Уроки на природе. В методическую копилку педагога
 /  Монтессори-педагогика / Тьюторство в начальной школе / Уроки на природе. В методическую копилку педагога

Уроки на природе. В методическую копилку педагога

    • Ирина Евстигнеева, Катерина Григоренко
  • педагоги-тьюторы начальной школы «Монтессори» в Томске
  • УРОКИ НА ПРИРОДЕ

    Все школы «Монтессори» во многом похожи.

  • Но у каждой со временем появляются те изюминки, которые отличают одну от другой. Некоторые находки так прочно входят в традицию, что становятся визитной карточкой школы.
  • Сегодня мы расскажем про традиционные «Уроки на природе», с которых каждый год подряд начинается учебный год в начальных классах томской школы «Монтессори».

– Уроки на природе!?! Кого и чему они учат?

– Что, как не природа, вдохновляет поэтов на творчество, а ботаников и зоологов – на исследование флоры и фауны. Здесь рождаются песни, слова, музыка и фото – композиции. Здесь хочется танцевать, растворившись в хороводе деревьев, и упражняться в силе и ловкости. Её красота успокаивает, и человек начинает доверять и открываться всему и всем вокруг.

      •  – Как это возможно?
    • – Перед вами вольный пересказ об одном дне, собранный из впечатлений разных ребят начальных классов нашей монтессори-школы.
    • – Привет! Меня зовут Дима. Мне – 10 лет. Я – учусь в монтессори-классе школы «Эврика – развитие» в Томске. Классы «Монтессори» отличаются от других классов в нашей школе. Здесь вместе учатся дети разного возраста, много специальных монтессори-материалов, с которыми можно заниматься самостоятельно, здесь знают, что такое «свободная работа»…
    • Надеюсь, вы любите удивляться? Тогда идите за мной!
    • 5 сентября. В коридорах школы тихо – идут уроки, начался учебный год.
    • Загляните вот в эту дверь.
    • Никого…
    • Вы удивлены? Это мой класс! Обычно у нас всегда оживленно, какие-то споры, забавные игры, беседы… Но сегодня в классе будет тишина, ведь мы отправляемся в лес!! Нет, у нас не поход, не пикник, не туристический слет. У нас уроки…в просторных лесных кабинетах Лагерного Сада. Так называется парк, который протянулся вдоль реки Томи по самому краю правобережья города.
    • Побежали в автобус! Сейчас все сами увидите.
    • Лес. Только осенью здесь бывает такое буйство красок. Пока мы идем по тропинкам, лучик выглянул из-за листа березы, быстро перебежал к ольхе и затаился. Солнышко. Мы на широкой поляне. Со всех сторон веселый лес, а одна сторона-небо! Так, кажется, когда стоишь у края поляны. Облака совсем низко, рядом. Кажется, что можно шагнуть на них. И ты паришь. Под ногами длинный спуск к реке, его почти не видно. Зато, видно, как далеко внизу делает изящный изгиб река Томь.
    • Из-за сосны показались два мальчика. Один очень худенький и высокий, второй маленький коренастый. Это два Глеба. Несут мольберт и спорят о том, почему человек не осваивает космос ещё дальше. Увлекшись, они не заметили место, где стоят остальные мольберты и вещи.
    • Ребята постарше несут воду, девочки коврики. А мураши-первоклашки несут свои рюкзачки и озираются по сторонам. Они не ожидали начать свою долгую учебную дорогу здесь, в лесу.
    • Закончили приготовление места. Все садятся в круг. Наконец, можно всех разглядеть.
    • Вон Максим смотрит в небо. Он у нас очень необычный человек-весь мир видит в цветах. Он – художник. Может нарисовать все в объеме. Такие живые картинки получаются. К нему жмется Савелий. Он – первоклашка, только пришел к нам в класс и сразу нашел в Максиме родственную душу. Савелий – романтик, философ. Когда мы в прошлом году были в гостях у него в группе, он мечтал учиться в школе, «где нет уроков, и знания сами заходят в голову».
    • Урок «Поэтический круг»
  • Задание (домашнее): выбрать литературное или музыкальное произведение, передающее осеннее настроение, подготовить и представить его на уроке.
  • Материалы:дома-книги, ноты, музыкальные инструменты; в лесу – канцелярские и природные для изготовления короны.
  • Результат работы: знакомство с произведениями, опыт выступления на публику.
        • Пока мы рассматривали ребят, начался урок «Поэтический круг». Девчонки уже успели приготовить корону, украсив её травинками и листиками. Первый желающий прочитать стихи Костя коронуется и тихонько рассказывает стихотворение о прошедшем лете. Передаёт корону по кругу. Кристина и Настя показывают мини-театр в стихах о маленьком смешном человечке. Каждый готовится к «Поэтическому кругу» заранее. Можно читать любые стихи, можно петь. Вовка проникновенно играет на флейте. И вдруг Лиза (первоклассница) бойко спрашивает: «А можно свое сочиненное стихотворение?» Мы слушаем ее с восторгом и потом долго аплодируем. Все желающие выступили – урок окончен.

 

    •  Урок «Командообразование»
  • Задание: построиться по росту, рассчитаться на «первый-восьмой». Разделиться на 8 групп, по порядковым номерам. Познакомиться, выбрать капитана. Получить карту-маршрут для передвижения по урокам.
  • Материалы: не требуются.
  • Результат работы: навыки самоорганизации в большой группе, знакомство с ребятами из разных классов начальной школы, опыт решения задач командным способом.
          •  Чтобы приступить к следующим урокам, нам необходимо сформировать команды. Каждый раз, когда надо поделиться на группы, мы делаем это по-разному. На этот раз необходимо было всем построиться по росту. А потом рассчитаться на «первый-восьмой». Все, кто «первые» – первая команда, «вторые» – вторая и так далее. Всего должно было получиться 8 команд.
        • Казалось бы просто, но нас больше пятидесяти ребят. Два разновозрастных монтессори-класса начальной школы, да ещё ребята из 4-го класса «свободной педагогики».
        • Где мне встать? Кого я выше? Кто будет смотреть, получается ли общее построение? Сначала все топчутся и даже не могут найти место, где бы построиться. Потом начались споры о том, кто выше. Много командиров и ничего не получалось. Потом я говорю, что всех построю, и дело начинает продвигаться. Правда, ребята, которых я построил первыми уже устали всех ждать и строй опять распадается. Ох, как оказывается, нас сложно организовать!
        • Каждой команде выдали карту-маршрут, какие сегодня уроки нужно пройти.
        • Моя команда:
        • Кристина, Игорь, Ромка, Настя, Максим, Савелий и я. Самый младший из нас – Савелий, ему – 6 лет, самый старший – я, мне уже 10.
        • Сразу встал вопрос, какой урок мы вначале выбираем. Решили пойти на математику.
        • Побродив по окрестным тропам, выходим на пятачок, где стоят ведра, банки с водой. Влада (учитель математики и всего на свете) улыбается и предлагает решить задачу: «Как с помощью ведра и пятилитровой пластиковой банки, отмерить 4 л воды?».
        • Мы начинаем дружно переливать из одной емкости в другую. Не получается. Пыхтим, опять переливаем, до тех пор, пока Игорь не догадался, что сначала надо подумать, и мы стали палочкой на земле чертить возможные способы переливания. А Ромка упорно продолжает лить воду. И о чудо, у нас получилось! Но, увы, это вышло случайно и Влада просит
    • Урок «Математика»
  • Задание(из олимпиадных задач на переливание): придумать, продемонстрировать и объяснить способ, как с помощью ведра и пятилитровой пластиковой банки, отмерить 4 л воды.
  • Материалы: ёмкости – ведро, банка 5 л, вода.
  • Результат работы: способ решение задач такого типа, возможность его использовать при решении похожих практических задач.
            •  объяснить и проделать все еще раз.
          • Через 20 минут упорной борьбы с ведрами мы довольные бежим на следующий урок.
          • В ушах свистит ветер, мне хочется мчаться еще быстрее. Но тут я слышу, как кричит Настя: «Дима! Дима!..» Оборачиваюсь, у Насти озабоченный вид -Савелий исчез.
          • Да, я совсем забыл проследить за малышами. Останавливаюсь. Жду всех.
          • Мы тесной кучкой возвращаемся искать Савелия.
          • Мне немного страшно. Он первоклассник и мог заблудиться.
          • А Савелий и не терялся. Он же романтик, он так и остался на уроке математики – стоит и разглядывает свисающие дикие яблочки.
          • Настя взяла его за руку. Мы идём к Ирине (учителю естествознания и математики).
          • На поваленном раскидистом дереве сидит Ирина и рассказывала что-то команде, которая пришла раньше нас. Мы тоже решили послушать задание на дом:
          • «Дома сделать композицию из разных предметов. Придать ей динамику, сфотографировать, меняя ракурс и освещенность».
    • Урок «Фотодело»
  • Задание: придумать, создать фото картину и описать ее замысел. Придумать название и историю фотографии.
  • Материалы: фотоаппарат, композиции разных фотохудожников.
  • Результат работы: знакомство с искусством фотографии, фотопробы, интересная фотовыставка в школе.
              • Ребята ушли, а мы удобно расположились в ветвях дерева и наш урок начался. Мы узнали немного об устройстве фотоаппарата. Как он записывает на карту памяти информацию и кто такие пиксели. Потом мы пробовали фотографировать друг друга, кривлялись, валялись в желтой листве. Нам было весело!
            • После нашей шумной фотосессии Ирина заметила, что, скорее всего, отснятые нами кадры интересно будет смотреть только нам самим. Как вы думаете почему?
            • Мы долго спорили и рассуждали. Когда мы услышали, что в искусстве фотографии есть замысел, постановка, ракурс и многое другое, нам захотелось
            • попробовать сделать фотокартину. Обрыв берега для нашей картины мы выбрали сразу. Как будто Савелий оттуда не может выбраться. Его тянет Даша. Она скользит и ее тянет Максим и т. д. Эмоции на лицах самые разные – Максим пыхтит, Даша звонко смеется, Савелий в печали. Все разыграли здорово. Получилось как в сказке «дедка за репку».
            • Сделав несколько кадров, отправились на урок литературы. Игорь резко остановился. Белка. Она сидела между сосен и совсем нас не боялась. Мы тут же стали предлагать ей сорванную рябину. Сверху прыгнула вторая белка, и они понеслись к дальним кустам. Белки забрались на сосну, а мы побежали дальше.
    • Урок «Литература»
  • Задание: осмотреть место, почувствовать настроение, описать, используя форму «хокку».
  • Материалы: тексты из японской поэзии и философии.
  • Карточки? (может быть, тексты на карточках?)
  • Результат работы: опыт описания мгновения («здесь и сейчас»). Сборник хокку, написанных учениками.
                • И вот уже мы лежим на ковриках на высоком обрыве, залитом лучами солнца, и слушаем, слушаем Лену, нашу учительницу литературы и русского. Ее неспешную красивую речь.

 

Желтеют листья на деревьях,

Начинает холодать.

Осень настроение мое сгубила.

Кеша Бакшт

              • Она читает японские хокку. Мы растворяемся в ее словах, в лесном шуме, в ветре, дующем с реки и нам так спокойно. Каждый пробует написать своё хокку.

Синь небес

В глади воды

Простор наполняет грудь.

Маша Тен

                • Я написал о своих чувствах, которые были сейчас внутри и о смене настроения на лесных уроках. Еще я написал, что мне очень нравится заботиться о своей команде. Так не хочется уходить с этого места, но дальше, наверняка, будет что-то еще интересное. А, значит, бежим!
              • …На траве лежит огромный кусок разноцветной ткани и много палочек.
    • Урок «Палатка»
  • Задание: поставить палатку
  • Материалы: палатка
  • Результат работы: умение ставить палатку с помощью команды.
                  • Это палатка. Ее нужно поставить. Но как? Палочки не слушаются и выскакивают. Полотнище треплет ветер и оно не расправляется, а колышки выскакивают из земли. Лариса(учитель класса «свободной педагогики») наблюдает со стороны. На лице легкая улыбка.
                • Ромка носится вокруг и всем только мешает. Девчонки пищат и не слушают моих советов и команд. В общем, палатка не поддаётся, и мы сникли. Тут Савелий тихонечко сказал, что он знает, как ставить (они с папой ходили в поход).
    • Урок «Ботаника»
  • Задание: найти растение, которому принадлежит данный лист. Сделать книгу об этом растении.
  • Материалы: энциклопедические книги, бумага, карандаши, клей, ножницы и т.д.
  • Результат работы: книги и много интересного о растениях Лагерного Сада.
                    • И сначала робко, а потом все уверенней Савелий начал руководить работой. У него отлично получилось управлять нами! Я пожал ему руку, когда мы завершили нашу работу. Он был горд!!! Еще бы! Тому, кому доводилось руководить группой, где все старше и опытнее вас, могут понять, что он испытывал!
                  • Теперь Настя уже не вела его за руку. Он шел впереди всех. Оглядывался, не отстаёт ли команда, и первым взял задание на следующем уроке.
                  • Света (учитель математики) дала нам лист дерева. Надо было найти в лесу такое дерево, к которому он относится. Узнать про него как можно больше информации и сделать КНИГУ об этом растении.
                  • Мы нашли дерево, на котором рос наш листок у дальнего края поляны. Это – липа. Задание сделать книгу кажется нам большим, и мы решили разделиться. Игорь, я и Кристина искали информацию в книгах. Максим рисовал дерево, получилось как настоящее. Настя придумывала идею книги, как она будет устроена и задавала вопросы. Оформляла наши находки. Давала задание Ромке и тот охотно выполнял все, что она просила.
                  • И вот у нас получилась КНИГА, с множеством картинок, очень красивая! И как девчонкам удается так все оформить? Там были и корни, и листья, и веточки. И даже корни в разрезе. Максим нарисовал, как по капиллярам корней вода поднимается.
                  • Мне было интересно узнать, что липа считается «живой» древесиной и обладает лечебными свойствами. В отличие от осины со временем липа не темнеет, а сохраняет свой удивительный светлый цвет. Из липы делают музыкальные инструменты.
                  • Какой урок у нас дальше?
                  • Ну, об уроке рисования надо стихи писать! Это так здорово наблюдать, как
    • Урок «ИЗО»
  • Задание: найти и прочувствовать место на поляне, где тебе лучше всего. Изобразить на листе бумаги свои чувства.
  • Материалы: мольберты, кисти, краски (какие гуашь, акварель).
  • Результат работы: выставка рисунков в школе.
                      • на большие листы переносятся яркие краски осени. Серебристый изгиб реки и рваный туман внизу. Вот я и нарисовал обрыв и мольберты на фоне леса. Катя (тьютор классов монтессори) внимательно изучала мой пейзаж. Он, наверное, вдохновлял ее на новые идеи – они с ребятами делали стенгазету на соседней поляне. Возле газеты «Лесные приключения» потом долго будут родители, изучая лесные уроки, и, ребята, вспоминая интересные моменты.
                    • Таня (учитель ИЗО) часто подходила и показывала какие цвета смешивать чтобы получился нужный оттенок.
                    • А теперь бегом на урок естествознания! Там всегда шумно и интересно. Взрываются вулканы, сталкиваются магнитные пучки света, ломается воздух, который оказывается сильнее воды. Здесь можно увидеть звук и почувствовать, как в суставе что-то крутится.
                    • Но сегодня у нас другое задание. Мы придумываем интересные вопросы обо всем, что нас окружает. Когда я стал про все сразу думать, оказалось что мир так велик, и я так много хочу знать про него. Вот ползет муравей. Он несет большую травинку.
                    • Если муравья увеличить до моего размера, будет ли он такой же сильный?
                    • А облака? Почему они бывают такие разные?
    • Урок «Естествознание»
  • Задание: придумать вопросы для уроков естествознания.
  • Материалы: ватманы, карандаши.
  • Результат работы: «Стена вопросов» по естествознанию, оформленная для всей школы.
                        • Есть ли на земле дерево, которому 1000 лет? Почему птицы не задыхаются на высоте?
                      • Все вопросы, которые мы придумали, делим по темам. Получились плакаты на темы: «Космос», «Люди», «Животные», «Растения», «Явления природы», «Невероятное». Вернёмся в школу и повесим их в общем коридоре. А рядом пустые плакаты для ответов. Ребята со всех классов будут читать и отвечать на самые интересные для них!
                      • Кажется, уроки на сегодня закончились.
                      • Что ж, пора бы и подкрепиться! Расстилаем огромную скатерть, достаём съестные запасы и уплетаем их за обе щеки!
                      • Что ещё? Ах, да, прежде чем, возвращаться в город, надо убрать на поляне всё, чем успели наследить. Оставить её такой же, как была. Или даже ещё чище!
                      • Уставшие, но очень довольные мы бредём в автобус. До скорой встречи, лесные кабинеты! Скоро мы вернемся на новые уроки на природе, и по секрету скажу, что раз в неделю в нашем сентябрьском расписании будут:
                      • театральные постановки,
                      • музицирование,
                      • опыты на уроках естествознания,
                      • спортивные и коммуникативные игры на командообразование,
                      • школьная стенгазета
                      • …..и много других удивительных знаний-дел-ощущений-открытий…
                      • Кстати, после каждого такого дня в лесу, у нас появляется куча дел: обсудить, как прошли очередные «уроки на природе» , поделиться впечатлениями, обсудить способы решения самых трудных задач, оформить выставку, «Стену вопросов», найти на них ответы и так далее…
                      • Ну, а как вам? Понравилось наблюдать за нашими уроками? Что ж, тогда и вы можете придумать, как это сделать у себя в школе, а точнее, в лесу! Удачи вам! Пока-пока!

Итак, «Уроки на природе» – это ещё одна форма работы с детьми монтессори-класса, которая позволяет расширить образовательную среду начальной школы за счёт других материалов и участников, наполнить её уникальными, яркими впечатлениями, так необходимыми для развития воображения младшего школьника. При этом сама природа становится и материалом, и участником. Ведь растения, животные, явления, с которыми могут встретиться дети в лесу, не запрограммируешь под цели и план урока. Зато спонтанность происходящего, постоянно возникающие ситуации неопределённости, в которых необходимо принимать самостоятельные решения – точно обеспечены.

Конечно, представленная форма не соответствует канонам «свободной работы» монтессори-класса. Расписание уроков задано маршрутным листом, а индивидуальные и командные задания спланированы учителями заранее. Однако, необходимость делать выбор и принимать решения в пользу одной из множества альтернатив – это условие, вокруг которого проектируется совместная деятельность детей и взрослых. Дети выбирают, каким образом распределить роли в команде, какими источниками информации они будут пользоваться при подготовке и выполнении заданий на уроках, какое творческое оформление будет у результатов их индивидуальной и групповой работы. К тому же многие из задач, которые им приходится решать не имеют правильного ответа, а, значит, от них опять потребуется самостоятельный выбор.

Но самое ценное, в «уроках на природе», это тот событийный опыт жизни в природе, который получают и взрослые, и дети. Опыт наблюдателей, исследователей. Опыт ответственности за свою и чужую жизнь. Именно здесь естественным образом проявляются все те умения делать выбор наилучшего для себя в заданных условиях. Здесь же можно эти навыки и доращивать. Ещё один результат, на который работает эта событийная форма. Иногда в «Уроках на природе» участвуют родители, дети и учителя других классов. Для многих из них – такой способ общения людей с природой и друг с другом, отличный от простых радостей совместного поедания шпикачек на костре, оказывается открытием, и примером для повторения.

Именно поэтому «Уроки на природе» – традиционная образовательная форма томской начальной монтессори-школы, с которой начинается проектирование каждого нового учебного года.

 

 

Related Posts

Важные события, Монтессори-педагогика, Последние новости, Томская область
Всероссийский образовательный проект “Соседство” открывает XXXI сессию

Всероссийский образовательный проект “Соседство” с 2006 года дважды в год собирает больше 150 участников – детей, педагогов, профессионалов

Монтессори-педагогика
Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы

Важной составляющей тьюторского сопровождения ребенка является образовательная среда, обеспечивающая индивидуализацию. Такая среда должна иметь условия для  самостоятельного выбора

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости