Четверг
10 ДекГаланцева О. А. Проектная деятельность – одно из условий социальной активности воспитанника
Ольга Анатольевна Галанцева, заместитель директора по УВР ОГОУ «Бакчарский детский дом» Томская обл, с.Бакчар
«Период социализации, вхождения в общество,
труден для всех, без исключения, молодых людей.
Особенно для воспитанников детских домов».
Эрик Бэтси, психолог
В настоящее время отчетливо наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью молодых людей, выпускников детских домов, ориентироваться в нем. Соответственно, перед образовательным учреждением стоит задача подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализовать свои потенциальные возможности, «встроиться» в реальное пространство современного бытия со всеми его противоречиями и рисками. По сути, детский дом должен помочь ребенку в выборе той или иной жизненной и профессиональной траектории, стратегии развития личности.
Получившая в последнее время широкое распространение технология социального проектирования уместна и в решении проблем развития творческих способностей детей, профессионального самоопределения, социальной активности личности. Поэтому при планировании учебно-воспитательного процесса нашего учреждения были включены разнообразные мероприятия (семинары, консультации, совещания, педагогический совет, работа творческих групп, курсы повышения квалификации), на которых педагоги были ознакомлены с технологией социального проектирования.
Желание педагогов осваивать проектную культуру связано с пониманием того, что работа над проектом способствует воспитанию у детей:
значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
Включение проектной деятельности в образовательный процесс учреждения продемонстрировало образовательный потенциал нововведения. Анализируя деятельность, специалисты отмечали, что детско-взрослые проекты дают ряд возможностей:
повышения мотивации у воспитанников в получении дополнительных знаний;
изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
рефлексии и интерпретации результатов.
Для наших воспитанников работа по проекту носит значимый характер, так как результат своей деятельности они могут увидеть через непродолжительное время.
Опыт социального проектирования в детском доме составляет 3 года. Педагоги совместно с воспитанниками реализовали ряд проектов по различным направлениям. Находясь в партнерских отношениях, каждый смог проявить высокую степень активности. Среди успешных проектов:
«Зеленый дворик – сердцу дорог» (благоустройство и озеленение территории детского дома);
«Хочу стать вожатым» (формирование навыка работы вожатого);
«Солдатами не рождаются…» (занятость подростков в летний период, профессиональное самоопределение, подготовка к службе в армии);
«Книжкина больница» (формирование бережного отношения к книге);
«Сохраним летние впечатления» (развитие творческих способностей детей);
«Наш двор – маленькая планета» (культурно-экологическое воспитание);
«Погода в доме» (развитие комнатного цветоводства);
«Уютная гостиная» (профессиональное самоопределение);
Представим некоторые проекты более подробно:
Проект «Хочу стать вожатым»
Цель: Создание условий для творческого роста, позитивного личного становления, самореализации личности, профессионального самоопределения.
Направления деятельности:
Основы вожатского мастерства
Уроки безопасной жизнедеятельности
Игротека
В результате:
получены новые знания;
воспитанники временно трудоустроены в летний период;
состоялась профессиональная проба;
создана группа вожатых из 8 человек, участвующих в проекте.
по окончании проекта 3 воспитанницы поступили в ТГПУ, 2 воспитанницы в Томский педагогический колледж.
Проект «Солдатами не рождаются…»
Цель: Создание условий подросткам для развития личных качеств и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества.
Направления:
Курс молодого бойца
Азбука безопасности
Мы и армия
В результате:
юноши учреждения приобрели знания и навыки армейской жизни;
проявилась готовность детей работать в команде;
отмечена высокая степень занятости подростков в свободное время;
отмечено отсутствие правонарушений среди подростков;
укрепились связи с другими партнёрами;
привлечены внебюджетные средства;
по окончании проекта 1 воспитанник поступил в Смоленскую Академию ПВО, 2 воспитанника поступили в 10 класс Томского кадетского корпуса, 2 воспитанника успешно прошли службу в рядах РА;
Проект « Зеленый дворик – сердцу дорог»:
Цель: создание условий детям для формирования экологической культуры и готовности к активной природоохранительной деятельности
Направления:
– озеленение и благоустройство территории детского дома
– деятельность по пропаганде экологической культуры
В результате:
воспитанники расширили знания по экологии;
на территории ОУ высажены саженцы, обустроена альпийская горка;
– участниками проекта стал весь коллектив детского дома;
– выпущены плакаты, проведены акции;?
– проведены экскурсии в Опорный пункт Северного садоводства;
– укрепились связи с другими партнёрами
– привлечены внебюджетные средства
Коллектив нашего образовательного учреждения ежегодно становится победителем конкурса «Зеленый наряд ОУ».
В этом году наши воспитанники принимали участие в конкурсе детских социальных проектов. Каждый смог принять активное участие в формировании банка идей проектов и дальнейшей их разработке. В учреждении создана методическая копилка детских социальных, педагогических проектов.
Анализ деятельности учреждения в данном направлении показал, что социальное проектирование в детском доме позволяет более эффективно осуществлять подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.