Продолжение Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»
 /  Сопровождение иностранных студентов / Продолжение Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»

Продолжение Проект «Тьюторское сопровождение иностранных студентов в процессе образования в вузе с применением дистанционных форм обучения»

Вэй Цзин,

студент 2 курса магистратуры по направлению

44.04.02 Психолого-педагогическое образование,

программа «Тьюторство и сопровождение

индивидуальной траектории обучающегося».

 

 

Таблица 4

График времени проведения тьюториалов

Содержание работы Цель  Методы и приемы работы  Деятельность тьютора  Деятельность участников  Результат
1  Первая встреча. Вводный тьюториал.  Знакомство  Знакомство, беседа  Вводная лекция, Заполнение портфолио студентов  Портфолио студентов
2  Образовательный запрос  Формирование запроса участников  Групповая работа, дискуссия Подготовка карт ресурсной схемы Работа с картой запроса Карта запросов
3 Анализ мотивационных потребностей

 

Анализ МПЛ по методике РичиМартина

 

Индивидуальное тестирование с помощью

«Анкета Google»

Знакомство с методикой исследования

 

Выполнение работы

 

Мотивационный профиль личности

 

4  Эссе «Я – менеджер» Осознание себя как менеджера через практическую деятельность

 

Самостоятельная работа

 

Подготовка раздаточного материала

 

Написание эссе

 

Рефлексивный анализ

 

5 Работа в информационной образовательной сред

 

Формирование ИКТ-компетентности

 

Самостоятельная работа, групповая работа

 

Знакомство с сайтами и учебными приложениям

 

Интерактивные упражнения Использование учебных приложении
6 Участие в Дне русского языка Коммуникативный компетенции студентов Знакомство с организацией и проведением  мероприятий для студентов Руководит группой

 

Групповая работа, Организация конкретного ситуационного диалога Рефлексивный анализ
7 Решение кейсов в области обучения русского языка Умение грамотно решать кейсы Самостоятельная работа, решение кейсов, дискуссия Разбор примеров

 

Работа в группах

 

Выполненные кейсы

 

8 Обмен существующими учебными материалами на русском языке Изобилие ресурсов, продвижение дружбы Групповая работа, дискуссия Руководит группой

 

Групповая работа, дели и общаться друг с другом Завершение обмена, улучшение учебной инициативы

 

    На подготовительном этапе реализации проекта, была проведена диагностика уровня готовности студентов к участию в тьюторском сопровождении. Для этого использовалась анкета «Готовности к тьюторской деятельности».

Результаты диагностики следующие: 85% опрошенных показали высокую степень готовности, 10 % – среднюю степень готовности к тьюторской деятельности, 5% опрошенных проявили низкую степень готовности к инновационной деятельности. В анкетировании приняли участие 20 китайских студента.

2.3 Основной период

Выбор программной платформы дистанционного обучения:

Поскольку большинство студентов, обучающихся в Центре русского языка, используют программное обеспечение Skype, учитывая дружелюбие студентов, мы также выбираем Skype в качестве программной платформы для этого практики.

Цель первой встречи – познакомиться друг с другом. Моя задача – наблюдать и слушать ситуацию студентов, а также записывать характеристики каждого студента. Создание e-портфолио в Интернете, и каждый студент добавил свою информацию и навыки, которые они надеются приобрести.

Для анализ мотивационных потребностей, создал анкета для студентов.

Рисунок 1 Время суток работа за компьютером

В вопросе «В течение периода дистанционного обучения как долго вы в среднем каждый день работал за компьютером?», 60% студентов выбрали 4-6 часов. 25% студентов выбрали 6-8 часов. 10% выбрали 2-4 часа. Поскольку все курсы должны проходить в режиме дистанционного обучения, такая ситуация, когда студенты используют компьютеры в течение длительного периода времени, неизбежна.

В вопросе «Уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционного формата», 40% студентов считают уровень мотивации не изменился, 35% студентов считают уровень мотивации понизился, 20% студентов считают уровень мотивации повысился.

В процессе я обнаружил их общую цель обучения – экзамен первого уровня по русскому языку и поступить в Дальневосточный федеральный университет на бакалавриат. В ходе беседы выяснилось, что у группы возникли трудности с изучение русского языка. При этом они отмечали, что преподаватель старается излагать материал доступно, назначает дополнительные консультации по своим предметам, но материал усваивается с трудом, что отражается на текущей успеваемости. Как стало ясно из беседы, изначальной мотивацией обучающихся при разрешении трудностей была необходимость сдать ТРКИ, а не освоить учебный материал. Однако поскольку я сама сдал ТРКИ экзамен, я имела представление о том, с какими трудностями они могут столкнуться в дальнейшем, и предложила обучающимся свою помощь в качестве тьютора. Кроме того, преподаватель русского языка выразила интерес к практике тьюторского сопровождения, видя в ней возможность для повышения эффективности собственной деятельности. Так началась работа по составлению и реализации программы тьюторского сопровождения.

После проведения опроса группа вновь была приглашена на беседу, в ходе которой ребята коллективно оформили свой запрос в виде кластера, а также решили, что тьюторское сопровождение будет осуществляться в коллективной форме. Результатом работы стало составление списка тем, с которыми предстояло работать:

  1. падежи русского языка
  2. род слова
  3. виды глагола (НСВ и СВ)
  4. сложные глаголы
  5. склонение числительных

Важным результатом стало также выявление причин неудач, которые были сформулированы самими обучающимися для каждой темы:

  1. Не понимают, зачем нужна падежи, не видят в ней смысла, поэтому у них нет мотивации ее учить.
  2. Не могут сказать, является ли глагол НСВ или СВ, и не понимают, почему глаголу нужны две формы.
  3. Не могут понимать только некоторые слова, когда они слушают русских преподавателей. Большую часть языка, используемого в классе, только угадывать.

Другими словами, низкий уровень владения русским языком студентов вступает в противоречие с языком повседневного обучения преподавателя. Изучение языка требует времени и времени. Если они долго не понимают и не могут найти правильный метод изучения, их мотивация к изучению будет снижаться.

Для успешного преодоления тьюторантами этих сложностей необходимо было подобрать ресурсы и составить ресурсную карту, соблюдая все условия образовательной среды:

 

– вариативность;

– избыточность;

– неструктурированность;

– открытость.

Обучающимся было предложено составить карту ресурсов самостоятельно. Однако она получилась весьма ограниченной и не развернутой:

– интернет;

– библиотека;

– внешние эксперты;

– экскурсии.

При наводящих вопросах «Что именно искать в интернете?», «Какими именно библиотеками пользоваться? Какие конкретно книги там искать?», «Каких именно экспертов привлекать?», «Куда идти на экскурсии?» и т.п. они не могли назвать ничего конкретного. Поэтому я предложила им подумать несколько дней, а затем собраться еще раз.

На следующей беседе студенты проявили большую активность, демонстрировали вдумчивую работу, проделанную дома. Причем они не просто подбирали ресурсы, но и сразу определяли, чем он может быть полезен. В процессе обсуждения обучающиеся находили дополнительные ресурсы, которые вносили в свою карту по ходу обсуждения. С картой ресурсов, составленной студентами можно ознакомиться в Приложении 4. Здесь она для удобства представлена в виде таблицы.

Таблица 5

Карта ресурсов

 Ресурс  Чем полезен
Интернет-ресурсы
Образовательная платформа «Ху цзян»: https://ru.hujiang.com/

 

Существует множество российских образовательных ресурсов, включая онлайн-курсы, банки вопросов, русские фильмы, русские песни, программы для стенографии русских слов и т. д.
Русский онлайн-словарь: https://w.qianyix.com/ Самый популярный онлайн-словарь русского языка в Китае. Страница аккуратная и подробная.
Русский онлайн-курс:

https://learnrussian.rt.com/

Этот сайт подходит для онлайн-самообучения студентов, владеющих базовым английским языком.

Всего существует 100 уроков с кратким словарным запасом для каждого урока и тестом каждые 5 уроков для проверки вашего самостоятельного изучения.

Мы называем это «Русская библиотека материалов»:

https://ru.islcollective.com/

Есть документы, слайды, графические таблицы, видео и т. Д., Которые очень полезны для самостоятельного изучения русского языка.
Библиотечные ресурсы
Национальная библиотека Китая:

http://www.nlc.cn/

Содержит библиографическое описание книг, брошюр, карт, продолжающихся изданий, документов на различных носителях, изданий на русском и иностранном языках, поступивших в библиотеку
 Научная библиотека ДВФУ:

https://www.dvfu.ru/library/

Содержит библиографическое описание книг, брошюр, карт, продолжающихся изданий, документов на различных носителях, изданий на русском и иностранном языках, полнотекстовые версии книг и документов, труды преподавателей ДВФУ.
Внешние эксперты
 Студенты старших курсов Уже сдал этот экзамен и могут дать совет, как эффективнее его изучать.

 

Студенты, изучающие дисциплины лингвистики. Могут представить свою точку зрения на учебный процесс, рассказать о том, с какими трудностями сталкивались при изучении тех же дисциплин и как их преодолевали.
Преподаватели тех же дисциплин из других учебных заведений в Китае. Могут по-иному преподать материал.

 

 

Карта ресурсов включила в себя абсолютно разные источники информации. Таким образом, тьюторантам была предложена избыточная образовательная среда, которая предоставляла возможность выбрать необходимые образовательные ресурсы для решения возникших проблем: можно было слушать интернет-курсы различных преподавателей, пользоваться научной литературой, пробовать применять знания на практике и т.д.

Роль тьютора на данном этапе состояла в помощи организации этого маршрута. Во время еще одной беседы было определено следующее:

– в какой последовательности будет изучаться материал;

– какие ресурсы из предложенных будут задействованы;

– сколько времени будет потрачено на изучение каждой темы.

Были проанализированы и отобраны предложенные тьюторантам формы работы: тьюторская консультация, групповой тьюториал, образовательное событие. Стоит отметить, что особенно обучающихся воодушевила такая форма работы как образовательное событие. Причина кроется в возможности самостоятельного выбора тематики и формы мероприятия.

Для рефлексии был составлен график тьюторских встреч, которые проходили после работы по выбранным темам.

Тьюторские встречи были необходимы для того, чтобы тьютор мог координировать деятельность тьюторантов, выявлять появившиеся проблемы и оказывать помощь в корректировке образовательного маршрута.

На примере анализа работы над трудностями в рамках проблемных областей «падежи русского языка» продемонстрируем, как осуществлялось тьюторское сопровождение их образовательного маршрута.

По мнению студентов, им необходимо было разобраться со следующими проблемами:

Существительные, прилагательные, личные местоимения, числительные и т. д. – все они имеют разный род, и разные роды имеют разный падеж. Трудно вспомнить.

Для реализации запроса были отобраны необходимые ресурсы из составленной ранее ресурсной карты, а также выбраны формы деятельности студентов.

Студенты отобрали следующие ресурсы:

  • Образовательная платформа «Ху цзян».
  • Русский онлайн-словарь.
  • Научная библиотека ДВФУ

В качестве самостоятельной работы студентам было предложено по форме слов, а затем разделить их на группы по разным признакам. На данном этапе основной формой работы тьютора было образовательное событие. Однако количество заданий относительно велико, и студентам сложно выполнить их самостоятельно. Поэтому было решено, что все студенты должны делать это в одной онлайн-форме. Это не только более эффективно, но и расширяет возможности совместного общения.

Некоторые из результатов следующие:

Единственное число
Падеж  Муж.  Сред.  Жен.
1 -ие -ия
2 -ия -ы(-и) -ии
3 -ию -ии
4 1 или 2 1 -ию
5 -ом

-ем

-ем -ем

(-ём)

-ом -ем -ием -ой

-ей

-ей -ией -ью
6 -ии -ии
Множественное число
1 -ия -ы(-и) -ии
2 -ов

-ев -ои

-ев -ей -ей -ий -й(ь) -ий -ей
3 -ам -ям -ям -ам -ям -иям -ам -ям -иям -ям
4 1 или 2 1 1 или 2
5 -ами -ями -ями -ами -ями -иями -ами -ями -иями -ями
6 -ах -ях -ях -ах -ях -иях -ах -ях -иях -ях

 

Тогда тьютором была предложена другая форма – игровая. Студенты самостоятельно придумали игра, которая позволили не только проверить полученные ими знания, но и еще раз актуализировать их в процессе игры.

В конце подводились итоги, и следовал этап промежуточной рефлексии, на котором участники делились своими впечатлениями и ощущениями, делали предположения о причинах неудач и т.п.

Следующим образовательным событием стало «Участие в Дне русского языка», которую для всех желающих проводили студенты, разбившись на бригады. Каждая бригада выбрала определенное место, и показать всем ситуативный диалог.

Последним образовательным событием стал обмен существующими учебными ресурсами на русском языке. Преимущество этого в том, что могут учиться на преимуществах других, улучшение учебной инициативы.

Стоит добавить, что эти формы тьюторской работы сопровождались тестированиями, которые студенты, пользуясь специальным сервисом в интернете, составляли друг для друга. Это позволяло относительно объективно оценивать повышение уровня их знаний в проблемной области.

В качестве подведения итога обучающимся было предложено вновь обратиться к первоначальному запросу и провести самоанализ проделанной работы, ответив на вопросы:

– Что я хотел узнать?

– Что мне удалось узнать?

– Что еще я хочу узнать по этой теме?

 

Оценить результаты тьюторской деятельности в целом помог этап итоговой рефлексии, благодаря которому удалось выявить достоинства и недостатки проделанной работы. Обучающимся было предложено заполнить в индивидуальном порядке следующую таблицу.

Таблица 3

Что мне понравилось в работе?

 

Что не понравилось?

 

Как можно было организовать работу?

 

     

Последняя тьюторская встреча в этом семестре состоялась 30 января, после студенты сдали экзамены сессии. студенты отмечали, что при прохождении обучении они чувствовали уверенность в себе, видели значимость приобретенных ими теоретических знаний для практической деятельности, полны уверенности в предстоящем экзамене.

2.4 Результат исследования

Таким образом, образовательный маршрут позволяет правильно выявлять свои пробелы в знаниях, определяться с материалом, необходимым для повторения, четко формулировать свою цель, отбирать необходимые ресурсы для реализации своего запроса, а также мотивирует к дальнейшей учебной и исследовательской деятельности.

Заключение

В процессе реализации проекта мною были приобретены необходимые практические умения и навыки работы, путём непосредственного участия в деятельности тьюторского сопровождения. В этой практике я понял роль тьютора, успешно реализовал тьюторское сопровождение студентов в дистанционном форме, разработал модуль и проверил его осуществимость.

 

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости