Суббота
19 ДекНекоторые аспекты реализации модели ДПО на основе проектирования и реализации обучающимися ИОМ в условиях тьюторского сопровождения (Теров А.А.)
Теров А.А. Некоторые аспекты реализации модели ДПО на основе проектирования и реализации обучающимися ИОМ в условиях тьюторского сопровождения // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Некоторые аспекты реализации модели ДПО на основе проектирования и реализации обучающимися ИОМ в условиях тьюторского сопровождения
В статье рассматривается некоторые значимые аспекты органи- зации обучения, образовательной деятельности, освоения программ дополнительного профессионального образования на основе проекти- рования и реализации обучающимися системы ДПО индивидуальных образовательных маршрутов в условиях тьюторского сопровождения Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, инди- видуальный образовательный маршрут, ИОМ в ДПО, дополнительное профессиональное образование, проектирование и реализация ИОМ в ДПО: методические аспекты.
Человеческая цивилизация существует сегодня в посто- янно ускоряющемся, трансформирующемся мире, важной константой которого является неопределенность. Такой этап развития человеческой цивилизации называют VUCA-мир, по аббревиатуре его характеристик: нестабильность (Volatility), неопределенность (Uncertainty), сложность (Complexity), неяс- ность, двусмысленность (Ambiguity).
Это не может не оказывать влияние на общество и систе- му образования и систему дополнительного профессиональ- ного образования как наиболее мобильную и восприимчивую к поиску ответов на вызовы времени часть профессионально- го образования. Сегодня нам сложно спрогнозировать, какие профессиональные навыки будут востребованы завтра. Уже сейчас сервисы, алгоритмы и роботы, позволяющие заменить юристов, аудиторов, банковских работников, офисных клер- ков, рабочих на заводах, HR-специалистов и многих других. Сложно предугадать, чего именно рынок труда потребует еще через несколько лет, но он точно изменится.
В этом современном меняющемся мире, в этих условиях образование становится мощным средством и способом ре- шения практически любой проблемы — профессиональной, личностной, социальной. Отсюда сложно переоценить важ- ность и значимость организации современного образования, построенного на принципах индивидуализации, на концеп- тах раскрытия человеческого потенциала и развития чело- веческого капитала. Такое образование становится образом жизни и реализуется в рамках современной парадигмы непрерывного образования. В этой связи апробационной площадкой, экспериментальным полигоном и своеобраз- ным локомотивом преобразований нам представляется си- стема дополнительного и дополнительного профессиональ- ного образования. Обладая такими явными конкурентными преимуществами как вариативность, большая лабильность и гибкость, клиентоориентированность, деформализация процесса и содержания, дополнительное профессиональное образование позволяет апробировать с целью последующего распространения, трансляции и тиражирования в образова- тельную практику образования в целом системных, прорыв- ных новшеств, инноваций. Особое место в системе образова- ния занимает система дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Именно они, их ком- петентность и профессионализм, станут самым значимым, детерминирующим успех или неудачу преобразований, фак- тором. Эффективно обустроенное, отвечающее запросам, вы- зовам времени, коррелирующее с тенденциями и трендами развития образования и общества в целом, дополнительное профессиональное педагогическое образование позволяет подготовить такие кадры. Которые в деятельностном залоге, «на себе» освоив способы, технологии, средства организации современного образования, смогут решать самые сложные и ответственные модернизационные задачи.
На протяжении ряда лет тьюторская группа МГПУ зани- малась разработкой и апробацией, внедрением в практику Института непрерывного образования модели организацион- но-педагогического обеспечения разработки формирования индивидуального образовательного маршрута в системе ДПО на основе накопительного принципа в условиях тьюторского сопровождения. Эта модель призвана внести свой вклад в ре- шение глобальной задачи: раскрытие человеческого потен- циала, прежде всего профессионального, россиян — как клю- чевого концепта национальной идеи. Раскрытие потенциала невозможно без реализации моделей непрерывного образова- ния на основе индивидуализации, т. е. на основе разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образо- вательной программы (стратегия) и индивидуальных образо- вательных маршрутов (тактика).
Модель организационно-педагогического обеспечения формирования и реализации ИОМ в системе ДПО — это охватывающая сущностные характеристики система неслу- чайно взаимосвязанных компонентов, обеспечивающая своевременную подготовку и реализацию совокупности до- кументов и мероприятий, устанавливающих организацион- но-дидактическую, методическую (педагогическую) структуру разработки и реализации каждым обучающимся системы ДПО по его запросу индивидуального образовательного маршрута на основе накопительного принципа освоения содержания и в условиях тьюторского сопровождения. Одним из значимых компонентов такой модели являются современные, адекват- ные вызовам времени профессионально-образовательные ре- зультаты. Нам представляется, что к таковым, прежде всего, стоит отнести навыки самостроительства в образовании и об- разовательными средствами.
Навыки самостроительства, саморазвития (self skills) — особый тип компетенций, связанных с самоопределением человека, видением его собственных приоритетов в той или иной деятельности, умением совершать осознанный выбор и формировать собственный индивидуальный образователь- ный маршрут.
Для формирования и развития self skills в ДПО базовым механизмом является индивидуализация. Индивидуализация образования в системе дополнительного профессионального образования — это предоставление каждому субъекту допол- нительного профессионального образования права и возмож- ности на собственные цели, задачи, содержание, формы полу- чения, средства, технологии, техники и приемы образования, предоставление условий и возможностей для проектирование и реализации индивидуальных маршрутов профессионально- личностного развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и профессиональной деятельно- сти; индивидуализация ДПО характеризуется накоплением профессионально-личностного опыта, развитием навыков са- мостроительства и саморазвития.
На наш взгляд, важным способом реализации принципа индивидуализации в ДПО является создание среды и освое- ние обучающимися ДПО способов, ресурсов построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут — проектируе- мое обучающимся образовательное движение на определен- ном временном промежутке на основе реализации принципа индивидуализации. Частным случаем которого является ин- дивидуальный маршрут профессионально-личностного раз- вития педагога.
Индивидуальныймаршрутпрофессионально-личностного развития педагога, сотрудника образовательной организации (ИМПЛР) — для тьюторанта системы ДПО: форма организации продвижения по содержанию с учетом личностного запро- са и интенции с возможностью изменения курса в условиях неопределенности, проектирование собственного профес- сионально-личностного ближайшего будущего в настоящем на основе рефлексии профессионально-образовательного и бытийного прошлого; для тьютора: предмет работы (прин- цип транспективности).
Важнейшей педагогической фигурой и позицией в такой модели организации ДПО становится тьютор.
Тьютор в системе ДПО — это педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в дополнитель- ном профессиональном образовании, обеспечивающий ини- циирование, проектирование и реализацию обучающимися индивидуальных образовательных программ, индивидуаль- ных образовательных маршрутов.
В рамках данной статьи мы на каждом этапе проектиро- вания и реализации ИОМ в условиях тьюторского сопровожде- ния в ДПО отмечаем лишь те аспекты, которые направлены на обеспечение эффективного использования в образователь- ной практике организаций, реализующих программы ДПО.
Этап № 1. Выбор формата, модели профессионально- личностного развития
Организационно-методическое обеспечение данного эта- па зиждется на системно-деятельностном, антропопрактиче- ском, культурно-средовом и диалектическом подходах. Теоре- тические основы организации деятельности на данном этапе связаны с концептами непрерывного образования, индиви- дуализации и субъект-субъектных отношений.
Нормативно-правовая база организации деятельности на данном этапе связана с такими нормативно-правовыми ак- тами, как ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», актуальная версия; Приказ, регламентирующий деятельность дополнительного профессионального образования; Приказ Министерства об- разования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г.
№ 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осу- ществления образовательной деятельности по дополнитель- ным профессиональным программам». Важную роль играет наличие и содержательное наполнение таких нормативных ло- кальных актов, как Положение о формах и форматах получения ДПО и о комбинированном формате получения ДПО под инди- видуальные запросы и заказ потенциального обучающегося.
На данном этапе разработки и реализации ИОМ в ДПО больше значение имеет реализация принципа вариативно- сти. Реализация принципа связана с наличием большого ко- личества форм, форматов получения образования, в рамках которых будет осуществляться проектирование и реализация ИОМ/ИМПЛР (очный, заочный, дистанционный онлайн, ди- станционный офлайн, очно-заочный, на основе накопительно- го принципа, возможность самостоятельно скомбинировать формат и форму обучения. Реализация принципа открыто- сти на данном этапе в первую очередь связана с наличием у каждого потенциального обучающегося/слушателя системы ДПО возможности совмещать, комбинировать разные формы и форматы получения образования, организации освоения ДПОП, организации учебной деятельности.
Накопительный принцип реализуется путем предоставления права и возможности обучающемуся/слушателю получать образование более высокого уровня ДПО путем накопления разовых и краткосрочных мероприятий — профессионально- образовательных событий. Конвертация сертификатов в удо- стоверения и т. д.
Принцип избыточности реализуется за счет большого ко- личества форм; форматов получения ДПО должно быть боль- ше, чем желает заказчик, в том числе и прежде всего за счет возможности самостоятельно с помощью тьютора спроекти- ровать комбинированный, гибридный формат.
Основными технологиями, обеспечивающими эффектив- ную реализацию организационно-процессуальной стороны этапа, являются технологии критического мышления и интер- активного вопрошания, рефлексивные технологии и методи- ки, методы и техники, возможно применение дебатов, консуль- таций, технологий и методик проблемно-ориентированного анализа и др.
Предпочтительные формы занятий на данном этапе: ин- терактивное вопрошание, индивидуальный тьюториал, настав- ническая сессия, тьюторская консультация, рефлексивные сес- сии, Аукцион идей и проектных решений, Мыслетолока и др.
Результативность этапа и оценка результативности свя- заны с осуществлением диагностики осознанности и осмыс- ленности выбора формы и формата получения ДПО, методика «креста» — что приобрету и что потеряю от выбора, и что при- обрету и что потеряю за счет отказа от выбора. Результат — вы- бор оптимального формата.
Этап № 2. Самоопределение и выбор образовательной организации ДПО
В основе организационно-методического обеспечения на данном этапе -—деятельностный и антропопрактический подходы, реализуемые через совершение пробного действия по выбору организации ДПО с поиском ответов на вопро- сы: что и как я здесь буду делать и зачем это мне нужно, как это повлияет на мое профессионально-личностное развитие и на различные аспекты жизнедеятельности, а также компе- тентностный подход.
Важное значение при организации педагогической, тью- торской работы на этапе является ознакомление потенци- ального обучающегося с сайтом организации ДПО, особенно с разделом локальных актов, регламентирующих, в том числе, вопросы индивидуализации образования, возможности разра- ботки и реализации ИОМ и/или ИОП.
Принципы избыточности и вариативности реализуются на данном этапе через наличие множества, избыточного ко- личества ДПОП. ДПОП модульного типа. Большим подспорьем и одним из механизмов реализации данных принципов в об- разовательной практике ОО ДПО может стать сетевое взаи- модействие между ОО ДПО, предоставляющее обучающемуся в том числе возможность добрать образовательные модули в другой организации. Взаимозаменяемость и взаимоконвер- тируемость образовательных модулей из разных ДПОП так- же обеспечивают реализацию вышеперечисленных базовых принципов индивидуализированного образования. Важным аргументом в пользу определенной ОО ДПО для обучающего- ся, планирующего проектировать и реализовывать ИОМ, дол- жно стать наличие карты и/или банка данных о программах ДПО и отдельных образовательных модулях с их аннотациями с описанием условий, содержания, специфики и т. д. Возмож- ности и условия проектирования и реализации ИОМ.
Основными технологиями, обеспечивающими эффективную реализацию организационно-процессуальной стороны этапа, являются технологии критического мышления и интер- активного вопрошания, рефлексивные технологии, методы и техники, возможно применение дебатов, консультаций, тех- нологий и методик проблемно-ориентированного анализа и др. Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сес- сия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, Аукцион идей и проектных решений, Мыслетолока и др.
Результативность этапа и оценка результативности свя- заны с осуществлением диагностики осознанности и осмыс- ленности выбора организации ДПО, методика «креста» — что приобрету и что потеряю от выбора и что приобрету и что потеряю за счет отказа от выбора, методики ранжирования и сравнительно-сопоставительного анализа. Результат — вы- бор оптимальной ООДПО.
Этап № 3. Самоопределение и выбор, проектирование индивидуализированной ДПОП
Системно-деятельностный подход, антропопрактиче- ский и культурно-средовой подходы, а также концепты ин- дивидуальной образовательной программы/индивидуальной программы профессионально-личностного развития как особой жизненной стратегии, концепт непрерывного обра- зования и профессионально-личностного развития на протя- жении всей жизни с поиском ответов на вопросы: что и как я здесь буду делать и зачем это мне нужно, как это повлияет на мое профессионально-личностное развитие и на различ- ные аспекты жизнедеятельности, обеспечивают сущность ос- новных методологических оснований и теоретических основ специфики данного этапа.
В рамках рассмотрения нормативно-правовой регламен- тации этапа следует обратить внимание на такие локальные акты, как Положение о ДПОП, Положение об ИОП/ИППЛР в ОО ДПО, Положение и циклограммы проектирования и реа- лизации ИОМ в ДПО.
Принцип вариативности и избыточности на этапе реали- зуются за счет большого количества ДПОП с возможностью их сопряжения, очень большое количество модулей и препода- вателей, в том числе за счет использования офлайн-ресурсов на открытых платформах и т. д. ДПОП модульного типа и сете- вое взаимодействие между ОО ДПО, заключающееся в реали- зации возможности добрать образовательные модули в другой организации. Взаимозаменяемость и взаимоконвертируе- мость образовательных модулей из разных ДПОП. Возмож- ность добрать образовательные модули в другой организации. Карта и/или банк данных об образовательных модулях ДПО и преподавательском составе, отдельная карта деятельност- ных форматов получения образования — практик, стажиро- вок, волонтерских движений и т. д.
Основными технологиями, обеспечивающими эффектив- ную реализацию организационно-процессуальной стороны этапа, являются технологии критического мышления и интер- активного вопрошания, рефлексивные технологии, методы и техники, возможно применение дебатов, консультаций, тех- нологий и методик проблемно-ориентированного анализа и др. Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сес- сия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, Аукцион идей и проектных решений, Мыслетолока и др.
Результативность этапа и оценка результативности связа- ны с осуществлением диагностики осознанности и осмыслен- ности выбора, методика «креста» — что приобрету и что поте- ряю от выбора и что приобрету и что потеряю за счет отказа от выбора.
Этап № 4. Целеполагание и актуализация освоения ДПОП
Системно-деятельностный подход, антропопрактический и культурно-средовой подходы, концепт индивидуальной образовательной программы/индивидуальной программы профессионально-личностного развития как особой жизнен- ной стратегии, концепт непрерывного образования и про- фессионально-личностного развития на протяжении всей жизни, обеспечивают сущность основных методологических оснований и теоретических основ специфики данного этапа. Форсайт-установки на возможность проектирование и реали- зации своего будущего в образовании и образовательными средствами с поиском ответов на вопросы: что и как я здесь буду делать и зачем это мне нужно, как это повлияет на мое профессионально-личностное развитие и на различные ас- пекты жизнедеятельности играет важную роль в теоретико- методогической составляющей этапа.
В рамках рассмотрения нормативно-правовой регламентации этапа следует обратить внимание на такие локальные акты и вопросы нормативно-правового обеспечения, как По- ложение о ДПОП, Положение об ИОП/ИППЛР в ОО ДПО, По- ложение и циклограммы проектирования и реализации ИОМ в ДПО, положение и регламенты форсайт-сессий и проекти- ровочных мероприятий. Циклограммы разработки и реали- зации ИОМ по разным форматам образования в данной ОО ДПО по разным ДПОП, в том числе при условии сетевого взаи- модействия, взаимодополняемости и конвертируемости про- грамм и модулей разных ОО ДПО.
На данном этапе важным компонентом специально орга- низованной среды является наличие времени места и специа- листа, с которым можно провести учебно-образовательное за- нятие на целеполагание, что призвано обеспечить проявление смыслов и осознание своего участия в образовательном процес- се именно в данной образовательной организации, по данной сконструированной самостоятельно образовательной програм- ме, индивидуальному образовательному маршруту/индивиду- альному маршруту профессионально-личностного развития.
Основными технологиями, обеспечивающими эффектив- ную реализацию организационно-процессуальной стороны этапа, являются технологии критического мышления и ин- терактивного вопрошания, рефлексивные технологии, набор технологий и инструментов по жизненной навигации, образо- вательному и личностно-ресурсному картированию.
Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сес- сия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, Аукци- он идей и проектных решений по поводу индивидуализации ДПОП, Мыслетолока, групповой тьюториал, практикум по це- леполаганию, форсайт-практикум, проблемная лаборатория проектирования будущего, проектный семинар «Роль и ме- сто ИОМ в моем профессионально-личностном развитии», воркшоп, форсайт-сессия, дискуссионный клуб «Образование и будущее», диспут «Будущее направляет и меняет нас или мы проектируем будущее». Тьюторская консультация. Мастер- классы от успешных специалистов, в т. ч. выпускников ДО. Профессионально-образовательные события. Ученый совет
«Мое профессионально-личностное развитие вчера, сегодня. Завтра». Мозговой штурм «Вперед, в будущее». Тренинг «На- выки 21 века и проектирование персонального будущего». Тьюторская акция. Аукцион идей и проектных решений про индивидуальное будущее. Ярмарка ресурсов для проектиро- вания будущего. Ярмарка идей по проектированию будущего. Тьюторская гостиная «Будущее начинается сейчас и сегодня». КВН. Мыслетолока.
Результативность этапа и оценка результативности связа- ны с осуществлением диагностики осознанности и осмыслен- ности выбора целей методика «креста» — что приобрету и что потеряю от выбора и что приобрету и что потеряю за счет от- каза от выбора. Дерево целей, СВОТ анализ и другие.
Этап № 5 Инициирование и оформление замысла ИОМ/ИМПЛР
Важное место в онтологии этапа занимает поиск ответов на вопросы: что и как я здесь буду делать и зачем это мне нуж- но, как это повлияет на мое профессионально-личностное раз- витие и на различные аспекты жизнедеятельности.
В рамках рассмотрения нормативно-правовой регламен- тации этапа следует обратить внимание на такие локальные акты и вопросы нормативно-правового обеспечения, как По- ложение о ДПОП, Положение об ИОП/ИППЛР в ОО ДПО, По- ложение и циклограммы проектирования и реализации ИОМ в ДПО, положение и регламенты форсайт сессий и проекти- ровочных мероприятий. Циклограммы разработки и реали- зации ИОМ по разным форматам образования в данной ОО ДПО по разным ДПОП, в том числе при условии сетевого взаи- модействия, взаимодополняемости и конвертируемости про- грамм и модулей разных ОО ДПО. Положение о тьюторском/наставническом/организационно-педагогическом сопрово- ждении проектирования и реализации ИОМ в ДПО.
Принцип вариативности на этапе реализуется за счёт наличия большого количества форм, форматов ИОМ/ИМПЛР (очный, заочный, дистанционный онлайн, дистанционный офлайн, очно-заочный, на основе накопительного принципа), возможности самостоятельно скомбинировать формат и фор- му реализации ИОМ/ИМПЛР. Важное значение приобретает в этой связи, наличие достаточного количества ресурсов, на- пример, в системе мудл, видеолекции, вебинары и т. д.
Принцип открытости, в первую очередь, реализуется за счет возможности совмещать, комбинировать разные ре- сурсы, необходимые для освоения и применения содержания в рамках продвижения по ИОМ/ИМПЛР.
Основными технологиями, обеспечивающими эффек- тивную реализацию организационно-процессуальной сто- роны этапа, являются технологии образовательной навига- ции, личностно-ресурсного картирования, образовательного картирования, комплекс технологий жизненной навигации, технологии организации и осуществления профессионально- образовательной рефлексии, технологии интерактивного во- прошания и развития критического мышления, технологии развития эмоционального интеллекта и др.
Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сес- сия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, аукци- он идей и проектных решений по поводу индивидуализации ДПОП, групповой тьюториал, практикум по целеполаганию, форсайт-практикум, проблемная лаборатория проектиро- вания будущего, проектный семинар «Роль и место ИОМ в моем профессионально-личностном развитии», воркшоп, форсайт-сессия, дискуссионный клуб «Образование и буду- щее», диспут «Будущее направляет и меняет нас или мы про- ектируем будущее». Тьюторская консультация. Мастер-классы от успешных специалистов, в т. ч. выпускников ДО. Профес- сионально-образовательные события. Ученый совет «Мое про- фессионально-личностное развитие вчера, сегодня. Завтра». Мозговой штурм «Вперед, в будущее». Тренинг «Навыки 21 века и проектирование персонального будущего». Тьютор- ская акция. Аукцион идей и проектных решений про инди- видуальное будущее. Ярмарка ресурсов для проектирования будущего. Ярмарка идей по проектированию будущего. Тью- торская гостиная «Будущее начинается сейчас и сегодня». КВН. Мыслетолока.
Результативность этапа и оценка результативности связаны с оформленным замыслом индивидуального обра- зовательного маршрута/индивидуального маршрута про- фессионально-личностного развития. Оценка результата осу- ществляется посредством презентации замысла ИОМ/ИМПЛР и общественно-профессиональной экспертизой замыла с по- лучением рекомендаций по его доработке и по реализации проекта ИОМ/ИМПЛР.
Этап № 6. Проектирование ИОМ/ИМПЛР
Теоретико-методологический базис данного этапа орга- низационно-методического обеспечения совпадает с таковым на предыдущем этапе.
В рамках рассмотрения нормативно-правовой регламен- тации этапа следует обратить внимание на такие локальные акты и вопросы нормативно-правового обеспечения, как По- ложение о ДПОП, Положение об ИОП/ИППЛР в ОО ДПО, По- ложение и циклограммы проектирования и реализации ИОМ в ДПО, положение и регламенты форсайт сессий и проекти- ровочных мероприятий. Циклограммы разработки и реали- зации ИОМ по разным форматам образования в данной ОО ДПО по разным ДПОП, в том числе при условии сетевого взаи- модействия, взаимодополняемости и конвертируемости про- грамм и модулей разных ОО ДПО. Положение о тьюторском/наставническом/ организационно-педагогическом сопрово- ждении проектирования и реализации ИОМ в ДПО.
Принцип вариативности на этапе реализуется через на- личие большого количества форм, форматов ИОМ/ИМПЛР (очный, заочный, дистанционный онлайн, дистанционный офлайн, очно-заочный, на основе накопительного принципа), возможность самостоятельно скомбинировать формат и фор- му реализации ИОМ/ИМПЛР. А также определяется наличием большого количества ресурсов, например, в системе мудл, ви- деолекции, вебинары и т. д.
Принцип открытости реализуется через возможность со- вмещать, комбинировать разные ресурсы, необходимые для освоения и применения содержания в рамках продвижения по ИОМ/ИМПЛР.
Накопительный принцип реализуется через возможность получать ресурсы для образования путем накопления ресур- сов, полученных на разовых и краткосрочных мероприяти- ях — профессионально-образовательных событиях. Конверта- ция сертификатов в удостоверения и т. д.
Принцип избыточности детерминирован количеством форм, форматов получения ДПО, их должно быть больше, чем желает заказчик, в том числе и прежде всего за счет возможно- сти самостоятельно с помощью тьютора спроектировать ком- бинированный, гибридный формат.
Наличие времени места и специалиста, с которым мож- но провести учебно-образовательное занятие по проектиро- ванию ИОМ/ИМПЛР, обеспечивающее проявление смыслов и осознание своего участия в образовательном процессе имен- но в данной образовательной организации, по данной скон- струированной самостоятельно образовательной программе, индивидуальному образовательному маршруту/индивидуаль- ному маршруту профессионально-личностного развития — важнейший компонент специально организованной образо- вательно-педагогической среды на этапе.
Основными технологиями, обеспечивающими эффек- тивную реализацию организационно-процессуальной сто- роны этапа, являются технологии образовательной навига- ции, личностно-ресурсного картирования, образовательного картирования, комплекс технологий жизненной навигации, технологии организации и осуществления профессионально- образовательной рефлексии, технологии интерактивного во- прошания и развития критического мышления. Эмоциональ- ного интеллекта и др.
Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сессия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, Аукцион идей и проектных решений по поводу индивидуа- лизации ДПОП, групповой тьюториал, практикум по целе- полаганию, форсайт-практикум, проблемная лаборатория проектирования будущего, проектный семинар «Роль и ме- сто ИОМ в моем профессионально-личностном развитии», воркшоп, форсайт-сессия, дискуссионный клуб «Образование и будущее», диспут «Будущее направляет и меняет нас или мы проектируем будущее». Тьюторская консультация. Мастер- классы от успешных специалистов, в т. ч. выпускников ДО. Профессионально-образовательные события. Ученый совет «Мое профессионально-личностное развитие вчера, сегодня. Завтра». Мозговой штурм «Вперед, в будущее». Тренинг «На- выки 21 века и проектирование персонального будущего». Тьюторская акция. Аукцион идей и проектных решений про индивидуальное будущее. Ярмарка ресурсов для проектиро- вания будущего. Ярмарка идей по проектированию будущего. Тьюторская гостиная «Будущее начинается сейчас и сегодня». КВН. Мыслетолока.
Результативность этапа и оценка результативности связаны с проектом ИОМ/ИМПЛР с атласом ресурсно- образовательных карт, содержащий разделы о методологиче- ском аппарате проектов: целях, задачах, методах и средствах реализации, этапах реализации и ресурсах: антропологиче- ских, социальных, культурно-предметных и др., проектируе- мых результатах и способах их достижения, об экспертизе и оценки объема и качества достигнутых результатов.
Этапы №№ 7–8. Реализация и итоговая рефлексия ИОМ/ ИМПЛР
Теоретико-методологический базис данных заключитель- ных двух этапов организационно-методического обеспечения совпадает с таковым на двух предыдущих этапах.
В рамках рассмотрения нормативно-правовой регламен- тации данных двух заключительных этапов следует обратить внимание на такие локальные акты и вопросы нормативно- правового обеспечения, как Положение о возможности парт- нерских отношений на регулярной основе. Обучающийся — постоянный клиент. Положение о скидочных возможностях постоянного клиента. Положение о взаимозачете ранее осво- енных программ при обучении, освоении новых ДПОП. Лич- ный кабинет обучающегося, возможность получить ступенча- тый доступ к образовательным ресурсам ОО ДПО.
Основными технологиями, обеспечивающими эффектив- ную реализацию организационно-процессуальной стороны эта- па, являются технологии профессионально-образовательной рефлексии и проектирования дальнейших шагов по профес- сионально-личностному развитию, технологии целеполагания на основе достигнутого, прошлого опыта освоения ДПОП.
Предпочтительные формы занятий: интерактивное во- прошание, индивидуальный тьюториал, наставническая сессия, тьюторская консультация, рефлексивные сессии, проектный семинар «Роль и место ИОМ в моем профессиональ- но-личностном развитии». профессионально-образовательные события. Ученый совет «Мое профессионально-личностное развитие вчера, сегодня. Завтра». Тьюторская гостиная «Буду- щее начинается сейчас и сегодня». КВН. Мыслетолока
Результативность этапа и оценка результативности свя- заны с с созданием и обсуждением рефлексивных эссе, с от- четами о реализации ИОП/ИППЛР, с отчетами о реализации ИОМ/ИМПЛР, с Портфолио творческих работ и Портфолио профессионально-личностных результатов, с обновленным компетентностным профилем специалиста, а также с идеями по новому проектному замыслу и движением по пути профес- сионально-личностного развития и совершенствования, в том числе в системе ДПО.
Литература:
- Ковалева Т. М., Хачатрян Э. В. Технология развития критического мышления в тьюторской деятельности. М.: Педагогика. 2020. Т. № 5. С. 66–72.
- Ковалева Т. М. Индивидуализация как принцип непрерывности в образовании// В сборнике: Работа с Будущим в контексте непре- рывного образования. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. С. 31–36.
- Теров А. А. Специфика программ ДПО, обеспечивающих становле- ние тьюторской компетентности классного руководителя.// В сбор- нике: Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Мате- риалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции). С. 198–214.
- Хачатрян Э. В. Методические аспекты организации наставничества в образовании лиц 55+//Тенденции развития науки и образования. № 61–14. С. 42–45.
- Данилова В. Л., Карастелев В. Е. Поддержание вопрошания как компетентность тьютора.//В сборнике: ТЬЮТОРСТВО В ОТКРЫ- ТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИДЕЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА. Материалы XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской кон- ференции). 2018. С. 190–196.
- Дудчик С. В. Групповой тьюториал как средство формирова- ния субъектной позиции.// В сборнике: Тьюторство в откры- том образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Международной на- учно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно- практической конференции). 2019. С. 241–251.
- Грачева Н. Ю., Цветкова Т. К. Реализация тьюторского сопрово- ждения обучающихся в рамках курсов системы дополнительно- го профессионального образования.// В сборнике: Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Междуна- родной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции). 2019. С. 267–278.