Кулешова Г.М. Развитие совокупности личностных качеств ученика в ходе индивидуальной образовательной деятельности в дистанционном обучении
 /  Тьюторство в дистантном образовании / Кулешова Г.М. Развитие совокупности личностных качеств ученика в ходе индивидуальной образовательной деятельности в дистанционном обучении

Кулешова Г.М. Развитие совокупности личностных качеств ученика в ходе индивидуальной образовательной деятельности в дистанционном обучении

Г.М. Кулешова (Нефтекамск)

Актуальность и инновационность обращения к проблемам индивидуализации дистанционного обучения (ДО) определяется

современными требованиями к развивающемуся в ходе образования человеку, а также потребностью учащихся в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций. Учитывая это, мы провели диссертационное исследование, посвященное содержанию и организации индивидуальной деятельности учеников в дистанционном обучении, направленном на их творческую самореализацию.

В ходе исследования мы выяснили, что многие методики и технологии ДО нацеливают учащихся преимущественно на репродуктивную деятельность и формальные, тестовые результаты. Учебный материал переносится в дистанционное обучение из очного без необходимого учёта специфики использования учениками ИКТ. Это приводит к тому, что общественная и личностная потребность в активизации ученика и его ответственности за выстраивание собственной образовательной траектории не находит в дистанционном обучении необходимых условий реализации.

Предмет исследования, поставленная цель, а также проведённый поисковый эксперимент, определили гипотезу, которая заключалась в предположении:

если содержание индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении составят не только знания, но и опыт специально выделенной системы деятельностей, а организация обучения будет происходить при следующих педагогических условиях:

  • целеполагание, реализация индивидуальной деятельности учащихся и её рефлексия происходит в открытой образовательной среде;
  • реализуется опора педагога на самостоятельную работу обучающихся;
  • технология организации индивидуальной деятельности ученика включает этапы: подготовительный, организационно-проектный, самоопределения, программирования, реализации индивидуальной образовательной программы и рефлексивно-оценочный;
  • базовой характеристикой организации индивидуальной деятельности учащихся выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения с помощью технологий веб-форума, чата, электронной почты,

то реализация перечисленных педагогических условий приведёт к следующим результатам:

  • дистанционная индивидуальная деятельность ученика состоится и окажется измеряемой, что будет проявляться в степени достижения его личных учебных целей;
  • результативность (продуктивность) индивидуальной деятельности ученика в ходе дистанционного курса будет обнаружена с помощью оценки его образовательного продукта (уровни креативности, осознанности, личностной значимости, рефлексии);
  • в результате реализации «индивидуальной образовательной траектории» (ИОТ) произойдёт проявление и развитие совокупности следующих личностных качеств ученика: ценностно-смысловые (познание самого себя, своих способностей и возможностей; самоопределение в учебной теме; определение смыслов и перспектив её изучения; конкретизация личных целей в индивидуальной образовательной программе); познавательные и эвристические (умение ставить учебные цели, работать самостоятельно; планирование; умение рефлексировать; самооценка; способность действовать в нестандартных ситуациях, создавать образовательный продукт); информационные (навыки работы с компьютером; умение работать с электронной почтой; умение работать со средствами телекоммуникаций и Интернет; поиск необходимой информации; анализ и отбор информации; преобразование, сохранение и передача информации);коммуникативные (знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными в пространстве людьми; умение работать дистанционно с педагогом, с учащимися, в группе).

Перечисленные в гипотезе условия и результаты, конкретизированные на предметном уровне, составляют систему оценки результатов продвижения ученика в дистанционном обучении по «индивидуальной образовательной траектории».

Методологическую основу исследования составляют положения теории эвристического обучения (В.И. Андреев, П.Ф. Каптерев, В.Н. Соколов, Н.К. Сергеев, А.В. Хуторской и др.); идеи дифференциации и индивидуализации обучения (Е.О. Иванова, Т.М. Ковалева, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт, М.А. Холодная и др.); идеи информатизации образования (С.А. Бешенков, Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, В.Г. Кинелев, А.А. Кузнецов, Н.Д. Никандров и др.); идеи философии возможностей применительно к субъектам образования (М.К. Мамардашвили, С.С. Аверинцев, Ш.А. Амонашвили и др.).

Исследование проводилось в рамках научной школы человекосообразного образования (А.В. Хуторской), главной целью которой выступает проектирование и реализация образования, направленного на выявление заложенного в человеке потенциала. Педагогический эксперимент по организации дистанционного обучения был осуществлён на базе Центра дистанционного образования «Эйдос», в инновационной деятельности которого принимают участие около 2000 школ.

Результаты исследования внедрены в практику работы в очном обучении на базе МОБУ СОШ № 10 и НУДО «Школа менеджеров» г. Нефтекамска, дистанционно – на базе 58-ти учебных заведений России, осуществляющих экспериментальную деятельность под руководством соискателя; в 17-ти дистанционных оргдеятельностных курсах для педагогов: (2003–2008), 6-ти дистанционных профиль-курсах для старшеклассников (2003–2007); 2-х дистанционных мастер-классах (2005–2006). Материалы исследования получили одобрение на Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года». Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях ученого Совета по общим проблемам среднего образования, лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, в Башкирском институте развития образования.

Главное направление индивидуализации в ДО, актуализирующее деятельность учащихся, связывается нами с организацией продуктивного (в отличие от информационного) дистанционного эвристического обучения, которое имеет существенное преимущество в силу оперативности, информативности, креативности, продуктивности возможностей и условий для реализации персональной «образовательной траектории» школьников. Под дистанционным эвристическим обучением понимается совместная творческая образовательная деятельность, осуществляемая удаленными друг от друга субъектами обучения с использованием телекоммуникаций, в ходе которой происходит продуктивное взаимодействие педагога и учеников с целью освоения ими знаний, способов деятельности и реализации «индивидуальной образовательной траектории».

Проведенный анализ специфики «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном эвристическом обучении позволил выделить следующие её характеристики, во-первых, личностную продуктивность образовательной траектории; во-вторых, создание уникального творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств, различных программ и приложений; в-третьих, письменную фиксацию и сохранность образовательных продуктов; в-четвертых, осознание результатов индивидуальной деятельности в рефлексии; в-пятых, педагогическое сопровождение и мониторинг обучения посредством электронной почты, технологий веб-форума и чата.

В ходе исследования были выявлены закономерности реализации образовательной траектории в интегративной предметно-учебной, личностной и коммуникативной образовательной среде дистанционного эвристического обучения, такие как обусловленность выбора темпа, способа и последовательности освоения содержания образования гипертекстовой технологией организации текстового материала, а также зависимость качества индивидуального образовательного продукта от проявления, формирования и развития ключевых компетентностей, включающих совокупность личностных качеств. Образовательную траекторию ученика характеризуют ценностно-смысловые, познавательные, эвристические, информационные, коммуникативные ключевые и общепредметные компетентности, которые обеспечивают её реализацию. Данной закономерности имеется подтверждение в работах А.А. Кузнецова и М.П. Лапчика, выделяющих ИКТ-компетентность как «деятельностную образованность» в сфере информационно-аналитической, познавательной, коммуникативной и других деятельностей.

Для конструирования понятия «индивидуальная образовательная траектория» нами выделена совокупность его существенных признаков: личностный смысл обучения, ученическое целеполагание, индивидуальная образовательная программа, рефлексия, а также принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В результате нами введено следующее определение: «Индивидуальная образовательная траектория» ученика в дистанционном эвристическом обучении есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Исходя из специфики данного понятия, выявлены принципы организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика, которыми являются: открытость, расширение и обогащение образовательной среды; интерактивное взаимодействие (оперативная обратная связь) всех субъектов обучения с использованием средств телекоммуникаций; фиксация внешнего деятельностного содержания образования и внутреннего личностного приращения; интеграция адекватных педагогических и информационных технологий в продуктивной, коммуникативной и управленческой деятельности; значимость тьюторского педагогического сопровождения программы обучения ученика; приоритет компетентностных критериев оценки результатов обучения перед информационными и увеличение качества образовательных продуктов учащихся в ходе индивидуальной дистанционной деятельности через проявление и развитие ключевых компетентностей.

Наряду с выделенными принципами предложены педагогические условия организации «индивидуальной образовательной траектории» учащихся в дистанционном обучении: ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ориентации субъектов обучения); субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения) и дидактические (формы, методы, технологии, контроль и оценка). Для реализации и оценки «индивидуальной образовательной траектории» ученика выработаны ценностно-смысловой, познавательный, эвристический, информационный и коммуникативный критерии.

Основными идеями разработанной нами модели организации индивидуальной деятельности учащихся являются: идея траектории как пути и результата образовательной деятельности ученика; философское и психологическое положение о потенциале личности, который заключается в сочетании индивидуальных личностных качеств, относящихся к познанию окружающего мира, самопознанию, коммуникациям, самому знанию, а также потребности в самореализации; признание определенной последовательности педагогических действий — первичности познания учеником реальности, опережение внутреннего образовательного продукта перед внешней заданной программой образования, что дает возможность определения уровня личного образовательного «приращения»; представление об учении и развитии как процессе «самодвижения», имеющем внутренние движущие отношения и основания для постановки учеником образовательной цели.

Для построения модели учитывались основополагающие принципы индивидуализации и эвристичности, выработанные принципы организации ИОТ и дидактические ориентиры дистанционного эвристического обучения: рефлексия и интерактивное взаимодействие всех субъектов обучения с использованием средств телекоммуникаций, предполагающее процессы соотнесения, сравнения и сопоставления личных и общих целей, программ, продуктов, ценностей и опыта в открытой образовательной среде.

Исходя из определения ИОТ ученика, достижение учебных целей связывается с актуальностью проявления и развития в образовании личностного потенциала субъекта в его предметной деятельности, осуществляемой в спроектированной учителем открытой образовательной среде, позволяющей развивать необходимые способности. Одними из факторов механизма образовательного «самодвижения» ученика являются потребность в самореализации, возможности Интернет-технологий и телекоммуникаций, познавательный интерес и, как утверждает А.Н. Леонтьев, личностный смысл как отношение мотива (деятельности) к цели (действия). Импульс, сформированный «извне», может быть закреплен «изнутри» через процесс целеполагания, включающий построение (возможно, мысленное) учеником в ДО индивидуальной образовательной программы. Личностный смысл индивидуальной образовательной программы (ИОП) ученика обусловлен связью мотива его деятельности с целью реализации его учебных действий в локальный период проведения дистанционного курса. В процессе реализации ИОП происходит рефлексия, а также педагогическое сопровождение деятельности посредством интерактивного взаимодействия с педагогом и другими субъектами, что приводит к продуктивной, качественно изменяющейся во времени индивидуальной образовательной деятельности. Её результатом становится формирование суммы внешних и внутренних образовательных продуктов, которые составляют личностное содержание образования ученика.

Модель организации «индивидуальной образовательной траектории» ученика в дистанционном обучении включает уровни проектирования, реализации, рефлексии результата, которые реализуются с помощью методического обеспечения, включающего совокупность методов и средств, способствующих практическому осуществлению организации образовательной среды, мотивационного обеспечения индивидуальной деятельности, целеполагания и рефлексии.

Остановимся на одном из уровней модели и покажем, какие личностный качества ученика развиваются в ходе его предметной деятельности в ДО. Уровень проектирования включает содержание 3-х этапов разработанной нами технологии организации индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении: подготовительного, организационно-проектного и этапа самоопределения. Виды деятельности ученика: ценностно-ориентационная, преобразовательная (самоорганизация), познавательная и коммуникативная – осуществляются посредством взаимодействия с локальным координатором и анализа личностных возможностей и сфер деятельности, привлекающих интерес или реализующих потребности; самоорганизацию; техническую подготовку; знакомство с правилами и нормами дистанционной образовательной деятельности; презентацию начального образовательного продукта; знакомство с программой курса и самоопределение по отношению к общим целям; выделение ключевых проблем, понятий, фундаментальных образовательных объектов курса и определение образа темы и личностно значимых вопросов; определение замысла работы в очно-дистанционном режиме.

Актуальным видам деятельности ученика соответствуют следующие личностные качества, с помощью которых эта деятельность осуществляется как в подготовительный период, так и на дистанционном курсе: познание самого себя, самоопределение (в теме), конкретизация образовательных целей. Данные качества входят в группу ценностно-смысловых ключевых компетенций. Деятельность дистанционного педагога осуществляется в двух направлениях: организационное направление связано с созданием программы, содержания, технического и организационного оснащения дистанционного курса; проектирование определяет условия и методическое обеспечение реализации ИОТ ученика.

Методическое обеспечение создания образовательной среды обусловлено методами проектирования индивидуального содержания образования в дистанционных курсах, эвристическими заданиями (ЭЗ) дистанционных эвристических олимпиад и комплексом средств: аппаратными средствами (персональный компьютер с периферийными устройствами), предоставляющими управление обучением самому учащемуся; программными средствами общего назначения, служащими для создания уникального образовательного продукта (пакет программ Microsoft Office); программными средствами учебного назначения (электронные учебные модули, практикумы, веб-квесты), создающими образовательную среду; средствами телекоммуникаций (электронная почта, чат, форум, служба пересылки файлов), обеспечивающими интерактивность, мотивацию, целеполагание, рефлексию и процесс дистанционного обучения; дидактическими, в том числе эвристическими средствами (открытыми эвристическими заданиями, инструкциями, рекомендациями).

Мотивационное обеспечение индивидуальной деятельности ученика складывается путём осознания им актуальности и личностной значимости предмета освоения, в результате применения метода личностного осмысления, метода активизирующего незнания («знание о незнании»), проектирования диалоговой структуры и содержания дистанционных курсов, основывающихся на фундаментальных элементах эвристического обучения: целеполагании и рефлексии участников. На данном уровне модели с помощью центра дистанционного обучения актуализируется ресурсно-методическое обеспечение – происходит необходимая дистанционная подготовка очных педагогов с целью освоения эвристических и телекоммуникационных технологий, а также координируется реализация ИОТ учащихся в очном обучении, что делает применяемую методику впоследствии воспроизводимой.

Базовой объединяющей характеристикой всех уровней организации ИОТ ученика выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения в основных его типах: педагог – ученик; ученик – педагог; ученик – ученик; ученик – образовательная среда; ученик – его Я; дистанционный педагог – локальный координатор; ученик – дистанционный эксперт, – которое мы определяем как оперативную обратную связь для осуществления диалога с использованием виртуального партнера – средства ИКТ (технологий форума, чата, электронной почты). Результатом организации ИОТ ученика является личностное содержание образования, заключающееся в его личностном опыте, представленном в форме знаний, личностных ориентаций, умений принимать нестандартное решение, умений действовать по образцу и развитии совокупности необходимых для творческой самореализации личностных качеств.

Педагогически значимым и эффективным для достижения целей исследования оказался разработанный нами подход к диагностике результатов эксперимента. Результаты педагогического эксперимента оценивались с помощью совокупного критерия. Был выбран «измеритель компетентности», позволяющий соединить качества деятельности: эффективность (выход/вход), результативность (выход/цель) и личностные критерии, как совокупность следующих признаков: знаний – как сведений в определенной области, связанной с деятельностью; навыков – как умений практического применения знаний; способностей – как личностных возможностей реального осуществления деятельности; желаний – как актуальных мотивов к выполнению деятельности.

Фиксирование результатов индивидуальной деятельности участвующих в эксперименте учащихся велось с помощью метода ключевых слов при анализе выполненных заданий, работе на форуме, через анализ ученической рефлексии. Мы исходили из положения, что семиотическое средство (язык, знак, текст), являясь отражением деятельности, может указывать на уровень подготовки учеников. Ключевые слова, являющиеся лексическими средствами, представляют содержание текста. Метод анализа ключевых слов ученической рефлексии на основе таксономии Б. Блума позволил интерпретировать соотношение ключевых слов (лексических средств реализации) и уровней мышления, осуществляемых в компетентностях учеников.

В таблице 1 приведён фрагмент определения уровня сформированности компетентностей путём анализа рефлексивных записей дистанционных учащихся.

Предметные компетенции Ключевые слова (лексические средства)
Наличие осознания своих успехов, интересов в выполнении заданий я впервые всерьез задумался о себе…; я задумался о том; никогда не думал…; я заинтересован; мне понравилось…;
Способность увидеть проблемы, которые являются стартом для постановки цели я убедилась, что не…; я осознал, что мне пора…; мне надо много…; я понимаю, что мне бы не мешало…; нужны умения, которых у меня нет…; возникла проблема…; я поняла, что плохо отвечаю…
Умение отличать конкретные цели от «размытых» моя цель на сегодняшнем занятии…; цель занятия…; я выбрал из множества целей одну…; цель работы стала ясна…

Образовательные результаты реализации ИОТ обучающихся на дистанционных профильных курсах ЦДО «Эйдос» представлены зафиксированными в рефлексии с помощью метода ключевых слов проявлениями личностных качеств, необходимых для её осуществления в дистанционном обучении. Представим суммарные результаты по некоторым наиболее значимым уровням развития личностных качеств на предметных и метапредметных дистанционных профильных курсах, проведённых в ходе эксперимента для школьников 9-11 классов: Познание самого себя (осознание успехов, интересов в выполненных заданиях) – 70%. Самоопределение (складывание личного отношения к теме, проблеме, полученной информации; положительный настрой на обучение и познание, вовлечение эмоций в процесс деятельности) – 60%. Умение ставить цели (способность увидеть проблемы, которые являются стартом для целеполагания; умение отличать конкретные цели от размытых; умение не списывать на окружающих трудности реализации целей) – 53%. Самооценка (умение доверять самому себе в контроле и оценке результатов) – 80%. Неготовность к рефлексивной деятельности – 30%. Отсутствие рефлексивных качеств – 20%. Последние два параметра отражают, на наш взгляд, специфику организации индивидуальной деятельности учащихся не только в дистанционном, но и в очном обучении.

В результате исследования нами сделан ряд выводов: содержание индивидуальной деятельности учащихся в ДО состоит не только из знаний, но и опыта деятельностей, который предполагает проявление в обучении совокупности ценностно-смысловых, познавательных, эвристических, информационных и коммуникативных личностных качеств.

Главным результатом реализации модели организации «индивидуальной образовательной траектории» явилось повышение качества образовательных продуктов учащихся (креативности, осознанности, личностной значимости, рефлексии), повышение степени достижения личных целей.

В ходе исследования обнаружено, что результатом проектирования и реализации ИОП ученика в дистанционном обучении выступает также возможность экстраполировать её на другие образовательные ситуации и учебные предметы как в дистанционном, так и в очном обучении.

 

// Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения / Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера. В 2 ч. Ч. 1. – Владимир: ВГГУ. 2010. – с. 315-325.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости