Размышления об игре как возможном инструменте тьютора. (опыт проведения «Лаборатории тьюторских игр» в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства — 2023)
 /  Тьюторство в дополнительном образовании / Тьюторство в начальной школе / Тьюторство в сельской школе / Размышления об игре как возможном инструменте тьютора. (опыт проведения «Лаборатории тьюторских игр» в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства — 2023)

Размышления об игре как возможном инструменте тьютора. (опыт проведения «Лаборатории тьюторских игр» в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства — 2023)

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0

Размышления об игре как возможном инструменте тьютора. (опыт проведения «Лаборатории тьюторских игр» в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства — 2023)
Тюмина Марина Владимировна, руководитель Пермского РО МТА, г. Чайковский m196104@rambler.ru
Лашова Валентина Афанасьевна, педагог д.о. МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» с. Березовка, Пермский край vlashova@ya.ru
Кислицина Людмила Николаевна, педагог — психолог МБОУ СОШ№1 г. Оханска shtorm147@mail.ru
Антропова Евгения Андреевна, педагог-психолог МАОУ «СОШ «Мастерград» г.Перми janeantropova@mail.ru
Яковлева Ирина Викторовна учитель информатики МАОУ «СОШ «Мастерград» г.Перми iyakov.ppk@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена осмыслению вопроса использования игры в тьюторской практике. Размышления и выводы авторов сделаны на основе проведения семинара для тьюторов и педагогов с тьюторской позицией в рамках Летнего университета наставничества и тьюторства. Важной составляющей статьи является рефлексия процесса конструирования тьюторской игры и фиксация версий о том, какую игру можно назвать тьюторской.
Ключевые слова: игра, тьюторство, тьюторская позиция, конструирование игры, полнота тьюторского действия, рефлексия.

Игровые технологии с давних пор применяются в педагогике. На современном этапе развития системы образования игры могут стать инструментом инновационной деятельности педагога и тьютора, средством развития личностных качеств обучающихся. В отечественной педагогике признанные классики (Л.С.Выготский, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин и др.) исследовали специфику и особенности игры и игровой деятельности в процессе образования и воспитания. «Игровую технологию, применяемую в образовательном процессе, всецело признают крайне эффективной, универсальной, легко воспроизводимой, подходящей для любой учебной дисциплины и решения практически всех воспитательно-развивающих задач» [1]. Авторы данной статьи (выпускники Московской тьюторской магистратуры, практикующие тьюторы, эксперты в области индивидуализации и тьюторства, представители школьной тьюторской службы) стали организаторами семинара «Лаборатория тьюторских игр» на Летнем университете наставничества и тьюторства в июне 2023 года на базе МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми. Три месяца шло согласование смысла и цели работы, а также разработка содержания будущей лаборатории. За это время удалось создать сценарий всего события, в основу которого лег опыт практических действий группы разработчиков. Была разработана технологическая карта события из пяти этапов: 1) самопрезентация ведущих и знакомство участников семинара, их позиционирование, выбор практики; 2) практикум (каждый из ведущих проводил свою площадку, демонстрируя варианты игр, которые, на его взгляд, может применять тьютор в своей работе); 3) этап обобщения (обсуждение вопросов, связанных с тьюторской игрой); 4) «Конструктор Т-игры» (самостоятельная работа групп по созданию Т-игры, презентация разработок); 5) содержательная рефлексия (выявление обобщенных представлений об игре как инструменте работы тьютора, а также фиксация вопросов, которые требуют дальнейшей проработки). В результате была организована 6-часовая встреча тьюторского сообщества Пермского края с сопровождением и навигацией групп. Ключевыми вопросами, на которые искали ответы участники и разработчики лаборатории были следующие: Какое место может занимать игра в тьюторской деятельности?  Может ли тьютор сам стать автором и разработчиком игры? Как происходит разработка игры? На что опирается тьютор в этом процессе? По итогам проведенного семинара каждый из соавторов написал рефлексивные заметки, которые и легли в основу данной публикации.

Взгляд руководителя площадки — Яковлевой И.В. Особенностью нашего учреждения является то, что в школе работает тьюторская служба. Школа в течение нескольких лет решает управленческую задачу, как обеспечить среду для развития тьюторского потенциала учителей. Одно из решений — участие представителей службы в очных мероприятиях, где есть возможность знакомства, общения и взаимодействия с сообществом, имеющим такие же взгляды на поддержку школьников в развитии их образовательной самостоятельности. Проведение семинара «Лаборатория тьюторских игр» оказалось событием, которое всколыхнуло жизнь школьного тьюторского сообщества. Приведем рефлексивные заметки членов тьюторской службы МАОУ «СОШ «Мастерград», активных участников семинара. «На первой части семинара мы разделились по трем группам. Автор каждой площадки познакомил нас с игрой, которую предлагает в качестве инструмента работы с тьюторантами. Тьюторской службе Мастерграда повезло: нам удалось принять участие в работе каждой площадки и затем подробно обменяться впечатлениями. Мы поучаствовали в игре «Гулливер», «4К» и «Метафорический я». В игре «Гулливер» мы работали с вопросами. Ключевой вопрос был: «Как правильно конструировать тьюторскую игру?» Фишка игры в том, что нужно было определить степень связи возникающих вопросов с ключевым. Находясь в позиции наблюдатель, я заметила, как постепенно нарастает накал эмоций, как у участников все больше и больше проявляется азарт, как игра превращается в настоящий мозговой штурм. Уточняющие вопросы помогли «развернуть» ключевой вопрос, «выйти на детали». Теперь я понимаю, как организовать мозговой штурм более продуктивно, как раскрутить группу на работу». «В игре «Метафорический я» работали с разными видами метафор: визуальными, вербальными и кинестетическими. Игра полезна на первых тьюториалах, в качества приема при организации знакомства с тьюторантом. После игры появляется понимание, что человек из себя представляет, в чем слабые и сильные стороны, его дефициты и ресурсы. Для психологического портрета тьюторантов данная игра отлично подходит». «Во второй части семинара мы командой придумывали и конструировали свою игру. Наша идея возникла из проблемы одного участника группы: у педагога 5 класс, дети собрались из разных коллективов, много лидеров в классе. Цель игры: сплотить детей, научить детей слышать друг друга, приходить на помощь друг другу. Мы придумали образовательную игру «Коктейль противоядия», которую можно про вести в начале учебного года» «На данном семинаре мы познакомились с образовательными играми, которые можно применять не только в тьюторской работе, но и в работе классного руководителя, учителя-предметника. В ходе семинара заметили, как по-разному группы и вообще участники под ходят к игре, какие разные задачи ставит каждый перед собой. Понравилось то, что мы смогли свободно высказать свою идею. Оказалось, реальным придумать и разработать свою игру». Для меня, как руководителя площадки, важным стало то, что в конце семинара я увидела не только одухотворенные лица коллег. Педагоги старались смотреть на все происходящее глазами тьютора и нашли место игровой практике в своей работе, называли конкретные места и ситуации, когда могут организовать взаимодействие с тьюторантами через игру.
Взгляд автора «Конструктора тьюторской игры» Кислициной Л.Н. Что такое игра? Существует множество определений. Но поскольку мы рассматриваем игру в педагогическом, тьюторском контексте, то под игрой мы понимаем занятия, действия, формы общения, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата [2]. Игра на человека может оказывать трансформирующее действие, способствует самооценке компетентностей и их развитию. Возможно ли сконструировать тьюторскую игру? Опыт участия в «Лаборатории Т-игр» показал, что это возможно. Для создания конструктора была использована принципиальная топика игрового тьюториала Г.П. Щедровицкого. Как был устроен процесс? Все участники семинара находились в одном пространстве, которое легко трансформировалось для индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Участники семинара, объединенные в 5 групп, были погружены в игровой контекст: «Новая частная школа, в которой главными принципами является индивидуализация, ориентация на личность, развитие soft и self компетенций. В школе обучаются дети с 1 по 11 класс. С детьми взаимодействуют педагоги с тьюторскими компетенциями и тьюторы. Пространство школы позволяет реализовывать самые нестандартные и смелые проекты. Школа новая и руководство школы, и педагогический коллектив озадачены поиском, созданием новых эффективных педагогических решений для достижения поставленных целей. Игроки становятся педагогами этой школы». Обыгрываемое: Игрокам предлагается активно включиться в творческий процесс по разработке «полезных» игр, которые могли бы способствовать развитию soft и self компетенций участников образовательного процесса (на выбор: младшая школа, старшая, подростки, родители, педагоги и пр.). Игровой процесс, требования к новой игре. Руководство школы обозначило несколько ключевых моментов (требований) к разрабатываемым играм: – игра для группы, не должна быть похожа на викторину, урок, соревнования; – задача взрослого запустить процесс игры; – игра должна иметь название, обозначенную решаемую в игре задачу; – иметь правила, критерии оценивания; – продолжительность игры 30–60 минут; – активность участников приветствуется и поощряется; – игра должна быть направлена на развитие soft и self компетен ций участников образовательного процесса. В процессе создания игры участники двигались поэтапно. 1. Этап. Участникам в группе необходимо было обсудить контекст будущей игры, для этого необходимо договориться: Какая проблема будет решаться? Для какой возрастной категории? Где и в каких условиях игра может быть реализована? Каковы особенности предполагаемых участников игры? 2. Этап. Обыгрываемое. Как будет обыгрываться решение проблемы, сформулированной самими участниками? Участникам предлагаются возможные варианты решения следующих вопросов: Каков сюжет игры? Что необходимо из материалов? Как обустроить игровое пространство? и тд. 3. Этап. Игровой процесс. Участники групп схематично или другим удобным способом изображают на бумаге процесс игры. Представители от групп презентуют свой замысел игры перед всеми участниками. Важно зафиксировать следующее: 1. Название игры 2. Ход игры 3. Правила 4. Критерии оценивания (кто побеждает в игре, или как измеряется прирост каждого участника). Во время презентации игры одной группой, между другими распределяются роли экспертов и критиков. По итогу, я как ведущая, зафиксировала: поэтапность движения, с одной стороны, способствовала погружению участников в процесс разработки игры, помогала сфокусироваться на важных вопросах, а, с другой стороны, вызвала некую растерянность, появлялись сомнения по поводу правильности размышлений и принятых решений. Поскольку все участники были погружены в игровой формат, обсуждение строилось исходя из двух позиций: критики и экспертности. Два этих условия сняли впоследствии излишнее напряжение и добавили содержательной рефлексии участников. Что стало результатом? Появились проектные замыслы со сце ариями пяти игр: «Я — Сам», «Выбирай-ка», «Экспедиция», «Снова в школу», «Я и Другие», которые вполне может использовать тьютор в своей практике, но только после апробации (лучше со взрослыми), анализа и рефлексии, скорее всего потребуется доработка именно тьюторского контекста. Нам организаторам пришло понимание, что на этой части лаборатории, по сути, состоялся игровой тьюториал, позволивший участникам выйти в пространство конструирования игры и создать ее проектный замысел. Такой тьюториал стал способом преодоления страха участников перед конструированием игры.
Взгляд ведущего рефлексивной части семинара — Лашовой В.А. Главным для всех собравшихся было понимание места и роли игры в тьюторской деятельности. Поэтому заполнение матрицы «Полное тьюторское действие», погрузившее коллег в серьёзное обсуждение, завершилось глубокими суждениями, вопросами на перспективу. Практически единодушным было мнение, что игры, в которые играли участники лаборатории, могут быть использованы на этапе прояснения запроса, подборе ресурсов и их картировании, при составлении индивидуального образовательного маршрута (программы), на такте осмысления и рефлексии своего движения, его масштабирования. Никто не предложил использование игр на этапе самостоятельной реализации ИОМ/ИОП. Хотя после обсуждения возникшей необходимости пробного действия для тьюторанта на данном этапе, пришли к выводу, что формат игры вполне приемлем. Целесообразность использования игры, игровых упражнений, техник адекватно тьюторской задаче есть главный критерий для применения их как инструментов. Известно, от рук мастера, его умений тоже зависит, насколько полезным и эффективным будет взятый им инструмент. Вторая часть лаборатории как раз показала, на что способны собравшиеся педагоги, тьюторы, эксперты. В условиях ограниченного времени, следуя предложенному конструктору, создать игру с учётом контекста, было непросто. В итоге замыслы 3-х игр удалось создать в тьюторском концепте. Еще два замысла признаны как нуждающиеся в доработке. Заряд позитивной энергии, воодушевление и решимость участников и организаторов осваивать потенциал игры, игровых упражнений и техник в тьюторской деятельности оставляют надежду на новые встречи и открытия». Подводя итоги проведенного семинара, можно сделать несколько выводов. Первый. Игра в тьюторской практике уместна в случае, если тьютор понимает, на каком этапе тьюторского действия и с какой целью он ее использует. Второй. Кроме тех игр, которые уже созданы в психологической и педагогической практике, тьютор может стать разработчиком, конструктором игры, понимая законы ее построения. Третий. К особенностям игры, которую использует тьютор, можно отнести следующее: наличие выбора вариантов, самостоятельное действие участников, гибкая позиция ведущего, короткие безоценочные комментарии, возможность игрокам задавать вопросы, обязательная рефлексия игры. Тьюторская игра ставит каждого игрока в субъектную позицию, в отличии от педагогической, основанной на выполнении заданий педагога.
Список источников:
Литература
1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С.Выготский. — Текст: непосредственный //Альманах института коррекционной педагогики РАО. — 2017. — № 28. — С. 1–33.
2. Интернет-ресурсы http://muk21-konkovo.narod.ru/UPK-WEB/ped_term241103.htm

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости