Вторник
11 ДекСистема образовательных событий в начальной школе как способ развития познавательных интересов младших школьников
Первые шаги в создании условий индивидуализации в подразделении начальных классов Школы №1547
Опыт методиста начальной школы Крашенинниковой Ольги Вячеславовны
На современном этапе особенно актуальной становится мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. В настоящее время образовательное событие является действенным способом выявления, фиксации и формирования детского познавательного интереса. Нашей целью было описать систему образовательных событий с 1 по 4 класс и особенности работы педагога с тьюторской компетенцией по сопровождению развития познавательного интереса младшего школьника при реализации этого событийного ряда. В 1 классе педагогам предлагается сделать акцент на выявление и фиксацию детских интересов, во 2 классе – на освоение способов проектной деятельности для реализации детского интереса, в 3 классе – на обучение решению исследовательских задач и организацию групповых исследований, в 4 классе – на умение выбирать оптимальные способы и средства реализации детского интереса.
Рассмотрим систему образовательных событий в начальной школе, помогающих выявить и развить детский познавательный интерес. Событий ряд каждого года обучения выстраивается по определенной схеме. Запуск событийного ряда в первые учебные дни, через выявление детских интересов; подготовка, проведение и рефлексия каждого события года; завершающиеся творческим отчетом и итоговой рефлексией.
В 1 классе на начальном этапе, в сентябре, происходит первое содержательное знакомство первоклассников с ресурсами школы. В это время для детей организуются пробы деятельности в разных школьных пространствах по различным направлениям. Итог этой работы подводится в конце сентября – начале октября на интерактивной игре «В гостях у Домовенка». В заключение события проводится рефлексия. Первоклассники на карте школы отмечают помещения, куда они обращались для реализации своего интереса, а цветом подчеркивают его важность в своей школьной жизни. С этого момента начинается подготовка к следующему образовательному событию – посвящению в Эврикийцы, на котором ребята демонстрируют свои первые школьные достижения. К этому времени первоклассники многому научились, подружились друг с другом, освоили ресурсы школы. Следующее важное сквозное событие для всех учеников начальной школы, метапредметная игра «Эврикиада», которая проводится во втором полугодии. К достижениям первого учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:
– успешно налаживать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
-зафиксировать и предъявить свой личный познавательный интерес.
Во 2 классе ребята переходят на следующий уровень и овладевают новыми способами работы со своими познавательными интересами, обучаясь умениям вести проектную деятельность. Ребята учатся ставить цели, планировать свою деятельность, создавать продукт, работать в группе со сверстниками.
К достижениям второго учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:
– успешно и эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– действовать в соответствии с намеченным планом и создавать продукт с учетом личного познавательного интереса.
В 3 классам ученики начинают овладевать навыками исследовательской деятельности. Главное приращение года – умение видеть и понимать проблемное поле, формирование исследовательских компетентностей.
К достижениям третьего учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:
-успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для решения конкретной задачи;
– выделять, понять и сформулировать проблему;
– провести мини-исследование;
– предъявить и презентовать результат деятельности, используя, в том числе и информационные технологии.
Основной задачей развития в 4-ом классе является формирование умения выбирать способы и средства для реализации детского интереса.
К достижениям четвертого учебного года можно отнести сформировавшиеся умения:
-успешно выстраивать коммуникацию и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в соответствии с поставленными целями, совместно решать практические задачи;
– осуществлять осознанный выбор способов и средств решения поставленных задач;
– проявлять личную инициативу в ходе решения задач и в представлении результатов деятельности, используя, в том числе и информационные технологии.
Благодаря работе по данной системе происходит выстраивание учебного содержания с учетом потребностей и интересов младших школьников, формирующее индивидуальный маршрут развития ребенка. Важнейшими принципами проектирования образовательного события являются создание избыточности пространства, определение обучающимся личного вопроса и/или цели в рамках события, самостоятельное решение учеником учебных задач в сотрудничестве с другими ребятами, выбор педагогом позиции тьютора. Таким образом, реализация системы образовательных событий в начальной школе способствует выявлению и развитию познавательных младших школьников.