Григоренко Е.В. Евстигнеева И.А Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа родителей в начальной школе
 /  Тьюторство в начальной школе / Григоренко Е.В. Евстигнеева И.А Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа родителей в начальной школе

Григоренко Е.В. Евстигнеева И.А Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа родителей в начальной школе

Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа родителей в начальной школе

Григоренко Е.В. –НИ ТГУ НОЦ «Институт инноваций в образовании», научный сотрудник.

 

Евстигнеева И.А. – МБОУ СОШ «Эврика-развитие»(г.Томск), тьютор начальных классов «Монтессори»

В статье описан опыт тьюторского сопровождения родителей учеников начальной школы. Представлены методические рекомендации по одной из базовых форм сопровождения образовательного заказа. Это групповая форма работы с родителями всего класса в начале учебного года. Этот опыт может быть полезен тьюторам, которые связывают перспективы педагогики развития с формированием осознанной позиции родителя–заказчика образования.

Материалы статьи опубликованы в сборниках Московской тьюторской конференции и Красноярской конференции «Педагогика развития» в 2013г.

Ближайшие перспективы развития современной российской педагогики связаны с всё большей ориентацией образовательных организаций на вызовы социума, которые стимулируют изменение содержания образования. Они артикулируются такими основными группами заказчиков, как государство(власть), бизнес, родители, сама сфера образования и другие социальные группы, являющиеся субъектами влияния на развитие образования. В течение 20 прошедших лет мы наблюдаем, как российское школьное образование медленно, но верно входит в сферу рыночных отношений. Под «рынком образовательных услуг» здесь понимается не просто переход на платные образовательные программы, когда появляются услуги, за которые надо платить. «Рынок в образовании» в нашем понимании – это прежде всего предоставление родителям выбора из вариативного содержания и форм образовательной деятельности. Это организация мест, в котором происходит встреча спроса и предложения на современное образование. С одной стороны, рыночный подход к работе с образовательным заказом по принципу гуманен, ведь только если есть из чего выбирать, появляется свобода выбора у ученика и его родителя. С другой стороны, сфера образования с трудом осваивает рыночные отношения, потому что у современных родителей не сформирована позиция осознанного заказчика образования для своих детей, т.к. в их собственном школьном образовании не было речи ни о каком выборе(в советской школе все учились по единой программе). То же можно сказать и об учителях, большинство которых из поколения, которое выросло в обществе дорыночных отношений. Кроме того, для ученика и педагога совершенно не гуманно складывается ситуация взаимодействия с использованием индивидуального подхода, если при обсуждении ИОП ученик и тьютор обсуждают и выбирают те возможности и препятствия для развития, которые не известны, не понятны и не поддерживаются родителями. Специфика оказания образовательной услуги в том, что заказчик и потребитель услуги раздваиваются (потребитель-ученик, а заказчик-родитель). Ведь в силу объективных причин (ограничения возраста и законодательство), родитель является представителем интересов ребёнка при формировании заказа на его ИОП. А значит, есть зависимость между осознанностью его выбора и полнотой реализации интересов его ребёнка.

Таким образом, тьюторское сопровождение образовательного заказа является способом работы в ситуации становящегося рынка образовательных услуг, когда язык спроса и предложения слабо артикулирован, и может быть выработан только в совместном диалоге педагогов и родителей. В ситуации, когда с возникновением множества предложений чему и как учить современных идей, появляется острая необходимость в помощи родителям, которые пытаются выбрать наилучшее для своих детей в заданных условиях.

Практика тьюторского сопровождения родителей в начальных классах «монтессори» г.Томска существует уже 15 лет. За это время педагогами разновозрастных монтессори-классов Начальной школы-детского сада «Монтессори»(1995-2009гг.) и МБОУ СОШ «Эврика-развитие»(с 2009г.) было опробовано немало форм и способов.

С тех пор наиболее технологично выстроены и успешно применяются две из них:

  • «Психологический контракт» – это групповая форма работы по сопровождению образовательного заказа родителей (авторская разработка тьюторов монтессори-классов, начиная с 2005 г.)

  • Собеседования с родителями – это периодические индивидуальные встречи, на которых анализируются успехи и трудности ученика в движении по его индивидуальной образовательной программе(далее ИОП); обсуждаются совместные действия тьютора и родителей по поддержке ученика в его успехах и помощи в преодолении трудностей.

  • В то время, как проведение индивидуальных собеседований широко распространено в практике профессионального сообщества педагогики развития, групповая работа «Психологический контракт» является для образовательной сферы эксклюзивной авторской разработкой (её аналоги можно найти лишь в бизнес-среде).

  • Многолетний опыт использования групповой формы работы с решением задачи формирования и сопровождения образовательного заказа позволил монтессори-педагогам томской школы «Эврика –развития» сформулировать методические рекомендации для ее подготовки и проведения другими педагогами, которых интересует решение подобных задач.

Рекомендации для подготовки и проведения групповой работы с родителями

«Психологический контракт»

Групповая работа с родителями проводится 1 раз в год в начале учебного года.

Цель – формирование общего поля образовательных ценностей родителей, тьюторов и педагогов класса, обсуждение возможностей и ограничений при формировании ИОП учеников разновозрастного класса.

Подготовка к групповой работе включает:

 

    • Педагогическую рефлексию образовательной деятельности по итогам прошлого года (учебные достижения и трудности, событийные формы, проектная деятельность, образовательные результаты и эффекты и условия для их возникновения, нормы и правила для разновозрастного класса).

    • Проект образовательной программы будущего года, в который включены лучшие из опробованных форм образовательной деятельности.

    • Разработка сценария проведения групповой работы с участием приглашённого ведущего (в роли фасилитатора будущей коммуникации родителей, педагогов, психологов и тьюторов, работающих на классе).

    • Приглашение родителей, педагогов отдельных предметов.

    • Примерный сценарий для проведения групповой работы «Психологический контракт»

    • Сбор участников.

    • Совместное чаепитие, неформальное общение, психологический настрой перед началом совместной работы. (Например, для комфортного входа в коммуникацию с незнакомыми участниками можно провести коммуникативную игру на знакомство).

    • Целеполагание.

    • Ведущий (фасилитатор) объявляет цели, ход и способы совместной групповой работы. Согласовывает регламент встречи. (Групповая работа предполагает, что сформированные по интересам команды должны выработать и представить свою позицию в течении определённого времени. Лучше, чтобы все участники знали заранее продолжительность работы в команде и не покидали её до подведения итогов). Объясняет смысл названия «Психологический контракт». Для стимулирования интереса к заявленной теме, ведущий может рассказать какую-то историю в тему встречи.

    • Рефлексия.

    • Ведущий предлагает вспомнить наиболее яркие запомнившиеся родителям события прошлого года, привести примеры образовательных достижений детей. Записывает их на доске в таблицу (события – достижения). Таким образом, формируется общий язык для обсуждения ценностей образования и форм, в которых они реализуются. Специфика разновозрастного класса позволяет знакомить родителей-«новичков» с содержанием и формами образования через рассказ родителей, которые знакомы с ними уже один, два, три года. Для родителей-«старичков» такая рефлексия предыдущего опыта с каждым годом всё больше помогает осознать возможности и ограничения индивидуального подхода к образованию. Педагоги могут стимулировать через вопросы рефлексию событий и результатов, которые родители не вспомнили.

    • Групповая работа по выработке психологического контракта.

    • Ведущий обобщает собранную в рефлексии информацию до нескольких ключевых аспектов образовательной деятельности. Например, «Формирование самостоятельности и способности выбирать», «Знания по предметам», «Оценивание результатов», «Домашняя работа», «Нормы жизни в разновозрастном классе», «Участие родителей в жизни класса» и другие животрепещущие темы, которые могут сформулировать сами родители.

    • Далее ведущий предлагает разбиться участникам на команды по интересам к предложенным темам(5-7 человек в команде). Если участников мало, а тем много, то можно одной команде взять две темы. Из педагогов, тьюторов и психологов формируется одна команда, которая оформляет свою позицию по всем выбранным аспектам.

    • Каждая команда готовит своё представление о выбранной теме, набрасывая в режиме мозгового штурма идеи трёх типов: «обязательно», «желательно», «недопустимо». Итог обсуждения каждая команда оформляет в виде таблицы на большом плакате. Например:

    • «Участие родителей в жизни класса»

  • обязательно

  • желательно

  • Недопустимо

  • Список идей…

  • Список идей…

  • Список идей…

      • Представление итогов выработки позиций. Сначала выступает команда родителей, которая представляет свои идеи на общее обсуждение. Все участники других команд задают вопросы на понимание, предлагают свои дополнения и изменения. Последнее слово каждый раз берут педагоги, которые резюмируют услышанное, объясняют в каких местах позиции полностью совпадают, в каких близки, а в каких отличаются. Педагоги сообщают родителям, если находят в предложенных идеях что-то уместное для корректировки своих планов, а так же отмечают те предложения, которые они не могут принять из принципиальных соображений (аргументируют, почему). Таким образом, по каждому ключевому аспекту образовательной деятельности проходит согласование ожиданий (со стороны родителей) и реальных возможностей и ограничений (со стороны педагогов).

      • Ведущий делает обобщение по итогам групповой работы. Обращает особое внимание на то, что итогом обсуждения является договор о согласовании ожиданий родителей и намерений педагогов. Такой контракт не имеет юридической силы, за то основан на взаимопонимании, согласовании смысла, и в результате возникшего доверия имеет огромную психологическую силу воздействия.

      • Анонс образовательной программы учебного года.

      • Ведущий предоставляет слово педагогам для презентации ключевых целей, содержания и событийных форм в течении года. В своём выступлении педагоги анонсируют события, придерживаясь следующей схемы:

      • Анонс событий, которые уже известны родителям из предыдущего опыта.

      • Анонс новых событийных форм, которые будут апробироваться в классе впервые.

Родители задают вопросы на понимание, могут сделать свои предложения и дополнения к предложенному педагогами.

      • Завершение встречи.

      • Ведущий предлагает всем участникам групповой работы высказать своё мнение о её продуктивности, отметить наиболее значимые моменты. После этого общение перетекает в свободный формат.

      • Ожидаемые результаты совместной деятельности педагогов и родителей

      • Педагоги:

      • 1) Получают «обратную связь» о том, что из значимых на их взгляд образовательных событий и результатов было замечено родителями, а что осталось «за кадром». На основе этой информации они могут:

      • – проанализировать, почему родители не поняли-не заметили-не оценили какие-то события и достижения;

      • – спланировать места и способы информирования и продвижения (PR) тех событий и результатов, которые являются ценными для педагогов.

      • 2) Узнают о ценностных ориентирах родителей, которые могут способствовать или затруднять движение ученика в ИОП. В дальнейшем тьюторы и психолог могут в индивидуальном сопровождении более подробно общее поле ценностей (например, на индивидуальных собеседованиях).

      • 3) Собирают вербализованный родителями «словарь» о преимуществах образовательной программы, который в последствии могут использовать для объяснения с другими(«не посвящёнными» родителями).

      • 4) Получают информацию о родителях-лидерах и инициативах, на которые можно будет опереться в ситуациях вовлечения родителей в жизнь класса. А так же узнают о сложностях в понимании у некоторых родителей, возникших в процессе обсуждения.

      • Родители:

      • Знакомятся с педагогами, тьюторами, другими родителями, особенностями образовательной программы в деятельностной форме.

      • Получают возможность повлиять на содержание и формы жизни детей в программе школы, проявить свою субъектную позицию.

Педагоги и родители:

      • Происходит согласование ожиданий (со стороны родителей) и реальных возможностей и ограничений (со стороны педагогов) по всем ключевым аспектам образовательной деятельности в разновозрастном классе в условиях индивидуализации.

В настоящее время описанная выше методика является для нашей практики базовой. Не смотря на то, что подготовка и проведение «Психологического контракта» предполагает высокую тьюторскую квалификацию и компетенцию, для нас она стала классикой тьюторского сопровождения. Все тьюторы, работающие в наших классах в первую очередь осваивают её, как традиционную форму работы с родительским заказом на образование. Благодаря регулярной практике проведения индивидуальных собеседований и групповой работы «Психологический контракт» происходит посвящение родителя в осознанную позицию заказчика на образование своего ребёнка. Этого требует специфика образовательной программы школы, в которой среди базовых ценностей выделяется индивидуальный подход, а средством для её реализации является ИОП. В результате тьюторского сопровождения образовательного заказа родителей формируется компетенция совместно обсуждать и планировать действия по сопровождению движения ученика в ИОП. Использование регулярной «обратной связи» формирует у родителей осознанную позицию заказчика и доверие к экспериментальной педагогической практике. Как следствие, для педагогов становится возможным практиковать новые экспериментальные формы образовательной деятельности, а для тьюторов открываются новые горизонты для экспериментов в тьюторском сопровождении семьи.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости