Суббота
19 ДекПрограмма тьюториалов «Профстарт 50+» как средство профессионализации людей предпенсионного возраста (Спекторова Г.В.)
Спекторова Г.В. Программа тьюториалов «Профстарт 50+» как средство профессионализации людей предпенсионного возраста // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Программа тьюториалов «Профстарт 50+» как средство профессионализации людей предпенсионного возраста
Статья посвящена актуализации личностно-профессионального раз- вития взрослого человека предпенсионного возраста с применением подходов индивидуализации и тьюторства. В статье приводится разработанная и апробированная автором программа тьюториа- лов «Профстарт 50+», призванная помочь с обнаружением личност- ных смыслов и ценностей и повлиять на субъектную активность тьюторанта.
Для продления профессионального долголетия людей зрелого возраста, сохранения уровня компетентности и про- фессионализма «предпенсионеров» необходима индивидуаль- ная работа со смыслами и мотивацией, самооценкой, целями и ценностными ориентирами, активностью. Разработанная автором программа индивидуального тьюторского сопрово- ждения «Профстарт 50+» решает задачу стимулирования про- фессиональной активности с учетом личных интересов, опы- та и возможностей, призвана помочь в расширении границ индивидуального действия, в осознании и принятии возмож- ности и в выборе, который должен сделать тьюторант в со- здавшейся избыточной среде.
При создании программы использованы основные прин- ципы тьюторства — индивидуализация, открытость, вариа- тивность (гибкость внутри Программы), периодичность. Курс состоит из 5 индивидуальных встреч, между консультациями заложена «обязательная» самостоятельная работа. Программа построена на одной из наиболее успешных теорий, описы- вающих процесс результативного обучения, на модели Колба, согласно этой модели люди предпочитают обучаться с помо- щью одного из четырех способов: опыт, рефлексия (анализ), концептуализация (синтез), экспериментирование (выход в деятельность). Прохождение этих способов как этапов лег- ло в основу Программы: тьюторант переходит от этапа «мыс- лительного» к «действию» и обратно; действие повторяется по кругу. Этот подход заложен внутри каждого тьюториала, рефлексия внутри и между встречами является неотъемлемой частью работы тьютора.
Программа тьюториалов состоит из этапа входа в Про- грамму — «предзнакомство» и 5 блоков, где у блоков может быть изменена последовательность и количество встреч. За счет того, что каждый этап является самостоятельным и законченным, достигается универсальность и реальность применения Программы. В стандартной последовательности программа тьюториалов предполагает движение от блока I к блоку V программы:
Этап входа. Предзнакомство. Эссе: «Мой профессиональный опыт».
Блок I «Опыт». Диагностика. Знакомство. Выявление проблемы. Работа с профессиональным опытом. Работа на мотивацию.
Блок II «Анализ». Работа с жизненным опытом. Осмысление личностно-профессиональной карты. Работа на мотивацию и самооценку.
Блок III «Синтез». Концептуализация. Постановка личностно-профессиональных целей. Работа над целеполаганием. Блок IV «Синтез». Ресурсное расширение. Составление ресурсной карты. Составление индивидуального профессио- нально-образовательного маршрута. Работа над целеполаганием и профессиональной активностью.
Блок V. «Экспериментирование». Корректировка воз- можностей. Формулирование стратегии действия. Диагности- ка. Выход в деятельность.
На этапе предзнакомства тьюторанту предлагается напи- сать эссе в свободной форме на тему: «Мой профессиональ- ный опыт». Эссе предполагает анализ профессионального и жизненного опыта, его интерпретацию, выстраивание рас- суждений автора, сравнение фактов, озвучивание возможных альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т. п. Такая форма работы направлена на активизацию про- цесса на моменте входа в Программу, помогает преодолевать элемент возможной пассивности тьюторанта, дает тьютору почву для подготовки к очной встрече-знакомству, т. к. эссе предполагает «прозрачность» точки зрения автора, личной субъективной оценки процесса профессионализации.
БЛОК I состоит, как и все этапы Программы, их двух ча- стей — очного тьюториала и заочной работы тьюторанта. На этапе знакомства тьютор выявляет проблему («боль») и пе- реводит её в запрос. Специалист, работая с профессиональ- ным опытом подопечного, помогает переосмысливать «ста- рый» опыту и открываться новому; работает на мотивацию. Тьютору важно учитывать внутриличностные факторы, кото- рые проявляются в кризисный переходный период от профес- сиональной активности к пенсионному возрасту: устремлен- ность в прошлое, перекос в восприятии прошлого и будущего, тревога в отношении своего будущего, переживания по по- воду востребованности. Специалисту важно помочь увидеть значимость и ценность пройденного пути, провести вместе с «клиентом» переоценку или, напротив, утвердиться в вы- бранном направлении. Основная технология, применяемая на этом этапе, событийно-ресурсное картирование (в автор- ской переработке). Весь жизненный путь делится на периоды, кратные 10–15 годам: «ранняя зрелость», «средняя зрелость»,
«поздняя зрелость» (с точки зрения акмеологического подхо- да); тьюторант фиксирует (записывает) все важные моменты, относящиеся к образованию, профессиональной деятельно- сти, личной жизни, оценивает личностный эффект и наносит на линию жизни по блокам. Важно, что в момент графической фиксации происходит оценка эффективности события (поло- жительные или отрицательные последствия с помощью цве- та; или по значимости от «0» до «10»; или по расположению от- носительно временного луча в положительном (верхнем) или отрицательном (нижнем) секторе). Тьютор фиксирует пере- сечение образовательных, профессиональных и жизненных событий, по возможности преобразует в график, анализирует с тьюторантом причинно-следственные связи. Важно, чтобы тьюторант обозначил на «линии жизни» ближайшие (пер- спективные) пять событий и нанес их на линию жизни в зоне
«будущего». При работе с ретроспективной и проспективной рефлексией специалист может пользоваться подходами, раз- работанными и описанными в исследовании С. Е. Довбыш «Со- бытийный подход в работе преподавателя: открытая образова- тельная технология «событийно-ресурсное картирование» [1].
На этом этапе возможны к применению вариативные способы схематизации, создающие условия для объектива- ции полученных данных о жизненном и профессиональном опыте, их фиксации, переосмысления ранних представлений и оформление новых представлений о профессиональных воз- можностях. Основные технологии для использования в про- цессе схематизации:
− карта интересов, профессионального опыта и умений, целей;
− личностно-ресурсная карта (ЛРК) — средство «прорисовки» окружающей действительности и места специалиста в ней;
− Mind map — средство визуализации смыслов, идей, задач;
− генеалогическое древо — карта в русле профидентичности;
− личные архивы.
Задача специалиста — показать, что поможет человеку на пути личного и профессионального развития. Чтобы уси- лить эффективность и результат тьюториала, составляем моти- вационный портрет тьюторанта, опираясь на уникальный тест Ш. Ричи, П. Мартин — «мотивационный профиль», который выявляет относительную ценность каждого из 12 взятых за ос- нову мотиваторов (критериев) [2]. Значения показаний мотива- ционного профиля человека дают понимание, что нужно пред- принять; это мощный инструмент самосовершенствования.
БЛОК I. Заочный этап состоит из анализа (или составле- ния) мотивационного портрета и рефлексии тьюторанта под слоганом «Успех совершенствования находится в руках того, кто совершенствуется». В конце первой очной встречи закла- дывается система рефлексивного анализа (для самостоятель- ной работы) через метод креативного мышления Фрирай- тинг — письменная техника погружения в свободный поток слов, цель которого — «задавить» внутреннего цензора и найти неожиданный ответ или столкнуться с ассоциацией. Формули- руется тема из ряда: «Профессиональный опыт и будущее». Ра- бота длится 10–12 мин.
БЛОК II. Задачей второго блока «Анализ» становится ра- бота с жизненным опытом тьюторанта, осмысление его лич- ностно-профессиональной карты, созданной на первом эта- пе, мотивационного профиля, осознанных и неосознанных ключевых идей, выявленных через рефлексию и креативное мышление методом «фрирайтинг». Акцентом этапа становит- ся работа над самооценкой. Самооцениванием постоянно за- нимается каждый человек и в процессе своего личностного развития, и в процессе профессиональной карьеры; это ме- ханизм, с помощью которого человек анализирует промахи и достижения, прошлое, настоящее и будущее, связывает это с персональными способностями и индивидуальным портре- том, тем самым регулирует и направляет свое развитие.
Анализ персонального потенциала c опорой на сильные стороны проводится по технологии SWOT: сила (strength), сла- бость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats). В конце блока (или на заочном этапе) проводится диагно- стика самооценки «клиента» по методике Дембо-Рубинштейн, которая отличается простотой и легкостью проведения и помогает определить три ключевых параметра самооцен- ки: высоту, реалистичность и устойчивость [3].
БЛОК II. Заочный этап — рефлексия по методу креатив- ного мышления Фрирайтинг: «Успех совершенствования нахо- дится в руках того, кто совершенствуется»; тема из блока «са- мооценка и мотивация» уточняется (готовится) тьютором.
БЛОК III–IV. Механизмы саморегуляции, где одними из главных являются мотивация и самооценка, определяют направленность и степень активности индивида, становление ценностных ориентаций личности, профессиональных и лич- ностных целей — целеполагание. Именно на этом базируется работа в третьем и четвертом блоке; и тот, и другой, в рамках модели Колба, направлены на «синтез»:
− в третьем блоке — на концептуализацию, постановку лич- ностно-профессиональных целей;
− в четвертом блоке — на расширение ресурсного видения для достижения целей профессионализации и составление карты ресурсов.
БЛОК III. Целевые ориентиры тьюторанта уточняем с по- мощью SMART-теста; целостную же картину-схему выстраива- ем с помощью схемы «Дерево целей».
В конце тьюториала проводится уже известная диагно- стика по методике Дембо-Рубинштейн, к которой добавлена графа(–ы): видение цели, достижимость поставленной цели. Тьюторант может добавить графу на свое усмотрение, кото- рую считает важной для себя.
БЛОК III. Заочный этап. Традиционно заданием заочно- го этапа становится рефлексия «фрирайтинг»; задается тема письма, связанная с профессиональными или личностными целями, с провокационным для участника эпиграфом Карла Сендберга «Все, что существует на свете, когда-то было мечтой».
БЛОК IV. Процесс «синтеза»: видение целей на пути даль- нейшей профессионализации, трансформации «образа» бу- дущего от осознания возможности через принятие ценности к цели и в дальнейшем к действию, тьютор «разворачивает» на четвертом блоке, используя тьюторскую схему ресурсного расширения. Участнику процесса предлагается проработать поле ресурсов через три вектора расширения: культурно- предметный, социальный и антропологический [4, c.89–90]. Ресурсная карта становится точкой отсчета для тьютора и тью- торанта в построении ИПОМ (индивидуального профессио- нально-образовательного маршрута). Тьютор, со своей сто- роны, в качестве специалиста в работе с предпенсионерами имеет в запасе список государственных бесплатных ресурсов, на которые (при необходимости) обращает внимание подопеч- ного, таких как:
- «Серебряный Университет»;
- Проект «Московское долголетие»;
- Союз Ворлдскиллс Россия — навыки мудрых (51–55лет) https://50plus.worldskills.ru/;
- «Моя карьера» — проект Департамента труда и соцзащиты https://mycareer.moscow/#/applicant;
- Московская служба психологической помощи населению https://msph.ru/;
- Навигатор профессий (СПб);
- Федеральный проект «Старшее поколение» (в рамках нац- проекта «Демография») до конца 2024 г.: меры по проф. обучению и ДО предпенсионеров.
БЛОК IV. Заочный этап. Тьюторант продолжает работать с ресурсной картой и «планированием» ИПОМ; окончательно маршрут или направление движения прорабатываются участ- никами Программы совместно на заключительной встрече.
В качестве этапа апробирования предлагается выход тью- торанта в деятельность, или так называемая «смена потока»: смена окружения, смена роли, курсы, активности, лекции на интересующие темы, объединения по интересам, «лагерь для взрослых»…
БЛОК V. Заключительный блок «Деятельность» является итоговым в курсе, проводится с помощью технологии динами- ческого, логического вопрошания для корректировки и итого- вой постановки целей. Задача работающей пары «специалист/ клиент» — проанализировать созданную карту ресурсов и вы- строить поэтапный ИПОМ для каждого конкретного случая.
Как следует из логики тьюториалов, на конечном этапе проводится итоговая рефлексия. На руках у участников Про- граммы портфолио из следующих документов (максимум):
− Эссе: «Мой профессиональный опыт»;
− Базовая анкета оценки уровня профессионализации «Оцен- ка смыслообразующих мотивов трудовой деятельности» (возможна два документа: оценка на «входе» в Программу и на «выходе»);
− Рефлексивные записки, написанные по методу фрирайтинг (3 документа);
− Карта-схема «Линия жизни» с точками пересечения профес- сиональных и личностных достижений;
− Мотивационный профиль тьюторанта;
− SWOT-анализ персонального потенциала;
− Диагностика самооценки «клиента» по методике Дембо- Рубинштейн в двух варинтах;
− Целевые ориентиры по SMART-тесту;
− Карта «Дерево целей»;
− Карта ресурсов (по схеме векторного расширения);
− Индивидуальный профессионально-образовательный марш- рут (ИПОМ);
− Заполненные бланки рефлексии по итогам тьюториалов (3–4). Итоговой точкой Программы и точкой отсчета будуще-
го самостоятельного движения тьюторанта на пути профес- сионализации становится принятие решения на изменение (уточнение) жизненного сценария, формулирование страте- гии действия и приложение волевых усилий; формирование нацеленности на активный процесс по его реализации.
Подробные результаты апробации и результативность программы, примеры, методические рекомендации и разра- ботки для применения программы находятся в открытом до- ступе на сайте МГПУ в разделе выпускные квалификационные работы 2019–2020 гг.: https://www.mgpu.ru/obrazovanie/vkr/.
Литература:
- Довбыш, С. Е. «Событийный подход в работе преподавателя: открытая образовательная технология «событийно-ресурсное картирование»/ журнал Управление образованием: теория и прак- тика.— 2017 № 4(28).— С.
- Ш. Ричи, П. Мартин под ред. Е. А. Климова. Управление моти- вацией: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 399с.
- Ратанова, Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы из- учения личности: учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта — Москва: Флинта: МПСУ, — 320 с.
- Ковалева, Т. М. и др. Профессия «тьютор».— М.: МПГУ, — 237 с.