Система образовательных событий в начальной школе как способ развития познавательных интересов младших школьников
 /  Государственная школа / Тьюторство в государственной школе / Тьюторство в начальной школе / Система образовательных событий в начальной школе как способ развития познавательных интересов младших школьников

Система образовательных событий в начальной школе как способ развития познавательных интересов младших школьников

Первые шаги в создании условий индивидуализации в подразделении начальных классов Школы №1547

Опыт методиста начальной школы Крашенинниковой Ольги Вячеславовны

На современном этапе  особенно актуальной становится  мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. В настоящее время образовательное событие является действенным способом выявления, фиксации и формирования детского познавательного интереса. Нашей целью было описать систему образовательных событий с 1 по 4 класс и особенности работы педагога с тьюторской компетенцией по сопровождению развития познавательного интереса младшего школьника при реализации этого событийного ряда. В 1 классе  педагогам предлагается  сделать акцент на выявление и фиксацию детских интересов, во 2 классе – на освоение способов проектной  деятельности для реализации детского интереса, в 3 классе – на обучение решению исследовательских задач и организацию групповых исследований, в 4 классе –  на умение выбирать оптимальные способы и средства реализации детского интереса.

     Рассмотрим систему образовательных событий в начальной школе, помогающих выявить и развить детский познавательный интерес.  Событий ряд каждого года обучения выстраивается по определенной схеме. Запуск событийного ряда  в первые учебные дни, через выявление детских интересов; подготовка, проведение и рефлексия каждого события года; завершающиеся творческим отчетом и  итоговой рефлексией.

В 1 классе на начальном этапе, в сентябре, происходит первое содержательное знакомство первоклассников с ресурсами школы. В это время для детей организуются пробы деятельности в разных школьных пространствах по различным направлениям. Итог этой работы подводится  в конце сентября – начале октября  на интерактивной  игре  «В гостях у Домовенка». В заключение события проводится рефлексия. Первоклассники на карте школы отмечают помещения, куда они обращались для реализации своего интереса, а цветом подчеркивают его важность в своей школьной жизни. С этого момента начинается подготовка к следующему образовательному событию – посвящению в Эврикийцы, на котором ребята демонстрируют свои первые школьные достижения. К этому времени первоклассники многому научились, подружились друг с другом, освоили ресурсы школы. Следующее важное сквозное событие для всех учеников начальной школы, метапредметная игра «Эврикиада», которая проводится во втором полугодии. К достижениям первого учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:

– успешно налаживать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;

-зафиксировать и предъявить  свой личный познавательный интерес.

Во 2 классе ребята переходят на следующий уровень и овладевают новыми способами работы со своими познавательными интересами, обучаясь умениям вести проектную деятельность. Ребята учатся ставить цели, планировать свою деятельность, создавать продукт, работать в группе со сверстниками.

К достижениям второго учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:

– успешно и эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

– действовать в соответствии с намеченным планом и создавать продукт с учетом личного познавательного интереса.

В 3 классам ученики начинают овладевать навыками исследовательской деятельности. Главное приращение года – умение видеть и понимать проблемное  поле, формирование исследовательских компетентностей.

К достижениям третьего учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:

-успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для решения конкретной задачи;

– выделять, понять и сформулировать проблему;

– провести мини-исследование;

– предъявить и презентовать результат деятельности, используя, в том числе и информационные технологии.

Основной задачей развития в 4-ом классе является формирование умения выбирать способы и средства для реализации детского интереса.

К достижениям четвертого учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:

-успешно выстраивать коммуникацию и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в соответствии с поставленными целями, совместно решать практические задачи;

– осуществлять осознанный выбор способов и средств решения поставленных задач;

– проявлять личную инициативу в ходе решения задач и в представлении результатов деятельности, используя, в том числе и информационные технологии.

Благодаря работе по данной системе происходит выстраивание учебного содержания с учетом потребностей и интересов младших школьников, формирующее индивидуальный маршрут развития ребенка. Важнейшими принципами проектирования образовательного события являются создание избыточности пространства, определение обучающимся личного вопроса и/или цели в рамках события, самостоятельное решение учеником учебных задач в сотрудничестве с другими ребятами, выбор педагогом позиции тьютора. Таким образом,  реализация системы образовательных событий в начальной школе способствует выявлению и развитию познавательных младших школьников.

 

Related Posts

Монтессори-педагогика, Томская область
Тьюторское сопровождение группового субъекта: на примере семейного образовательного события «Большой поход».

С точностью можно утверждать, что образование сегодня полисубъектно. На первый план выходит полисубъектный подход, выражая особый способ взаимодействия

Ленинградская область, Санкт-Петербург
Образовательное событие «Пройди свой путь к успеху» состоялось! Мы вместе это сделали!

1.11.2024 г. в рамках реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» в 2024 году (Доп.

Координатор страницы Государственной школы

Долгова Людмила Михайловна

Долгова Людмила Михайловна

dolgova58@mail.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1983 г.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, директор с 1992 по 2021 г. Почетный работник общего образования. Федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации. Преподаватель факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и факультета педагогики и управления образованием Томского государственного педагогического университета. Консультант по инновационной деятельности школы «Эврика- развитие».

Профессиональные интересы:

  • Инициатор образовательных проектов: классы Свободной педагогики, Нескучная конференции студентов по итогам педпрактики, конференции ПиР (практика и развитие) педагогов школы, Тьюторский университет для родителей, Всероссийский фестиваль «Тьюторство Сибири: диалог практик сопровождения».

Координатор страницы Государственной школы

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости