Направления:

– озеленение и благоустройство территории детского дома

– деятельность по пропаганде экологической культуры

В результате:

воспитанники расширили знания по экологии;

на территории ОУ высажены саженцы, обустроена альпийская горка;

– участниками проекта стал весь коллектив детского дома;

– выпущены плакаты, проведены акции;?

– проведены экскурсии в Опорный пункт Северного садоводства;

– укрепились связи с другими партнёрами

– привлечены внебюджетные средства

Коллектив нашего образовательного учреждения ежегодно становится победителем конкурса «Зеленый наряд ОУ».

В этом году наши воспитанники принимали участие в конкурсе детских социальных проектов. Каждый смог принять активное участие в формировании банка идей проектов и дальнейшей их разработке. В учреждении создана методическая копилка детских социальных, педагогических проектов.

 

Анализ деятельности учреждения в данном направлении показал, что социальное проектирование в детском доме позволяет более эффективно осуществлять подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости