Другова Е. А., Кобзева Л. В., Грибов Е. Н. Проект Веб-форума как ИТ-инструмента тьюторского сопровождения дистанционных студентов
 /  Тьюторство в дистантном образовании / Другова Е. А., Кобзева Л. В., Грибов Е. Н. Проект Веб-форума как ИТ-инструмента тьюторского сопровождения дистанционных студентов

Другова Е. А., Кобзева Л. В., Грибов Е. Н. Проект Веб-форума как ИТ-инструмента тьюторского сопровождения дистанционных студентов

Другова Е.А., сотрудник Центра корпоративного развития
(Институт инноватики, ТУСУР);
Кобзева Л.В., директор Центра корпоративного развития;
Грибов Е.Н., сотрудник Центра корпоративного развития

 

kea@sbi.tusur.ru 05.Liana@gmail.com ckr@sbi.tusur.ru

В данной статье описывается функционирование веб-форума как ИТ-инструмента тьюторской работы, его устройство. Представлена аналитика результатов работы веб-форума. Вводятся принципы проектирования работы веб-форума.

Квалификационные характеристики тьютора в высшей школе в настоящее время находятся в стадии разработки [1]. При их обсуждении на ХIV Тьюторской конференции в г.Томске (октябрь 2009г., секция «Высшая школа») в докладе Кобзевой Л.В. «Тьюторская практика и ее институциализация в высшем образовании» утверждалось, что «тьютор — это распределенная и комплексная позиция, позволяющая осуществлять еще ненормированные деятельности и участвовать в складывании их норм». Деятельность тьютора полагается зависящей от типа университета, в котором она реализуется: федеральный университет, национальный исследовательский университет, университет регионального значения (типы университетов, сложившихся в настоящее время в России), университет на базе web 2.0 и семантических технологий web 3.0 [2]. Тьютор при этом понимается как комплексная позиция, обеспечиваемая, например, позициями эксперта, методолога, научного консультанта, аналитика или исследователя. Тезис о комплексности позиции тьютора (в образовательном событии) был выработан на Тьюторском семинаре «Проектирование стандартов тьюторской деятельности» в г. Томске в 2009г. группой «Образовательное событие» под руководством Зубаревой Т.А. и Кобзевой Л.В. [3]

В настоящей статье представлен опыт создания веб-форума как инструмента тьюторского сопровождения дистанционных студентов, который реализует новые представления о содержании и формах тьюторской работы в сегодняшнем высшем образовании.

Веб-форум — это одна из технологий, позволяющих приблизиться к web 2.0 университету. Такой университет, по версии Д. Пескова и авторов проекта «Метавер», характеризуется, прежде всего, тем, что образовательный процесс превращается в совместную проектную работу, где полезное знание (контент) производится (генерируется) всеми пользователями [4]. При этом как студенты, так и преподаватели становятся в равную позицию (тьютор, эксперт, проектировщик). Университет становится сообществом людей, а не структур, и сообщество становится главной образовательной институцией. В таком университете существует востребованность тьюторской позиции, при этом, что очень важно, происходит перенос тьюторских функций на нечеловеческие носители.

Дистанционное обучение по ряду своих характеристик соответствует концепции университета web 2.0, т.к. предполагает участие в образовательном процессе удаленных пользователей и использование ИТ-инструментов. В Томском межвузовском центре дистанционного образования (ТМЦДО), структурном подразделении Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, в начале 2009г. было решено провести эксперимент по внедрению тьюторства для сопровождения процесса социализации студентов дистанционной формы обучения с использованием ИТ-инструментов.

До этого взаимодействие со студентами в ТМЦДО осуществлялось посредством веб-форума, где студенты из разных регионов обсуждали с преподавателями проблемы и вопросы, связанные с конкретными дисциплинами. Была возможность обратиться в виртуальную «приемную», задать оргвопросы, касающиеся поступления и отчисления, оплаты обучения и пр. Запрос руководства на «обеспечение социализации дистанционных студентов» шел, в том числе, из ситуации чрезвычайно большого процента отчислений дистанционных студентов. С одной стороны, это связано с тем, что дистанционное образование имеет ряд особых характеристик: особенности мотивации к учебе (цитата из форума: «просто нужен диплом, не важно какой, и желательно учиться там, где легче всего»), особенности контингента, получающего дистанционное образование (взрослые; работающие; привязанные к своему городу; не имеющие возможности платить большие деньги за очную учебу) и его образовательный уровень (часто поступают на дистанционное образование те, кто не смог поступить на дневное). С другой стороны, качественные исследования показали, что дистанционные студенты фиксируют свою «оторванность» от университетской среды, отсутствие ощущения причастности к учебной и научной деятельности университета, вакуум смыслов, присущих образовательной деятельности, дефицит очной коммуникации с одногруппниками и преподавателями. Это порождает сложности с выстраиванием собственного образовательного плана, снижение самоорганизации, снижение образовательной мотивации, потерю ориентиров. Если в очном обучении интеграция профессионального образования и личностных стратегий,антропологических траекторий может осуществляться за счет среды, за счет окружающих людей и событий, то в дистанционном обучении люди друг друга не видят, редко слышат, события являются виртуальными, «тела» студентов не вовлекаются в эти события (пример — традиционное студенческое шествие в День Радио — профессиональный праздник для студентов и сотрудников ТУСУРа), события не проживаются.

В структуре учебного веб-форума Центра дистанционного образования был спроектирован и запущен новый подраздел — «Тьюторский форум». При запуске проектировщики (Центр корпоративного развития, Институт инноватики, ТУСУР) исходили из того, что:

  • Образование не ограничивается стенами вуза, это постоянный процесс.
  • Поддержка и развитие интереса дает важный образовательный эффект.
  • Любые внешние ресурсы сети можно использовать как образовательные.

При проектировании были заложены ключевые принципы работы тьюторского форума:

  • Форум призван помогать выстраивать участникам собственные образовательные траектории. Пространства, в которых может лежать траектория («где?»), заложены в темах форума.
  • Высокая содержательная планка дискуссий и отказ от примитивного обывательского языка задают уровень «университетскости», создают особую среду.
  • На форуме в дискуссиях удерживается работа в двух слоях: идеальном слое (проработка идей, норм, концептов, стоящих за ними смыслов и значений) и слое реализации (в каких проектах и программах разворачиваются те или иные идеи).
  • Рефлексивность по отношению к тому, как разворачивается совместная работа на форуме.
  • Аналитический подход к содержанию, обращение к внешним источникам, ориентирование в них.
  • Тьюторскую функцию выполняет сам форум, а его участники занимают позиции модераторов, экспертов, исследователей, авторов и др.

Пространства для ориентации, заложенные в темы форума, и их составляющие таковы:

  • Города, где мы живем. В этой теме происходит обсуждение ресурсности городов, городской среды, стилей жизни, характеризующих город, городского дизайна, обсуждение способов освоения пространства. Связь с городами, где живут участники, с городами, где они были или хотят жить, с профессиональной мобильностью. Обсуждение тех параметров, через которые можно оценивать город (люди, места, события…).
  • Книги как проекты. Обсуждение современной литературы, книг как социокультурных проектов, интересов и предпочтений и стоящих за ними ценностей и образов мира. Это также виртуальная площадка для реальных событий, происходящих в вузе («Книжный клуб»).
  • Здоровье, медицина. Обсуждение причин разного отношения к здоровью, ресурсов здорового образа жизни, ценности здоровья в разных культурах и традициях, принципов современного здравоохранения. Через сериал «Доктор Хаус» обсуждается разница в системах образования, в представлениях о здоровье, о роли врача, профессиональная этика и нарушение профессиональных стандартов, профессиональный долг, личное и профессиональное. Обсуждается собственное отношение к здоровью («Сессия: — время риска для здоровья и разума!»), почему мы не бережем свое здоровье. Здоровье и социальные сети. Здоровье как проект длиною в жизнь. Гендерный аспект в разных профессиях. Фигура настоящего Врача.
  • О музыке. Обсуждение музыкальных предпочтений, интересной музыки, истории музыкальных направлений, музыкальных инструментов и оборудования, музыкальных мероприятий. Делаем свои плей-листы. Обсуждение гимнов ТУСУРа и ТМЦДО. Делимся самодельной музыкой.
  • О кино. Любимые режиссеры; фильмы детства; фильмы — вопросы; фильмы — загадки; фильмы — сказки… Что мы смотрим, когда и как? Фильмы об известных людях, их жизни, деятельности. В этом разделе всплывают совершенно разные темы.
  • file:///Users/Ejli/Movies/999/Recovered%20Files/Scan%201/Found%20Files/WDC%20WD50%2000LPVX-55V0TT0%20Media/Users/cryingjoker/Documents/desctop/web/work/thetutor.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20www%202/images/bullet.gif) 0px 0.4em no-repeat;”>О своем образовании. Из чего на самом деле складывается образование? Какие события сделали меня? Об университетах России и мира, о своем университете и др. Что означают специальности? Как просто и доступно объяснить школьнику про специальность? В чем сущность профессионализма, его признаки, характеристики? Кто такой — инженер?
  • О науке. Куда ведет научно-техническое развитие? Как научные открытия меняют мир и общество? Что ожидает нас в ближайшем будущем? Исследуем, обсуждаем, прогнозируем.
  • Об играх. Игры бывают разные: военно-стратегические, ролевые, штабные, компьютерные, в прятки… Почему мы в них играем?

В функционировании тьюторского форума можно выделить несколько этапов. Сначала были созданы обсуждения более-менее понятных и знакомых тем, таких, как музыка, фильмы, книги. На этом этапе происходило знакомство, утверждение некоторой этики формирующегося сообщества, его норм. На следующем этапе появились (проявились в результате дискуссий) такие темы, как «образование», «профессия», «игры». На этом этапе к обсуждению неожиданно подключились не только студенты, но и преподаватели ТМЦДО, поскольку серьезность обсуждаемых вопросов и сложность ответов на поставленные вопросы инициировали размышления и желание думать. Таким образом, форум стал неким образовательным действием для всех его участников. Далее произошло подключение дистанционных студентов при помощи форума к реальным событиям, происходящим в ТУСУРе (создание «ИТ — клуба», проведение «Предпринимательской кухни», разработка портала для абитуриентов и пр.), они смогли выступить соразработчиками или экспертами. Сложился устойчивый круг участников тьюторского форума, в который вошли наиболее думающие, талантливые, интересные, одаренные студенты.

На этом этапе тьюторский форум вышел на предел своих возможностей в рамках заданного формата существования, и встал вопрос о том, как возможно его дальнейшее развитие. В формальной структуре образовательного процесса в ТМЦДО на сегодня такой инструмент понимается как необязательный и дополнительный, и ситуация будет оставаться таковой без пересмотра подхода к образовательному процессу (и, возможно, переориентации его на реализацию модели университета на базе web 2.0). Поэтому сейчас ближайшей зоной развития тьюторского форума мы видим соединение его с образовательным процессом и процессом профессионализации. Формат веб-форума подходит для освоения гуманитарных дисциплин, таких, например, как «философия техники», «основы социокультурного проектирования», «этика и культура управления» и др. Для этого нужно проектировать тьюторство как комплекс позиций, перестроить в образовательном процессе способ производства и освоения знания, разработать новые способы оценивания образовательных результатов. При этом, вероятно, понадобятся другие, более удобные ИТ-инструменты, такие как индивидуальные или групповые блоги, и др., более соответствующие концепции университета web 2.0.

Таким образом, эксперимент с созданием тьюторского форума для сопровождения/реализации процесса социализации и адаптации подтвердил тезисы о том, что попытка закрепить тьюторскую позицию в вузе неминуемо ведет к необходимости менять подход к образовательному процессу, что вновь приводит нас к необходимости восстановления того, какому типу университета будет соответствовать этот подход.

Литература

 

  1. Реморенко И.М. Пленарный доклад «Институциональное оформление деятельности тьюторов», Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы», 11 ноября 2008г.
  2. Кобзева Л.В. Доклад «Тьюторская практика и ее институциализация в высшем образовании», ХIV Тьюторская конференция в г. Томске, секция «Высшая школа», 8 октября 2009г.
  3. Зубарева Т.А., Кобзева Л.В. Доклад группы «Подход к стандартам тьюторской деятельности в образовательном событии», Тьюторский семинар «Проектирование стандартов тьюторской деятельности» в г. Томске, апрель 2009г.
  4. Проект «Метавер». http://metaverpro.wordpress.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости