Организация профессиональных проб в условиях сельской местности
 /  Тьюторство в сельской школе / Организация профессиональных проб в условиях сельской местности

Организация профессиональных проб в условиях сельской местности

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям. То есть, погружение в профессиональную деятельность позволяет обучающемуся определиться с личной профессиональной перспективой.

Профессиональная проба – это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.  Основная цель: формирование опыта профессионального выбора пробным путём через реализацию «себя-в-профессии» и последующей оценкой успешности этого опыта.

Наша школа расположена в сельской местности. Это подразумевает под собой узкий выбор организаций (предприятий), на базе которых можно организовать профессиональные пробы. Кроме этого, школа не располагает собственным автобусом, на котором можно было бы добраться до близлежащего города с целью взаимодействия с городскими предприятиями. Поэтому мы вынуждены исходить из того, что есть и максимально использовать различные приемлемые нам ресурсы.

Профессиональные пробы для обучающихся 9 и 10 классов реализуются во внеурочной деятельности за счет направлений Программы воспитания и социализации личности. Организация профессиональных проб регламентируется локальным актом «Положение об организации профессиональных проб обучающихся МБОУ «Малосюгинская СОШ». Данное Положение устанавливает цели проведения профессиональных проб, формы и сроки их прохождения, распределение ответственности.

Как это происходит? Это проходит в рамках месячника по профориентации в марте-апреле. Прохождение профессиональных проб включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный этап (выявление интересов);
  • практический этап (освоение профессионального опыта);
  • рефлексивный этап.

 Подготовительный этап.

На первом этапе выявляются интересы обучающихся посредством анкетирования и проведения деловой игры. В ходе деловой игры “Проектирование профессионального жизненного пути” с учениками проводится ряд профориентационных игр «Кто есть кто?», «День из жизни», мозговой штурм на тему «Что необходимо для обоснованного продуманного профессионального выбора». Данное мероприятие опять же подталкивает детей к осознанному подходу при проектировании своего профессионального пути.

Вопросы анкеты позволяют обучающемуся еще раз обратиться к самому себе и определиться с направлением дальнейшего профессионального обучения с учетом его интересов и возможностей.

В ходе беседы выясняется, в какой профессии дети хотели бы себя попробовать. В сельской местности выбор организаций, предприятий невелик. Если не имеется возможности организовать пробу на территории нашего муниципального образования, осуществляется выход на родителей.

Практический этап.

На втором этапе обучающиеся проходят профессиональные пробы. Согласно Положения распределение обучающихся осуществляется с учетом:

  • ИОП обучающегося;
  • желания учащегося и его родителей (законных представителей);
  • возможностей организации, организующей профессиональную пробу.

Пробы проходят на основании Договора безвозмездного оказания услуг в профессиональной деятельности, который заключается между школой и организацией, принимающей детей на профпробы. Объем прохождения проб не менее 8 часов, конкретнее этот момент, также как и сроки, обговариваются с представителем организации дополнительно. По итогам руководителем проб заполняется Ведомость, где проставляются баллы по критериям, отражающим сопоставление характера профессиональной деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.

По завершении профессиональных проб обучающиеся в свободной форме пишут рефлексивное эссе «Моя профессиональная проба» (это и первоначальное представление о профессии, т.е. ожидания; краткое описание выполняемой деятельности; впечатления, эмоции; выводы и т.д.) и представляют его на школьном Фестивале профессий.

При реализации вышеописанной деятельности необходимо четкое распределение ответственности:

– организация несет ответственность за создание условий для прохождения обучающимися профессиональной пробы и контроль за его реализацией.

– директор Организации приказом определяет ответственных лиц за прохождение обучающимися  профессиональных проб;

  • график и сроки профессиональных проб обучающихся, установленные по согласованию с Социальными партнерами;
  • распределение обучающихся по конкретным предприятиям и организациям для прохождения профессиональных проб.

– заместитель директора по ВР осуществляет общее руководство организацией профессиональных проб

– социальные партнеры организуют  прохождение профессиональной пробы обучающимися непосредственно на рабочем месте.

Таким образом, через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии. Наша задача – им в этом помочь.

 «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».  Апшерони А.

Татьяна Петровна Антипова, зам. директора по НМР МБОУ «Малосюгинская СОШ» Можгинского района

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости