Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции (Тюмина М.В.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции (Тюмина М.В.)

Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции (Тюмина М.В.)

Тюмина М.В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции

В статье рассматривается один из способов деятельности по созданию тьюторской службы в школе. Основной фокус внимания — позиционное самоопределение педагогов, их готовность осваивать тьюторские компетенции. Основной способ работы с педагогами — техники интер- активного вопрошания. Представлен анализ эффективности использо- вания данных техник для проявления и укрепления профессиональной позиции в условиях конкретного образовательного учреждения.

Ключевые слова: профессиональная позиция, тьютор, тьюторские компетенции, интерактивное вопрошание, самоопределение, тью- торская служба.

После того как одна из школ получила финансирование на реализацию инновационной образовательной программы, от ее администрации поступил заказ на создание тьюторской службы в этой образовательной организации. Ключевая идея упомянутой программы — подготовка ученых для будущего. Школа является статусной, с глубокими традициями академи- ческого образования. Понимание того, что ученый — это уни- кальный человек, с ярко выраженной индивидуальностью, высоким уровнем индивидуального познавательного интере- са, разносторонними умениями, в том числе из области soft    и self skills [1], и побудило администрацию школы рассматри- вать введение тьютора в штат своих работников как необхо- димость. В то же время осознание дефицитов представлений о тьюторской деятельности, ее особенностях и условиях жиз- неспособности этой позиции в школе привело к обращению за услугами консультирования по этой проблематике к пред- ставителю общественно-профессионального сообщества — МТА. С первых встреч-консультаций была определена стра- тегия работы: выявление педагогов, желающих и способных осваивать новую профессиональную позицию — тьютор, их объединение в профессиональную группу «Тьюторская служ- ба» на основе общих ценностей и целей, проявленных в со- вместной деятельности; совместное моделирование образо- вательных событий на основе принципа индивидуализации; интервизия и супервизия тьюторских действий.

Одной из ключевых точек для совместной деятельности стало понимание того, что такое профессиональная педагоги- ческая позиция. В определении Н. Е. Щурковой, это — система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных от- ношений к миру, педагогической действительности и педаго- гической деятельности в частности, которые являются источ- ником его активности [2]. Профессиональная педагогическая позиция, по словам В. И. Слободчикова, уникальна и един- ственна в своем роде. Она одновременно является и педаго- гически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педа- гогических целей). В исследованиях В. И. Слободчикова, Р. Г. Ка- менского, С. И. Краснова профессиональная позиция опреде- ляется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм. Здесь важным для нас яв- ляется акцент на ценностное отношение субъекта к своей дея- тельности. Один из способов проявления такого отношения — это вопрос к своей работе, в котором педагог фокусирует все самое важное, значимое для его деятельности.

В связи с этим главным методом для работы с потенциальными участниками «Тьюторской  службы» был выбран  метод интерактивного вопрошания. Начиная с последней четверти XX века вопрошание — это активно растущая область меж- дисциплинарных исследований возникновения, существо- вания и использования вопросов, особая техника генерации личностно значимых вопросов и работа с массивами подоб- ных вопросов, создающая условия для коллективного мыш- ления и деятельности [3]. На основе техник интерактивного вопрошания были проведены два семинара и одна групповая консультация, предшествовавшие встрече будущих тьюторов с учащимися.

Модель первого семинара строилась как сессия вопро- шания, где индивидуальный вопрос — основной инструмент осмысления, включения, самоопределения. Построение имен- но такой модели семинара было направлено на удержание ре- флексивной паузы между вопросом и ответом, создавало воз- можность для индивидуального размышления по поводу того, что важно удержать в своей профессиональной деятельности, от чего можно отказаться, какие приоритеты взять за основу. Использование двух техник — «Динамическое  вопрошание» и «Позиционное вопрошание», показало действенность вы- бранной модели. Техника «Динамическое вопрошание» по- зволила обозначить контуры предстоящего обсуждения, вы- сказать первичное отношение к теме, отреагировать каждому участнику на вопросы друг друга (присоединиться или отде- литься от вопроса). «Разогрев» с использованием такой техни- ки позволил новичкам проявить себя в комфортной обстанов- ке. Появилась возможность для знакомства. «Позиционное вопрошание» обозначило группу педагогов, которые активно проявляли свой личностно-профессиональный интерес к мо- тивам и устремлениям ребенка, к его целям, смыслам его дея- тельности. Анализ вопросов и процессов их обсуждения позво- лил сделать несколько важных выводов.

−       У части педагогов проявился интерес к процессам индивидуализации и тьюторства. Они удерживают фокус внимания на ребенке, родителе, их запросах и мотивах. А также на сво- их мотивах и интересах, что тоже очень важно.

  • Часть педагогов видит место и назначение тьютора в процес- се реализации инновационной образовательной программы.
  • Группа педагогов озадачена необходимостью создания тью- торской службы как инструмента повышения эффективно- сти процесса реализации инновационной образовательной программы.
  • В зоне ближайшего развития этой группы педагогов — ра- бота со смыслами образования (своими и учащихся).

Все это вместе позволило предположить, что в организа- ции есть предпосылки, необходимые и достаточные для со- здания тьюторской службы, объединяющей гуманистически ориентированных педагогов. Вместе с тем выявилась серьез- ная проблема в ходе рефлексивной части семинара. Педагоги с большой опаской и неохотой отвечали на вопросы, в  чем они видят сущность предстоящей им деятельности в програм- ме. Исходя из создавшейся ситуации, администрацией школы был сформулирован заказ на следующий семинар.

Семинар носил методологический характер, с одной сто- роны, и предполагал конкретный совместный продукт, с дру- гой. Его целью было согласование подходов к моделированию образовательных событий в рамках реализации инновацион- ной образовательной программы. Участниками второго се- минара стали только те, кто сам изъявил желание двигаться дальше в тьюторском содержании. Таких, из первоначальной группы в 22 человека, оказалось 9. На второй встрече также использовались техники вопрошания — «Поворот» и «Дерево вопросов». Первая техника позволила расширить представ- ления участников о границах образовательного события как явления в жизни школы. Молодые педагоги отмечали, как трудно было сформулировать вопрос к тезису «Образователь- ное событие — пространство самостоятельности, инициати- вы  и  ответственности».  Но  именно  благодаря   вопрошанию произошло согласование взглядов на событийность. Педагоги со стажем обнаружили, что их представления и опыт, который они обозначали ранее словами «образовательное событие» да- лек от истинных смыслов этого явления. Анализ «Дерева во- просов» показал, что, помимо заявленного тезиса, участники видят значимость рефлексии в ходе образовательного собы- тия, озадачены правом ребенка на выход из образовательного события, понимают необходимость тьюторского сопровожде- ния в образовательном событии, хотят иметь представления о тьюторских техниках, размышляют о результатах и эффек- тах образовательного события. Таким образом, на мой взгляд, произошло формирование ответственного отношения к про- фессиональным ценностям,— важный процесс для проявле- ния позиции. Совместным продуктом стала карта образова- тельных событий в школе для двух параллелей.

Третья встреча была проведена по инициативе участников как групповая консультация. Основной ее целью была помощь в разработке конкретного образовательного события для старшеклассников с условным названием «От ИУП (инди- видуальный учебный план) — к ИОП (индивидуальная обра- зовательная программа)». Начало встречи, этап актуализации запроса на консультацию, был организован с использованием двух техник интерактивного вопрошания — «Поворот» и фраг- мента техники «Дырявое зеркало». Благодаря этому прояви- лись (через вопросы) три фокуса внимания участников.

  1. Образовательное событие для старшеклассников. Его резуль- тативность и эффективность. Ответственность тьюторов за результаты.
  2. Индивидуальная образовательная программа. В чем ее осо- бенности, чем она отличается от индивидуального учебного плана. Как она выглядит.
  3. Личная ответственность участников за реализацию инно- вационной образовательной программы «Ученые для буду- щего — со школьной скамьи». Как не оказаться дилетантом.

Именно эти фокусы стали своеобразным «увеличительным стеклом», через которое рассматривались все предлагаемые идеи для моделирования. В результате был разработан целевой блок события, появилась его начальная структура и дорожная карта по его подготовке. На третьей встрече каждый участник сам предлагал идеи, сам отказывался от них, возвращаясь к смыслам и своим же вопросам, связанным с событийностью. Встреча показала, как «ростки» тьюторской позиции укрепляются.

Опыт проведения трех встреч, основанных на техниках интерактивного вопрошания, показал следующее.

  1. Вопросы помогают педагогу быть неторопливым в оценках и суждениях (важная характеристика для тьютора).
  2. Через вопросы педагог проявляет свой интерес к содержа- нию и деятельности, свои профессиональные и личностные ценности (это важно в позиционировании).
  3. С помощью вопросов происходит расширение и углубление смыслов, важных для позиционного проявления.
  4. Интерактивное вопрошание формирует другой взгляд на об- разовательную деятельность, помогает уйти от стереотип- ного представления об образовании, найти свой взгляд.
  5. Педагог, приобретающий опыт интерактивного вопроша- ния, становится более внимательным к «другому», к его проявлениям в эмоциях, словах, телесности.

Все это в совокупности, по моему мнению, имеет прямое отношение к профессиональной педагогической позиции

«тьютор» и позволяет утверждать, что интерактивное вопроша- ние — один из мощных ресурсов в проявлении и укреплении тьюторской позиции.

Литература:

  1. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тью- тора и формирование «self skills» // Тьюторство в открытом образо- вательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Межд. науч.— практ. тьюторской конф. М.: Ресурс, 2019. С. 11–16.
  2. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное по- собие. СПБ, 2005, С. 46–53.
  3. Данилова В. Л., Елизарова Е. М., Карастелев В. Е. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования

// Интерактивное образование.— 2020.— № 2. С. 12–18.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости