Антропянская Л.Н., Долгова Л.М., Мухамедова П.У., Токарева Т.П. Тьюторское сопровождение продуктной деятельности обучающихся школы «Эврика-развитие»
 /  Тьюторство в начальной школе / Антропянская Л.Н., Долгова Л.М., Мухамедова П.У., Токарева Т.П. Тьюторское сопровождение продуктной деятельности обучающихся школы «Эврика-развитие»

Антропянская Л.Н., Долгова Л.М., Мухамедова П.У., Токарева Т.П. Тьюторское сопровождение продуктной деятельности обучающихся школы «Эврика-развитие»

Тьюторское сопровождение продуктной деятельности обучающихся школы «Эврика-развитие»

Антропянская Л. Н., Долгова Л. М.,

Мухамедова П. У., Токарева Т. П.

 

Начальная школа.

В пространстве тьюторского сопровождения начальной школы учащиеся с первого класса проявляют свои образовательные инициативы, проводят их через разные этапы модели и оформляют к четвертому классу для представления на творческом экзамене. Процесс вовлечения обучающихся в продуктную деятельность состоит из четырех этапов: инициирование детского интереса, работа с интересом (работа с литературными источниками, проведение исследований, социологические опросы и др), подготовка сообщения и экспертное представление работы с рефлексией эффективности деятельности. Динамика деятельности позволяет обучающимся от первого к четвертому классу осваивать необходимые умения работы с инициативой, способы и технологии оформления интереса в продукт, подготовку выступления, оформление графических организаторов или презентаций, представлять свою работу, отвечать на вопросы, анализировать эффективность деятельности. Так от первого к четвертому классу обучающиеся проходят следующие этапы:

1 класс. Ребенок работает с материалом доступности «вытянутой руки» – это любимая книга или та книга, которую он читает сейчас, и которая ему нравится, или книга, которую он может выбрать в классе как интересную и подготовить по ней сообщение. Специальное время отводится на то, чтобы ребенок прочитал содержание и сделал небольшой конспект, по которому затем он делает плакат, по которому будет рассказывать содержание. Затем учитель организует конференцию, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают два момента:

– насколько ребенку самому было интересно, сложно работать с материалом, насколько ему понравилось, и что нового он узнал, благодаря данной работе;

-что было особенно интересно для одноклассников, и какие сильные стороны выступления они могут отметить, какие могут дать рекомендации.

2 класс. Порождение собственного образовательного интереса. Технология «Работа с детским вопросом». Тьютор создает специальное место (доска, плакат), на котором фиксирует вопросы детей в предметном пространстве (на уроках) или на специально организованном тьюториале. Обсуждая вместе с детьми заданные вопросы тьютор дифференцирует их на познавательные и непознавательные. Познавательные остаются в пространстве класса, и учащиеся выбирают для подготовки сообщений интересующие их вопросы, тьютор помогает конкретизировать тему. Если один и тот же вопрос интересен разным учащимся – сообщения по нему они готовят индивидуально. Затем учитель обсуждает возможные способы работы с темой: этапы работы, способы сбора информации, возможные эксперименты или опросы, обращение к другим взрослым (родителям, учителям-предметникам, старшеклассникам и др.), способы и формы подготовки презентации (плакат, мультимедиапрезентация, демонстрационный эксперимент). Затем ребенок работает с источниками, готовит предварительные конспекты, консультируется с тьютором. На следующем этапе ребенок готовит выступление и представляет свою работу одноклассникам. После выступления дети выделяют критерии, по которым можно оценить работу – полнота изложения, стилистика графического организатора, владение материалом, риторика, ответы на вопросы. Поскольку такая работа может проделываться несколько раз за год, к окончанию года учащиеся могут критерии оценивания класть до начала выступления и ориентироваться при подготовке выступления на эти критерии.

3 класс. В третьем классе основной акцент переносится с индивидуальной на групповую работу. Работая с детским вопросом, тьютор создает условия для появления в классе одной общей или нескольких общих тем, над которыми работают ученики. Это могут быть очень широкие темы, в которых многие могут найти свои интересы: космос, химия и жизнь, выращивание растений и др., на этом этапе очень важно научиться согласовывать интересы обучающихся. Дети делают групповые выступления, распределяют роли при работе с материалом, удерживают разные позиции. Тьютор сопровождает процессы работы с информацией, удерживание способа работы и коммуникацию внутри группы. Затем учащиеся так же готовят презентацию, перед выступлением они вместе с тьютором уже могут готовить экспертные карты для критериального оценивания. Оценивают работы методом открытой экспертизы. При подготовке работы учащиеся выходят за пределы класса, тьюторы разных классов организовывают тематические совместные образовательные события, в которых дети взаимодействуют с учащимися других классов, тренируют способности коммуникации в более открытом пространстве.

 

4 класс. Инициатива учащихся возникает из рефлексии опыта предыдущей деятельности учащихся и возможных новых вопросов, возникающих на основании этого опыта. Тьютор реконструирует с учащимися их предыдущие интересы, основания этих интересов и продолжения тем, разрабатываемых ранее. На основании этого ребенок выбирает тему для продуктной работы на год и обсуждает с тьютором способы работы. Затем осуществляется «работа в поле» – ученики ищут информацию, проводят исследования, ставят опыты, обобщают собранную информацию и готовят выступления. При подготовке выступлений и они опираются на экспертные карты, которые уточняют и дополняют по отношению к картам прошлого года. Возможно приглашение на творческий экзамен учащихся подростковой или старшей школы. Рефлексия осуществляется из фокуса оснований деятельности за 4 года и перспектив на подростковую школу.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости