Летние проектные школы: условия расширения ресурсов для проявления инициатив.
 /  Тьюторство в открытом образовании / Летние проектные школы: условия расширения ресурсов для проявления инициатив.

Летние проектные школы: условия расширения ресурсов для проявления инициатив.

М.В. Тюмина, директор МБУ ЦРО Чайковского муниципального района

А.Н. Килин, методист МБУ ЦРО Чайковского муниципального района

                          О.З. Клячина, руководитель отдела управления персоналом ГБПОУ           «Чайковский индустриальный колледж» 
Что такое инициатива? Почему так важно говорить об инициативе именно сегодня? Как она возникает? Какие условия можно создать для ее проявления? Размышления над этими вопросами на основе анализа опыта летних проектных школ – основа данного выступления Инициатива – первый шаг, почин, начальный и т.п. Инициативность означает автономность от побуждений извне. С.Л. Рубинштейн понимает инициативность, важнейшее, по его мнению, из волевых качеств личности, как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне». Среди признаков инициативности А.Г. Ковалев выделяет следующие: а) самостоятельное решение вопросов, б) решение вопросов по собственному почину, в) способность видеть перспективу, г) творческое воображение, д) склонность к преобразованию действительности и т.д. К.А. Абульханова, исследуя диалектику взаимосвязей инициативы и ответственности, инициативу рассматривает как форму самовыражения, свободную, отвечающую потребностям субъекта, как побудительный аспект деятельности, общения, познания и как проявление творчества, инициативность – как опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая выражается в починах, начинаниях личности. Сегодня мы находимся в вилке: требования стандарта, которые ориентируют на самостоятельность, свободу и ответственность подростка и классно-урочная система, которая никак этому не способствует. Поиск образовательной рамки, в которой может возникнуть «свободная активность» подростка привел к возникновению проекта «Летняя проектная школа». История проектных школ – это история поиска моделей нового образования, лежащего за пределами классно-урочной системы. 1. Несколько слов об «образовательной рамке», где может возникнуть инициатива. Педагогический проект «Летняя проектная школа – пространство индивидуализации подростков» создала команда авторов, сформированная на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий» Чайковского муниципального района (далее – ЦИКТ, на базе которого, с 2013 действует сертифицированный МТА региональный центр развития тьюторских практик по Пермскому краю) при научном сопровождении кандидата педагогических наук Захарова К.П., представителя научной школы С.-Петербурга. В основе проекта – новое образовательное пространство, наполненное избыточными возможностями для самовыражения подростков 7-9 классов и такими же избыточными возможностями для проявления новой педагогической позиции педагогов. Это пространство взаимодействия взрослых и детей, в котором учение, деятельность и рефлексия позволяют учащимся осознать собственные цели, создать образ своего «я» в будущем и реализовать эти цели, используя множество ресурсов, возникающих в процессе освоения этого пространства. По форме проведения – это лагерный сбор подростков. Проводится в каникулы продолжительностью – 5 дней и объединяет взрослых и ребят 7-10 классов из разных образовательных учреждений общей численностью до 60 человек. Авторы позиционируют летнюю проектную школу (ЛПШ) как поликультурное педагогическое открытое образовательное пространство со следующими характеристиками. 1. Активность участника. 2. Открытая избыточная среда. 3. Продуктивная деятельность. 4. Индивидуальный образовательный маршрут. 5. Учащееся (познающее) сообщество. 6. Команда взрослых (сопровождающее сообщество). Внешним стимулом к разработке проекта стал процесс создания автономной школы для старшеклассников на территории района, расцениваемой авторами как возможность для реализации «другого» образования. Внутренние мотивы уходят корнями в историю педагогики, так как авторы имеют многолетнюю практику воплощения в жизнь элементов различных личностно-ориентированных педагогических систем. К их числу относятся: система коллективного взаимообучения (КВО), коллективной творческой деятельности (КТД), система лабораторного метода (Дальтон-план), проектная система, система Марии Монтессори. Убежденность авторов в общих гуманистических основаниях каждой из названных систем, побудила к моделированию особого пространства взаимодействия взрослых и детей. Анализ опыта проведения пяти проектных школ позволил сформулировать определение. Проектная школа – особое пространство активной продуктивной гуманистической деятельности учащихся и взрослых в сотрудничестве с окружающим человека миром – природой, артефактами, людьми. Особое – значит специально организованное, со сменой среды, за пределами школы, для получения эффекта выхода из традиционной школьной жизни. Пространство, то есть место для странствий, поиска себя. Активность проявляется тогда, когда есть мотив и цель. Следовательно, есть объединяющая всех цель. Продуктивность связана с обязательным появлением совместного продукта, значимого не только для авторов, но и для других людей. Гуманистическая – учитывающая особенности возраста, восприятия, темперамента и другие характеристики человека, его природы. Школа называется проектной, потому что проект – одна из культурных форм проявления инициативы. На наш взгляд, в ЛПШ есть несколько условий, который способствуют рождению и оформлению инициатив. 2. Почему инициатива может возникнуть в этой образовательной рамке? По нашему мнению, инициатива возникает на стыке «норма – варианты ее исполнения». Под нормой здесь понимается не правило или требование для неукоснительного исполнения, а, скорее, ценность, которая транслируется, прежде всего, взрослыми. Школа построена на принципах самоуправления, в основе – чередование творческих поручений. Показать слайд-ЧТП. Эта норма создает возможность для проявления детских инициатив разной направленности. Отряды: ХОБР (хозяйственный отряд быстрого реагирования), СВВ (солнце, воздух, вода), Пресса (освещение всех событий дня), Сюрпризный (подготовка любых сюрпризов). Идея создания отрядов взята из коммунарского движения, название отрядов изменяются, хотя смысл остается. В отряде дети и взрослые. Взрослые не являются руководителями отрядов. Командир отряда выбирается из числа ребят. У участников есть возможность осуществить пробу своих сил вместе с отрядом (по чьему-то предложению) или быть инициатором самому. Обязательной составляющей проектных школ является встреча с интересными людьми – мастерами своего дела, нашими земляками. Это – норма. В нашем 9-летнем опыте встречи с казаками и ученым, депутатами и берестяными мастерами, кукольниками и флористами, тренерами славянских единоборств и режиссерами… Важно только, чтобы человек был настолько увлечен своим делом, что мог бы и хотел увлекать других. Такие встречи позволяют детям видеть и ценить «другое», необычное. И, как следствие, ценить другое и необычное в себе; преодолевать барьеры подростковых стереотипов, желание быть как все. После таких встреч ребята начинают раскрываться сами, предъявлять свою уникальность. Инициатива других людей заражает. Третьим ресурсом, расширяющим пространство для проявления детских инициатив, является обязательное наличие мегапроекта, ключевой идеи всей школы. «Купальский праздник», «Летняя круговерть», «Сказочный калейдоскоп», «Кидбург – город профессий для детей»… Все темы мегапроектов заранее известны и каждый может определиться со своим интересом к предложенной теме, может внести свой смысл в тему, заявить свою инициативу (пример с робототехниками в сказке). Коллективной разработке проекта предшествует погружение в тему через Большой процесс- парную работу с текстами. Тексты подбираются и адаптируются так, чтобы они были сообразны возрасту и рождали вопросы. Наличие мегапроекта: тема, коллективное осмысление целей, задач, способов, ресурсов и т.д., оснащает детей проектированием как инструментом культурного оформления инициатив. Коллективная доработка и реализация мегарпоекта – норма, варианты ее исполнения зависят от детских инициатив, творчества, усилий участников ЛПШ. Инициатива подростка – вещь очень хрупкая. Она может превратиться в интересное дело, а может растаять как снежинка летом. Поэтому одно из важных условий ЛПШ – наличие тьюторской позиции у взрослых. В школу приезжают самые разные люди: учителя, воспитатели, администраторы. Но в процессе подготовке к школе, мы договариваемся о нормах сопровождения, о принципах деятельности. Каждая тьюторская проба взрослых – предмет коллективного обсуждения. Основная задача – не загнать детей в школярскую позицию «что скажете, то и сделаю»; поддержать желание проявить себя, связать самостоятельность, инициативность и ответственность в представлениях и в делах детей. У участников ЛПШ есть возможность построения своих индивидуальных маршрутов, рефлексии полученного опыта, обсуждения своих инициатив и планов с тьюторами. Наличие образцов проявления инициативы в среде ЛПШ (примеры взрослых, старших, опытных), анализ их действий с теми, кто наблюдал, но еще не проявил инициативы – это тоже один из ресурсов, создающих условия для починов детей. С чего начинается проект? С эмоции…Это наше глубокое убеждение. Авторы проектных школ особое внимание уделяют эмоциональной насыщенности лагеря. Мы много танцуем и играем в народные игры, дискутируем и готовим друг другу сюрпризы, мы делаем что-то доброе и хорошее для других жителей «Огонька» (лагеря, в котором базируется ЛПШ). Одна из проблем современных подростков – неразвитость эмоциональной сферы. Мы создаем такую среду, в которой много эмоций. И это – тоже условие для проявления инициатив. Эмоция порождает мотив, мотив, устремленность… Одна из наших проектных школ называлась «Встреча в точке удивления». Эта встреча – не только с другими людьми, но и с самим собой. Поэтому в проектной школе мы собираем таких взрослых, которые способны и умеют удивляться, творить, радоваться сотворчеству. Каждый взрослый – носитель культуры: коллективного взаимообучения, проектирования, тьюторства, народного творчества, туристического экстрима. Поликультурность пространства ЛПШ – неизменное условие, которое порождает множество идей, реализованных в совместных делах. 3. Всем давно известно, что только «опыт – сын ошибок трудных…» позволяет растущему человеку развивать в себе самостоятельность и ответственность; что удивление порождает мотив и побуждает к поиску новых знаний; что множественность проб в ситуации избыточных возможностей рождает готовность к выбору. Проба, удивление, опыт – явления сугубо индивидуальные. В предметно-классно-урочной системе, ориентированной на массовое образование, трудно найти место этим явлениям. Наша практика показывает, что инициативность возможна при особых условиях, которые можно задавать, создавать, проектировать. Это важно делать, т.к., противном случае, наши дети будут находиться в позиции школяров-исполнителей или неконструктивных бунтарей. Для нас летние проектные школы – этот феномен, вариант построения другого образования, открывающего дверь в мир инициатив, творчества и самостоятельности. Мы понимаем, что воссоздавать их по силам, прежде всего, тем, кто стоит в своей профессиональной деятельности на тьюторских основаниях.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости