От точки на карте к региональному центру (статья 2014 года)
 /  Тьюторство в дополнительном профессиональном образовании / От точки на карте к региональному центру (статья 2014 года)

От точки на карте к региональному центру (статья 2014 года)

Тюмина Марина, руководитель Центра развития тьюторской практики Пермского края

Клячина Ольга, руководитель «Т-клуба», г.Чайковский

Еще два года назад город Чайковский в общей палитре тьюторской деятельности на территории нашей страны рассматривался как «точка на карте». Под таким названием город был представлен в журнале «Тьюторское сопровождение» № 1(1) 2011 года . Сегодня на базе Чайковского центра информационно-коммуникационных технологий и «Т-клуба» создан региональный тьюторский центр. Путь, проделанный чайковскими педагогами, заявившимися на статус центра в августе 2013 года на Черноморском университете тьюторства, можно представить как образовательное путешествие. Все начиналось с вопросов, затем прорисовывалась карта возможных ресурсов для поиска ответов, выстраивались маршруты движения, а отрефлексированный опыт презентовался сообществу в виде статей исследовательского характера, выступлений – актов коммуникации и игровых действий. Попробуем восстановить совершенное образовательное путешествие через небольшие путевые заметки. Заметка первая «Тьюторская магистратура». Тьюторский клуб уж существовал. Его участники много читали, размышляли и спорили о смыслах образовании и о том, кто же такой тьютор. Очевидным встал вопрос о необходимости взаимодействия с первоисточником тьюторства в стране. Ресурсом для ответа на вопрос стала магистерская программа «Тьютор в сфере образования» МПГУ. Поступление в магистратуру Марины Владимировны Тюминой в 2010 году помогло построить крепкий мостик от Чайковского Т-клуба к тьюторским сообществам Москвы, Владивостока, Волгограда и Ижевска. Каждая сессия магистратуры, ее осмысление, рождала новые идеи. Как создать открытое образовательное пространство в образовательном учреждении? Откуда у педагогов может появиться опыт построения собственной индивидуальной образовательной траектории? Какие технологии могут трансформировать классно-урочную систему? В чем смысл индивидуализации? Поиск ответов на эти и другие вопросы потребовал привлечения новых ресурсов. Заметка вторая «Стратегическая сессия» В сентябре 2011 года на территории Чайковского муниципального района состоялась стратегическая сессия в жанре организационно-деятельностной игры под названием «Проектирование введения позиции тьютора в школы Чайковского муниципального района». Заказчиками сессии стали не только Т-клуб, но и Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района, образовательные учреждения. Стратегическая сессия была нацелена на разработку сценариев внедрения процесса индивидуализации в пространство района, определение возможностей для управления этим процессом. В сессии приняли участие 65 человек, 50 из них –представители Чайковского, 15 – гости из городов Москвы, Томска, Новосибирска, Ижевска, Перми, Чебоксар. Ведущий сессии – Николай Верховский и главный эксперт – Татьяна Михайловна Ковалева, организовали такое содержательное обсуждение вопросов индивидуализации образования, в ходе которого рождались понятия и возникали новые вопросы. В результате: • произошел прорыв в осознании сущности понятия индивидуализации и места этого процесса в современном образовании. • высветились дефициты в позиционном проявлении, необходимом для организации процесса индивидуализации. • определились приоритеты отдельных образовательных учреждений и ступеней образования в разворачивании этого процесса. • установились контакты по конкретным направлениям взаимодействия между учреждениями системы образования как внутри Чайковского, так и за его пределами. • появились конкретные проектные ходы внутри команд образовательных учреждений, в том числе по введению позиции тьютора в ОУ. Заметка третья «Проектные школы и образовательные сессии». С 2009 года на территории Чайковского муниципального района два раза в год (летом и зимой) проводятся проектные школы для учащихся и взрослых, желающих приобрести опыт «другого», отличного от традиционного образования. Каждая проектная школа имеет свою тематику. В проектных школах создается особая образовательная среда, построенная на принципах индивидуализации, самоопределения, открытости. История проектных школ – это история поиска моделей нового образования, лежащего за пределами предметно-классно-урочной системы. Ее корни в истории педагогики и в практике воплощения в жизнь элементов различных личностно-ориентированных педагогических систем. К их числу относятся: система коллективного взаимообучения (КВО – А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), методика коллективной творческой деятельности (КТД – педагогика сотрудничества И.П. Иванова), лабораторная система обучения (Дальтон-план – Е. Паркхерст, Э. Дьюи), проектная система обучения (В.Х. Кильпатрик, Е. Коллингс) педагогическая система Марии Монтессори. Проводятся проектные школы в каникулы и объединяют взрослых и ребят 8-10 классов из разных образовательных учреждений (40-50 детей и 10-20 взрослых) Чайковского района. Анализ опыта проведения восьми проектных школ позволил сформулировать определение: проектная школа – особое пространство активной продуктивной гуманистической деятельности учащихся и взрослых в сотрудничестве с окружающим человека миром – природой, артефактами, людьми. Особое – значит специально организованное, со сменой среды, за пределами школы, для получения эффекта выхода из алгоритмики традиционной школьной жизни. Пространство, то есть место для странствий, поиска себя. Активность проявляется тогда, когда есть мотив и его вербальное оформление – цель. Сформированные мотивы и осознанные цели, составляющие единое целое для сообщества взрослых и детей, – созидающая сила проектной школы. Продуктивность связана с обязательным появлением совместного продукта деятельности, значимого не только для авторов проектов, но и для других людей. Гуманистическая – учитывающая особенности возраста, восприятия, темперамента и другие характеристики человека, его природы. Важным элементом проектных школ является позиция сопровождения. Ее осваивали взрослые участники проектных школ, осмысливали в совместной рефлексии, а затем создавали ресурсы в своих образовательных учреждениях для проявления этой позиции. Так появились образовательные сессии. Благодаря этим уникальным образовательным событиям, в которых особое место занимала работа с текстами в парах сменного состава, оформилась технология индивидуализированного образования «Большой процесс: от информации к смыслам», прошедшая экспертизу на Черноморском университете тьюторства -2012 (публикацию об этом см. в журнале «Тьюторское сопровождение» № 4(5) 2012). Заметка четвертая «Муниципальная методическая конференция. Тьюторская модель» В течение трех лет в Чайковском реализуется особая модель организации муниципальной методической конференции. Ее появление связано с вопросом: как помочь учителю, который учился в традиционных школе и вузе, понять особенности индивидуализированного образования, основываясь на собственном опыте? Ответом стало специально созданное открытое образовательное пространство, в котором педагог получает опыт личного образовательного выбора, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, реализации собственных образовательных целей и рефлексии полученного опыта. В пространстве конференции появляется фигура тьютора, который сопровождает участников через вводные и итоговые тьюториалы. Основными организаторами конференции стали участники Тьюторского клуба. Они осваивали тьюторскую позицию в ходе конференции через моделирование тьюториалов, выход на индивидуальное сопровождение, использование технологий индивидуализированного образования, анализ их эффективности. Через три года после создания первой модели, практика проведения конференций в тьюторской модели была сертифицирована на Черноморском университете тьюторства – 2013. Заметка пятая «Семейная образовательная игра-путешествие «Удивительное – рядом». А это вполне реальное путешествие, которое совершают уже второй год (с ноября 2012) 19 – 20 семей Чайковского муниципального района, осваивая неожиданные для себя ресурсы, те, которые в обыденности и не замечаются. Во время первой игры – путешествия участники прокладывали свои маршруты по «местам культуры»: библиотекам, клубам, Художественной галерее, побывали в сказочном «Закулисье» драматического театра, пели в народном ансамбле бабушки Алины. Второе путешествие раскрыло странникам Чайковский как Город Мастеров. Вот уж было чему удивиться городским ребятам и их сугубо городским родителям в мастерской кузнеца и в гостях у бондаря, когда они шили народные куклы – обереги и «валяли» чудные картины! Для всех семей – участниц эти путешествия стали образовательным событием. Многие увлеклись и продолжают заниматься прикладными видами творчества, украшая свой мир и мир своих друзей, не переставая восхищаться палитрой образовательных ресурсов и желая их освоить. А для членов Т – клуба, сопровождающих путешественников, эти игры «Удивительное рядом» – место серьезной тьюторской практики, которая обсуждается в моменты моделирования накануне, в самой игре и на финальной рефлексии. Таким образом еще и взращивается родительский запрос на тьюторское сопровождение детей. Заметка шестая «От ЧУТа к ЧУТу» Именно в этом движении от первого Черноморского университета тьюторства ко второму зрела мысль о возникновении Регионального центра на территории Пермского края, оформляясь в инициативу и заявку. Произошла ревизия всех реализуемых на территории практик тьюторства, было создано «место сборки» – методологический семинар, где с октября 2012 по май 2013 разные субъекты: сертифицированная площадка МТА школа № 135 г. Перми под руководством А.С. Куляпина, Тьюторская лаборатория ПГГПУ (Т.Я. Шихова), кафедра культурологи ПГГПУ (О.В. Игнатьева), ПРЭСТО (В.Р. Имакаев) Т – клуб (О.З. Клячина, М.В.Тюмина) и др., реализующие тьюторские практики, встречались, обсуждали основания, демонстрировали и объясняли особенности своей деятельности. Этот опыт содержательного общения проявил возможности взаимодействия, в том числе и в формате регионального центра тьюторства в Пермском крае. Заметка седьмая «Повышение квалификации или развитие профессионализма» В 2012 году появился новый опыт организации и проведения курсов повышения квалификации. Главный вопрос, который стоял перед создателями программы курсов оформился вокруг двух понятий. «Повышение квалификации» или «профессионализация»? Что для нас является главным и значимым? Ясно было, что простая передача знаний о тьюторской позиции, тьюторских практиках и технологиях не даст ожидаемого результата. Участники курсов не смогут освоить понятие «индивидуализация образования», если сами курсы не будут построены в тьюторской модели. В связи с этим, программы для трех групп, прошедших обучение на курсах «Современные информационные технологии для индивидуального сопровождения учащихся», были построены так, чтобы максимально учесть особенности участников, их образовательные запросы. Ведущие курсов – члены «Т-клуба», смогли развернуть перед участниками курсов широкий спектр ресурсов, которые можно использовать для реализации принципа индивидуализации в учреждении. Итогом курсов была индивидуальная разработка учебного или внеучебного занятия, фрагмент рабочей программы или проект с использованием современных технологий индивидуализированного образования. Экспертиза представленных продуктов деятельности проводилась как публичная презентация. Заявки на курсы продолжают поступать. Это – свидетельство их качества и востребованности. Если рассматривать наши заметки как отдельные ветки mind – карты, то так выглядела интеллект-карта «Т-клуба» два года назад. Она реализовалась полностью. Перед региональным центром стоит задача создать новую интеллект-карту. Другой масштаб, другие цели. А вот технология образовательного путешествия может снова использоваться как инструмент развития. На первой встрече регионального центра, которая состоялась 30 сентября, все снова началось с вопросов. Каким будет «лицо» нашего регионального отделения МТА? Пока наметились четыре основные линии: • тьюторство на границе культуры и образования; • тьюторское сопровождение в физической культуре и спорте; • сопровождение профессионального становления молодых педагогов; • сопровождение «перезагрузки» педагогов возраста «50+». Еще продолжаются споры о том, будут ли эти линии приоритетными, в какой форме Пермский региональный центр позиционируется в ассоциации? Эти и многие другие вопросы предстоит решить выбранному правлению центра. Челнами правления стали как представители Чайковского, так и представители других субъектов тьюторского деятельности края. • Тюмина Марина Владимировна – директор МБОУ ДПО (ПК) С ЦИКТ г.Чайковского – руководитель центра, член Правления МТА • Куляпин Алексей Сергеевич – директор МАОУ СОШ № 135 г.Перми, эксперт МТА • Игнатьева Оксана Валерьевна – зав. кафедрой культурологии ПГГПУ, кандидат исторических наук, доцент • Шихова Тамара Якимовна – руководитель тьюторской лаборатории ПГГПУ, доцент кафедры педагогики, эксперт МТА • Клячина Ольга Зотеевна – руководитель тьюторского клуба («Т-клуба») г.Чайковского, методист МБОУ ДПО (ПК) С ЦИКТ • Вылегжанина Инна Александровна – заместитель директора МАОУ СОШ № 4 г.Чайковский • Лашова Валентина Афанасьевна – директор МБОУ ДПО Березовский ИМЦ И снова в путь…Верится, что у нашего центра большое будущее.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости