Среда
9 ДекБеспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника
Г.М. Беспалова
Жизнь меняется. Не смотря на всю банальность этой фразы, начать необходимо с того неприятного для школы факта,
что ребенок 21-го века не может учиться в школе, придуманной Коменским. Изменилось все: учитель перестал быть единственным и непогрешимым источником знания, понизилась значимость формального школьного образования, появились альтернативные школе формы образования, вырос объем информации легко доступной школьнику.
Но самое важное изменение связано с тем, что семья, а вслед за ней и ученик, все ярче проявляют самостоятельность в выборе форм, содержания, темпов и результатов обучения. Кто-то учится, чтобы получить «хороший» аттестат, кто-то – чтобы сдать ЕГЭ по двум (а не тринадцати-пятнадцати!) предметам, кто-то усиленно занимается предметами, по которым ему сдавать вступительные экзамены, кто-то просто весело проводит время, твердо уверенный, что его дальнейшая жизнь, в том числе профессиональная, мало (или никак) не связана с его школьными знаниями. Ушла в прошлое ситуация, когда ребенок ходил в школу и учил уроки, «потому что так надо». Всегда острая проблема мотивации учения, сейчас осложняется тем, что семья начинает формулировать собственную, особую образовательную потребность и, соответственно, особый мотив, особый образовательный запрос, далеко не всегда связанный с учебной деятельностью. И появляются школы, которые престижны, удобны, безопасны, хорошо кормят и развлекают, обеспечивают психологический комфорт и уважение прав ребенка, но мало учат…
Я думаю, что школа должна в первую очередь ребенка учить, в этом ее предназначение. Конечно, она должна быть безопасной, комфортной, гуманной и т.д. Обязательно. Если же в школе есть все это, но нет знаний, то это просто не школа, это что-то другое, что-то хорошее, но не школа. И школа – не библиотека бумажных, электронных или живых носителей знаний – учебников, обучающих программ или учителей, которые берут по мере надобности (образовательный запрос родителей) и, попользовавшись, ставят обратно на полку. Школа это ситуация взаимодействия учителя и ученика, именно это взаимодействие удовлетворяет основную потребность, ради которой семья отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Когда-то такой потребностью было стремление к общему идеалу, порядку, стабильности. Сейчас, с моей точки зрения, очень многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать семье и ребенку, ЗАЧЕМ ему ходить в школу.
Отвечать на этот вопрос можно с разных позиций, но если оставаться в педагогическом контексте, то есть проблема трансляции культуры подрастающему поколению, есть огромный объем знаний, накопленных человечеством, есть семья, у которой уникальный и неповторимый ребенок, в отношении будущего которого у мамы и папы есть некоторые планы. И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково. И понятно, что должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок. И понятно, что совсем необязательно, чтобы все из того, что войдет в его образовательный план, ребенок учил в школе. И тогда школа, а точнее взаимодействие Учитель-Ученик, нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования. «Какие знания мне необходимы» – это должно быть специфически школьным содержанием образования, потому что Ученик может осознать свои затруднения, но именно Учитель знает, какие знания необходимы для их решения. И тогда понятно, что в школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного плана и его рефлексии.
Такого учителя можно называть по-разному: педагог индивидуального образования, наставник, учитель, обеспечивающий педагогическую поддержку. Но в культуре уже почти тысячелетие педагога, сопровождающего индивидуальный образовательный маршрут ученика, называют тьютор. Этот особый вид педагогической позиции появился в Оксфорде и Кембридже и на протяжении многих лет обеспечивал успешность его выпускников, качество и надежность образования, полученного в этих университетах. В XX веке тьютор появился в английских школах и американской системе образования, технологию тьюторского сопровождения стали активно использовать в европейских образовательных учреждениях.
В России тьюторство появилось совсем недавно – в 80-е г.г. уже прошлого века. Главным образом оно связано с именем Ковалевой Татьяны Михайловны – тогда директора первой в России частной школы, а ныне доктора педагогических наук, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.
Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. При этом у ученика есть некая образовательная потребность. А тьютор знает, как эту потребность можно удовлетворить культурным способом. Но не удовлетворяет. Знает, но не учит ученика готовому знанию! Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях.
Образовательные потребности ученика могут быть очень разными. Например, желание узнать, почему тяжелый самолет летит по небу и не падает. Образовательное действие, удовлетворяющее эту потребность, может быть очень локальным и кратковременным – достаточно найти статью, понятно объясняющую принципы воздухоплавания. Но как искать! И обязательно ли статью, или, может быть, лучше знакомого летчика, или, проще, – учителя физики? А дальше? Ну, нашел, прочитал (расспросил), понял, и что, все? Ведь дальше все может быть очень по-разному: для кого-то – удовлетворенный интерес и навсегда забытый вопрос, а для кого-то – первая ступенька к профессиональному самоопределению. Или, другой вариант: человек хочет научиться играть на гитаре (стать дипломатом). Где учат, как выбрать учебное заведение, как поступить, как подготовиться к поступлению, зачем учиться, как использовать приобретенные знания? На все эти вопросы ребенок (и его семья) отвечают либо интуитивно, либо стихийно – как сложится. На все эти вопросы можно искать ответы с тьютором, который знает способ поиска ответов, и которому интересно и важно развить у своего подопечного способность к самостоятельному анализу и осмыслению собственных образовательных действий.
Есть старая притча, там нет слова тьютор, но есть тьюторский подход. Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь».
Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь.
Если Вам, уважаемый читатель, это тоже интересно, то тогда ответ на вопрос КАК осуществляется тьюторское сопровождение.
Основной единицей тьюторского сопровождения является тьюторская встреча – обсуждение тьютором и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для решения своего образовательного вопроса.
Тьюторские встречи могут быть организованы по-разному. В этой статье представлен опыт реализации программ тьюторского сопровождения на базе муниципальной общеобразовательной школы (в 2006 г. мы стали гимназией) в течение последних 7 лет. Обобщая опыт работы школьной команды тьюторов, можно выделить две модели организации тьюторского сопровождения, которые могут быть эффективно реализованы в образовательном учреждении: тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов и тьюторское сопровождение детских образовательных путешествий.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов осуществляется на базе учебного класса и наиболее эффективно в младших подростковых классах – 5-х, 6-х и 7-х.
Основное содержание тьюторского сопровождения в данной модели заключается в том, что ученик реализует серию образовательных проектов, т.е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей. Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка. Тьютор же создает условия для их эффективного осуществления и обеспечивает осмысление, осознание учеником способов его деятельности. Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.
В начале учебного года пятиклассники собираются на первый тьюторский сбор, на котором тьюторы рассказывают им о смысле, целях тьюторского сопровождения и формах работы с тьютором. Фактически речь идет о презентации программы тьюторского сопровождения. Учитывая возраст ребят, такая презентация проходит в виде сюжетной игры, вокруг идеи повзрослевшего малыша, перешедшего из начальной школы в среднею, следовательно, сменившего позицию прилежного ученика, старательно выполняющего все, что скажет умная и добрая учительница, на самостоятельного и активного школьника, который осваивает новые виды познавательной деятельности. Таким образом, вводится идея новой педагогической позиции – тьютора – не учителя, а наставника, который обсуждает способы познания и трудности, возникающие на этом пути, педагога который не отвечает на вопросы, а задает их.
Следующий шаг программы тьюторского сопровождения предполагает определение индивидуальных познавательных интересов учащихся. Идеология тьюторского сопровождения во многом опирается на идею о том, что все дети от природы любознательны и активны, что у каждого ребенка есть какой-то интерес, вокруг которого и через который можно выстраивать образовательную деятельность и взаимодействие тьютора и ребенка. Задача тьютора – «раскрутить» познавательный интерес ребенка до образовательных действий, направленных на его удовлетворение. Вот эти-то действия в дальнейшем тьютор и будет обсуждать, на этом обсуждении будет выстраивать анализ способов деятельности ребенка и, таким образом, развивать проектную деятельность учащегося. Понятно, что первый компонент – познавательный интерес, в тьюторском сопровождении чрезвычайно важен, так как именно он выступает источником активности ребенка. Если интерес определен правильно – ребенок целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален – школьник довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения.
Для определения познавательного интереса ребенка могут быть использованы разные приемы. Например, проведение группового анкетирования для выявления интересов ребенка и истории его образования (текст анкеты – см. Приложение 1). Можно предложить ребятам написать мини-сочинение «История моего интереса». Как показывает практика, пятиклашкам полезно предложить опорные вопросы, которыми они могут пользоваться по желанию (если самому написать трудно). (Вариант опорных вопросов – См. Приложение 2). Хорошо работает такой прием как написание сказки «Мой сказочный мир» – истории о выдуманном ребенком мире, в котором живет его сказочный двойник. Ученику предлагается придумать историю о жизни его сказочного двойника. Анализируется как предметное содержание мира, так и ценностный контекст сказки, желания его жителей, их занятия, главного героя.
Все эти приемы могут быть использованы в групповой форме. Однако они дают только первичный материал для анализа. Главное – это беседа тьютора и ученика, на которой они разбираются, что и почему интересует ребенка. В ходе такой беседы (их может быть и несколько) обсуждаются написанные ранее тексты. Тьютор может использовать, например, и такой прием: предложить ученику составить список из 5-7 известных ребенку героев (сказочных персонажей, исторических личностей, литературных героев), а потом выбрать одного, который ребенку нравится больше всех, и рассказать, чем интересуется в жизни этот герой.
Однако основным приемом работы тьютора является тьюторский вопрос. Видов тьюторских вопросов очень много, роднит их то, что любой тьюторский вопрос, во-первых, опирается на реальную деятельность ребенка или моделирует ее, во-вторых, создает ситуацию выбора, в-третьих, проблематизирует основания выбора или способ деятельности. На этапе определения познавательного вопроса это могут быть вопросы-альтернативы. Например, ребенок интересуется динозаврами и полетами на луну, тьютор задает вопрос: «На полке стоят 2 книги: детская энциклопедия о динозаврах и рассказы о первых астронавтах, высадившихся на луну, какую книгу ты возьмешь, если можно взять только одну, почему». Кроме этого тьютор использует вопросы о жизни ребенка, вопросы-провокации, фантастические преувеличения и т.п. (подробнее можно посмотреть на сайте гимназии:www.gimnasiy4.ru). Так как речь идет о пятиклассниках, очень часто именно тьютор делает обобщающий вывод о сущности познавательного интереса ребенка, на который в дальнейшем он будет ориентироваться. Для ученика итогом этого этапа сопровождения является формулирование образовательного вопроса – темы индивидуального образовательного проекта. Обычно он формулируется как фраза «Я хочу узнать …, эти знания я использую для того, чтобы сделать … ». Важно, чтобы образовательный вопрос не был очень широким, чтобы его разработка была по силам ученику. Корректировка по этим параметрам осуществляется тьютором. Вместе с тем, тьютор должен очень тщательно следить за тем, чтобы не подменить, не исказить сущность интереса ребенка своим пониманием.
Так как подростки очень ориентированы на продуктную деятельность, для них важно всегда видеть натуральный результат своих усилий, то разработка тьюторского интереса осуществляется в проектной форме – т.е. ученик что-то делает: пишет сказку о своем интересе, делает выставку, готовит выступление или мультимедийную презентацию, проводит игру или устраивает какое-то действо и т.п.
Дальнейшее тьюторское сопровождение строится вокруг разработки этого проекта. Основными формами работы тьютора с подростком на этом этапе являются: разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта.
План-карта образовательного маршрута – это список средств реализации проекта, выстроенных в хронологическом порядке и фиксирующих предполагаемый способ действий и ожидаемый результат. Иначе говоря, это план сбора информации по интересующему вопросу. Ребенок предлагает и обсуждает с тьютором места, в которые он может обратиться за информацией. В этом списке, конечно, есть достаточно традиционные места (библиотека, Интернет), однако позиция тьютора заключается в том, чтобы побуждать ребенка запланировать (придумать) как можно больше возможных источников получения информации («Как ты думаешь, а кто еще что-то знает об этом?», «Если в библиотеке не будет нужной книги, куда можно обратиться еще?»). Одним из оснований такой позиции тьютора является концепция открытого образования, в рамках которой практически любой объект мира может выступать источником знаний, при условии что человек, его использующий, умеет это делать. С другой стороны разнообразие и разноплановость планируемых шагов помогает преодолевать формирование шаблонов поведения ребенка.
Однако позиция тьютора заключается не только в расширении карты. Главная задача тьютора на этапе составления карты заключается в моделировании деятельности подростка при сборе информации. Каждая новая точка на карте вызывает у тьютора вопросы о том, что ребенок собирается на ней делать. И тьютора не устраивают обобщенные ответы – «пойду в библиотеку, возьму книгу». Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия, и, последовательно отвечая на эти вопросы, ребенок во внешнем для себя плане проговаривает тот самый культурный способ работы с источником информации. «Расскажи мне, как ты будешь действовать», «Где находится библиотека», «Как она работает», «Как ты будешь выбирать время поездки в библиотеку», «Как ты будешь искать книгу», «Где храниться в библиотеке информация о книгах», «Как работать с каталогом», «Кто тебе в библиотеке может помочь», «Как ты будешь работать с книгой» – и т.д. и т.п. Для разных детей нужна разная конкретизация вопросов. Для разных детей нужна разная помощь тьютора. Если ребенок не знает какого-то момента – тьютор может его объяснить, описывая несколько моделей поведения. Очень важно, чтобы теоретическая информация (правильный ответ) всегда была после обнаружения затруднения, а не предвосхищала его. Очень важно, чтобы тьютор предлагал несколько вариантов, отдавая выбор самому ребенку.
Аналогично выстраивается работа с портфолио проекта – любая «культурная» информация предлагается тьютором для обсуждения как его реакция на вариант действий, предложенных ребенком. Портфолио проекта – это вещественные следы интереса ребенка. Именно интереса, а не собранной информации. В этой папке (в нашей практике портфолио чаще всего – папка), конечно же, есть и найденные материалы. Но, когда материал собирает пятиклассник (и семиклассник), для него очень трудно делать объемные выписки из источников. Проблематична ситуация отсканированных или скаченных из Интернета десятков страниц текста – он просто не в состоянии это прочитать. Поэтому, обсуждая с ребенком вопрос, что и как он будет хранить, основной акцент делается на вопросе «Зачем ты будешь это хранить?». Соответственно содержание портфолио в очень большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Относительно это продукта отбирается материал. Однако для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка и для него важно, что бы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал. Поэтому тьютор предлагает, провоцирует маленькие записки, заметки о своей деятельности, зарисовки-комиксы, дневники, описания встреч и т.п. Это могут быть фотографии мест, людей, предметов, карты, репродукции – все то, что будит эмоции и воспоминания, следовательно, помогает анализировать свою деятельность.
Разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта в большинстве случаев осуществляются параллельно, хотя на начальном основное внимание уделяется разработке план-карты, а подготовка проектного продукта в большей степени смещена на конечный этап образовательного проекта. Однако уже на этапе разработки план-карты появляется необходимость обсуждения идеи проектного продукта, в то время как план-карту целесообразно обсуждать на каждой тьюторской встрече и постоянно не просто «сверяться» с запланированным маршрутом, но вносить в него коррективы, учитывая трудности и успехи отработки предыдущих маршрутных точек. Может быть, что ученик очень быстро найдет интересный и удовлетворяющий его интерес материал, в таком случае завершение прохождения план-карты может быть и необязательным. Еще раз подчеркнем, что тьютор обсуждает с ребенком варианты действий, дальнейших ходов, их эффективность или проблематичность, но решение принимает ребенок.
Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта ребенка является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для ребенка, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. И здесь есть две формы работы.
Во-первых, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: задуманное действо (например, игра) или презентация продукта проекта (например, фото-альбом). Для ребенка очень важно увидеть реальный результат своих действий, получить поддержку, внимание, одобрение, повысить свой статус. Для тьютора это событие, которое потом он будет обсуждать с ребенком, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Полезно, чтобы на таком групповом событии были эксперты – совсем не обязательно специалисты в рассматриваемом вопросе, может быть, другие тьюторы, другие ученики, особенно старшие, родители, учителя. Задача экспертов – расспросить и высказать свое мнение, похвалить и попроблематизировать, задать вопросы, ответов на которые у ученика на момент презентации нет. Это может стать точкой роста, развития образовательного проекта, может помочь удержать интерес ребенка. Или помочь осознанно отказаться от дальнейшей разработки темы (да, я знаю об этом не все, но мне это уже не интересно).
Второй формой работы является тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие в ребенке за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл.
Таким образом, тьюторское сопровождение предполагает индивидуальную образовательную деятельность учащегося и очень обширное обсуждение этой деятельности с тьютором в рамках тьюторской встречи. Как же могут быть организованы тьюторские встречи?
При решении организационных вопросов необходимо иметь в виду еще одно принципиальное положение тьюторского сопровождения – индивидуальный темп деятельности учащегося: ребенок должен работать в таком темпе, который ему удобен и с которым он справляется. При этом кому-то надо больше времени, потому что он «еще не умеет», кому-то – потому что «слишком хорошо умеет» – его интересует нюансы, интересно попробовать разные варианты. Кто-то очень заинтересован темой, и все собирает, собирает и собирает материал, кто-то торопиться выйти на этап презентации.
Мы в своей практике довольно быстро отказались от чисто индивидуальных встреч тьютор-ученик. Наш опыт показывает, что более продуктивно работать в малых тьюторских группах: 1 тьютор и 3-5 ученика, которые собираются на общую тьюторскую встречу. Один тьютор обычно ведет 2 – 4 группы. В рамках такой встречи организуется обсуждение индивидуальных материалов каждого члена группы. Большую продуктивность такой организации работы мы объясняем тем, что, во-первых, срабатывает эффект группового обучения – слушая другого и обсуждая его работу, в то же время ученик анализирует свою деятельность, нарабатывает собственные рефлексивные возможности. Во-вторых, наличие группового обсуждения обеспечивает некоторую соревновательность, к которой очень стремятся младшие подростки. Это создает дополнительную (уже социальную) мотивацию разработки собственного образовательного проекта. И, наконец, проявляется эффект совместной деятельности – психологи давно доказали, что в группе психические возможности любого человека выше, чем при индивидуальной работе. Так как для тьютора самое важное – развитие рефлексии и проектной деятельности, то групповое взаимодействие способствует переходу этих возможностей ребенка из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Темп продвижения детей в рамках образовательного проекта у всех разный, однако, в рамках малой тьюторской группы легче выдерживать некоторую периодичность тьюторских встреч. Для пятиклассников наиболее удобным режимом является одна встреча в неделю. Для семиклассников – одна встреча в 2 недели. Но, на самом деле, все зависит от того, как складывается работа конкретной группы (некоторое умудряются собираться 2-3 раза в неделю). Продолжительность встречи практически невозможно определить заранее – она может длиться и 15 минут, и более часа, все определяется количеством обсуждаемого материала и анализируемых действий.
Тьюторские встречи не являются обязательным учебным занятие и их расписание вынесено во вторую половину дня. Всегда находятся некоторые дети, которые начинают пропускать встречи и «буксовать» в своем проекте. Но таких детей немного, и обычно это дети, очень загруженные музыкальными школами, репетиторами и т.п. занятиями. «Педагогически проблемные» дети – из не очень благополучных семей с трудностями в обучении обычно очень активны в программах тьюторского сопровождения. С одной стороны, они получают от тьютора то индивидуальное внимание, интерес к самому себе, которого им не хватает дома. С другой стороны, обсуждение способов познавательной деятельности позитивно влияет на освоение учебной деятельности, повышает их общеучебные навыки. Кроме этого есть еще проблема самооценки – работа с тьютором позволяет ребенку поверить в себя и получить опыт успешной образовательной деятельности, внешнее положительное оценивание.
Тьюторское сопровождение образовательных проектов учеников 6-7 классов осуществляется в той же логике, что и сопровождение пятиклассников. Различия связаны с мерой и содержанием помощи тьютора – ребята, не первый год работающие с тьюторами, демонстрируют вполне сформировавшуюся проектную деятельность и уже не нуждаются в «культурных» образцах. Однако они очень охотно обсуждают все ситуации, требующие выбора и принятия решения. Так же очень «востребованы» тьюторы при обсуждении результатов образовательного проекта, его смыслов и изменений в самом ребенке.
К концу седьмого класса проектирование как предмет взаимодействия тьютора и ученика становится для него менее интересным, чем выстраивание собственных образовательных перспектив. Для подростка большое значение приобретает понимание того, что он может и должен выбирать приоритеты в своем образовании, определять цели уже не кратковременных локальных образовательных проектов, а долгосрочных перспектив своего образования. С этим связана смена формы тьюторского сопровождения старших подростков: в 8-9 классах оно осуществляется через Клуб образовательных путешествий.
Содержание деятельности Клуба образовательных путешествий по своей логике и целям очень близко к тьюторскому сопровождению образовательных проектов. Появление новой формы скорее вызвано необходимостью какого-то внешнего признака взросления и подтверждения освоения проектирования как такового.
Наиболее существенно деятельность Клуба образовательных путешествий отличается от работы малых тьюторских групп наличием экспедиционного этапа и принципом формирования. В начале нового учебного года Клуб образовательных путешествий проводит свою презентацию и объявляет набор в новую образовательную экспедицию.
Сначала немного о терминах. Все дети любят путешествовать. Но традиционная экскурсия – типична и унифицирована: общий маршрут, типовой текст, «посмотрите направо, посмотрите налево». Это неплохо, но, может быть совсем другое путешествие в огромный мир, полный знаний тысячелетий о том, что интересует именно меня. Путешествие к собственному знанию, образовывающему, т.е. создающему мое «Я».
Образовательное путешествие это форма организации тьюторского сопровождения, для которой характерно: 1)клубная форма организации; 2)рассмотрение в качестве источников образования любых организаций, как занимающихся образовательной (например, музей), так и любой другой деятельностью (магазин, спортивный клуб, пожарная часть, – все что угодно); 3)наличие экспедиционного этапа – реальной (может быть и виртуальной) поездки в отобранные в соответствии с собственными интересами источники образования, в ходе которой осуществляется целенаправленный сбор информации по заранее разработанному плану; 4)наличие группы соратников, с которыми объединяет некоторая схожесть интересов и общее место экспедиции.
Клубный характер заключается в том, тьюторские группы собираются «на путешествие», после окончания которого, объявляется новый набор и конкретный ученик может или уйти или прийти в Клуб снова. Набор в Клуб в нашей практике не связан с какой-то предварительной локализацией экспедиционных мест. Мы набираем «путешественников» из очень широкой позиции – «Если ты любишь путешествовать, если ты хочешь узнать что-то новое, если тебе интересно отправиться в экспедицию…»
Обычно путешествие длится в районе 6-ти недель. За это время ученик, запасавшийся в путешественники, проживает вместе с тьютором несколько этапов:
- определение познавательного интереса;
- предварительный сбор информации о своем интересе в легкодоступных опубликованных источниках – определение тех вопросов, ответы на которые «не лежат на поверхности»;
- разработка индивидуального экспедиционного маршрута – мест живого мира, которые потенциально, по мнению ученика, могут нести в себе ответы на его вопросы;
- составление группового экспедиционного маршрута. На этом этапе собирается общий сбор членов клуба. Сначала все члены клуба определяют «родственные души», т.е. тех участников Клуба, чей интерес как-то пересекается (в предметности, в ценностях, в деятельности) с его собственным. Затем в собранных малых группах каждый путешественник представляет свой индивидуальный экспедиционный маршрут, обосновывая полезность и перспективность выбранных экспедиционных мест. По итогам обсуждения формируется маршрут малой группы. А затем группы уже договариваются об общем экспедиционном маршруте, включающем 2-4 места. При этом таких маршрутов может быть один или два-три, в зависимости от того, насколько выбранные места удовлетворяют задачамкаждого путешественника.
- разработка экспедиционного плана – тех действий, которые будут предприняты в рамках экспедиции для сбора информации и способы ее последующего анализа, обработки;
- собственно экспедиционный этап – поездка;
- 1-3 индивидуальных встреч с тьютором, на которых обсуждаются итоги экспедиции, определяется форма участия ученика в презентации путешествия, обговаривается подготовка к презентации;
- презентация путешествия – открытое заседание Клуба, на которое приглашаются одноклассники, внешние люди, учителя. Содержание презентации имеет 2 плана – это, с одной стороны, рассказы об экспедиции (экспедиционных местах), с другой стороны – рассказы о индивидуальных путешествия к своему интересу.
- последний этап – определение образовательных перспектив – как новое знание изменило представление ученика о самом себе, зачем ему эти знания, что они меняют в его истории, как изменились его интересы и образовательные потребности.
Где-то прочитала, что в английской медицине используется особое устройство под названием «тутор» для исправления осанки больного. На него одевается система из ремешков, которые затягиваются таким образом, чтобы спина приняла правильное положение. И человек так ходит. Потом привыкает держать спину правильно, и тутор снимают. В описании тутора написано: «человек распрямляет плечи, поднимает подбородок, и его взгляду открываются новые горизонты». …!
Конечно, что бы ребенок «увидел новые горизонты» надо потратить много рабочего времени тьютора, конечно, тьюторская технология дорогая. В нашем образовательном учреждении оплата работы тьюторов осуществляется из ставок педагогов дополнительного образования. Так как школа является экспериментальной площадкой, то каждый год администрация школы пишет обоснование необходимости введения дополнительных ставок, подписывает соответствующее письмо в городском отделе образования, и вопрос о выделении дополнительного финансирования решается на заседании городского Совета народных депутатов. Уже несколько лет положительно. Это нелегкий путь, потому что всех надо убедить. Убедить, что тьюторское сопровождение необходимо ученикам, и в первую очередь тем, чьи родители не способны оплатить дополнительные образовательные услуги для их детей. Сейчас у нас 16 тьюторов и 8 ставок. Это небольшие деньги, мы не можем обеспечить тьюторское сопровождение для всех учеников подростковой школы, но рассматриваем нашу ситуацию как экспериментальную, нарабатываем опыт, методики и активно ищем союзников.
Уважаемый читатель, в этой статье описан наш опыт тьюторского сопровождения образования подростков. Нам он нравится, мы видим эффекты и считаем, что это очень перспективно. Но очень интересно, что думаете об этом Вы. Для нас будет полезно мнение внешнего эксперта. Может быть, уже вместе, мы сможем понять что-то новое. Может быть, подружимся. Может быть, будем сотрудничать.
Наши координаты:
241022. г.Брянск, ул.Афанасьева, д.26.
Руководитель программ тьюторского сопровождения
Беспалова Галина Михайловна.
Тел. (4832)282211.
E-mail: galina67@rol.ru
Сайт: www.gimnasiy4.ru