Завьялова С.М., Мареев В.И., Гутерман Л.А. Организация работы с сайтом удалённого обучения в системе заочного обучения и филиалов Педагогического института ЮФУ
 /  Тьюторство в дистантном образовании / Завьялова С.М., Мареев В.И., Гутерман Л.А. Организация работы с сайтом удалённого обучения в системе заочного обучения и филиалов Педагогического института ЮФУ

Завьялова С.М., Мареев В.И., Гутерман Л.А. Организация работы с сайтом удалённого обучения в системе заочного обучения и филиалов Педагогического института ЮФУ

В.И. Мареев, Л.А. Гутерман, С.М. Завьялова
(Ростов-на-Дону
Южный федеральный университет)

 

Статья посвящена проблемам использования технологий ДО (сайта удалённого обучения) в системе заочного обучения педагогического института ЮФУ и его филиалов. Рассматриваются вопросы методического сопровождения и организации контроля в процессе формирования индивидуальной образовательной траектории студентов.

Одним из приоритетных направлений и аспектов деятельности Педагогического института ЮФУ можно определить интеграцию педагогического потенциала колледжей и вуза путем сопряжения профессионально-образовательных программ ГОС СПО и ВПО и обеспечение непрерывности процесса профессионального развития будущего учителя. Завершив обучение в колледже очно, студенты, как правило, направляются для работы в сельские школы области и для продолжения образования выбирают систему заочного обучения. Использование индивидуальных образовательных траекторий способствует повышению способностей студентов к самостоятельному обучению и формированию у них практических навыков работы с различными информационными системами и развитию аналитического и конвергентного мышления. Построение индивидуальной образовательной программы можно рассматривать не только как последствия выбора человеком содержания и форм своего обучения, но и как управленческий механизм на пути становления инновационных образовательных систем, модернизации системы образования в целом. Следовательно, использование тьюторской модели в этом процессе актуально и даёт возможность самореализации каждому обучающемуся.

Особенность контингента студентов позволяет факультетам и филиалам, ведущим подготовку в системе заочного обучения активно внедрять дидактические нововведения, создавая условия для практической отработки эффективности, оптимальности, результативности новых педагогических технологий в непрерывном педагогическом образовании.

Активное использование компьютерных технологий создаёт условие для построения качественно иной образовательной среды, основанной на принципах открытого информационного пространства.

Однако, как верно замечает Е.С. Полат, «у заочной и дистанционной форм обучения есть только одна общая черта: в обоих случаях преподаватель и обучаемые находятся на расстоянии. Все остальное, т.е. организация учебно-методического обеспечения, его отбор, структуризация, организация учебного процесса, даже контроль осуществляются принципиально по-разному». [Е.С. Полат. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения]. На наш взгляд, именно заочное обучение позволяет активно использовать новейшие наработки открытого образования, не нарушая при этом традиции сложившейся системы.

Сайт удалённого обучения ПИ ЮФУ, разработанный в рамках национального проекта (С.В. Кулаков, В.Д. Цукерман), позволяет особым образом организовать обучение, основанное на следующих принципах:

  • опора на современные информационные технологии;
  • проектирование качественно иного содержания и методов овладения профессиональными компетенциями по сравнению с традиционным обучением: разработка качественно нового учебного и учебно-методического обеспечения на модульной основе;
  • изменение традиционной роли преподавателя как транслятора знаний и освоение им роли тьютора;
  • решение задач измерения качества обучения в инновационных условиях.

Чтобы система работала, невозможно использовать отдельно взятый из другой области (формы) компонент: будь то самые передовые средства обучения, технологии, способы деятельности и т.д.

Использование в практике заочного обучения технологий дистанционного обучения возможно и даже необходимо, но в силу специфики формы, способы взаимодействия со студентами должны строиться качественно иначе. Как известно, при заочной форме обучения, важная роль отводиться реальному общению преподавателя и студента в процессе аудиторных занятий, которые являются обязательными и занимают треть нагрузки по дисциплинам учебного плана очного обучения. Если учесть, что в системе дистанционного обучения общение с преподавателем в основном виртуально, то для заочника преподаватель лицо реальное и студент в системе ОЗО тоже реально заявляет о своих ожиданиях и проблемах.

Если обучение в системе открытого образования априори предполагает владение информационными технологиями, то студент-заочник, даже если это учитель школы, по нацпроекту оснащённой новейшей компьютерной техникой, может вообще не иметь опыта работы с компьютером. И электронное обучение скорее создаёт ему проблемы, нежели помогает учиться.

Значит, преподавателю необходимо грамотно и профессионально организовать учебный процесс в соответствии с реализуемой концепцией обучения, учитывая специфику обучающихся.

Например, в Зерноградском филиале ЮФУ обучение студентов — первокурсников начинается с тестирования на предмет владения компьютером и Интернет-технологиями. По результатам строиться индивидуальная работа, включающая занятия с преподавателем по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», консультации и выполнение зачётного задания в кабинете самостоятельной работы. Для студентов, слабо владеющих компьютером, подготовлено специальное пособие (в электронном и печатном виде), позволяющее в короткие сроки получить недостающие умения и навыки работы с текстовым редактором, электронной почтой и поисковыми системами сети Интернет. Итогом становиться допуск к работе на сайте удаленного обучения ПИ ЮФУ.

Сайт удаленного обучения был создан с целью упорядочения и систематизации межсессионной работы студентов-заочников.

Основным и важнейшим элементом системы организации нового способа взаимодействия являются специально созданные преподавателями учебные и учебно-методические пособия (электронные курсы) на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением.

Пособия содержат систематизированный материал в рамках программ учебных дисциплин и отличаются от принятых электронных учебников, в основном предполагающих виртуальное общение преподавателя и студента.

Содержание структурировано по лекционно-тематическому принципу в виде отдельных модулей — тем. Модули — темы включают все виды учебной деятельности: получение информации, выполнение практических заданий и самостоятельную работу в известных и новых формах, аттестацию. Курсы нацелены на поддержку и расширение возможностей самостоятельной работы студентов.

Учебный процесс организован как в виде традиционных аудиторных занятий (лекции и практические занятия), так и в процессе самостоятельной работы. Материалы учебного курса представлены в традиционном печатном виде, размещены на CD-ROM (выдаются студентам) и на страницах сайта удалённого обучения ПИ ЮФУ в сети Интернет. Такое модульное учебное пособие в отличие от принятого электронного учебника, на наш взгляд, является оптимальным для использования в системе заочного обучения.

Работа с пособием с одной стороны нацелено на самостоятельную работу, а с другой позволяет структурировать освоение дисциплины и пошагово контролировать преподавателем освоение необходимых профессиональных компетенций.

Темы-модули учебного курса включают следующие компоненты:

  • Цель (деятельностно – ориентированного характера)
  • (лекционный материал и материал для самостоятельного изучения, список литературы для самостоятельного изучения; информационные ресурсы по темам; словари терминов и основных понятий курса, приложения)
  • практические задания (вопросы и задания для самостоятельной работы, индивидуальные творческие задания);
  • задания для аттестации (тестовые задания, экзаменационные вопросы).

На сегодняшний день на отделении заочного обучения ПИ ЮФУ пособия в основном подготовлены по дисциплинам общепрофессионального блока.

Во время аудиторных занятий экзаменационной сессии студенты знакомятся с содержанием и порядком обучения по дисциплине, проводятся практические занятия по работе с учебным пособием.

После традиционной аудиторной работы самостоятельное обучение организовано в процессе интерактивного взаимодействия с преподавателем в сети Интернет. Обучение организовано пошагово и позволяет переходить к следующей теме-модулю только после успешно освоенной предыдущего и получения промежуточной оценки. Можно возразить, что такая организация работы ограничивает свободу студента в выборе порядка освоения курса, но на наш взгляд последовательная и кропотливая работа создаёт условия для оптимального движения по образовательной траектории. При этом следует учесть, что учебный план и набор модулей — тем дисциплины куратор курса формирует для групп с учётом учебного и педагогического опыта студентов.

Взаимодействие организовано таким образом, что студенты имеют возможность получать не только отметку за выполненное задание, но и консультации и обсуждать содержание тем и практических заданий.

Изучение курса завершается семинарскими занятиями и итоговым контролем во время аудиторных сессионных занятий с целью проверки теоретической подготовки и сформированности практических умений и навыков профессиональной деятельности. Творческие работы рассматриваются как условие формирования собственного взгляда на проблемы воспитания в современной школе и внеучебной деятельности.

Работа с сайтом удалённого обучения качественно меняет роль преподавателя и заставляет его проектировать целостный процесс освоения студентами преподаваемой им дисциплины с позиции компетентностного подхода. Помимо собственно предметных знаний, преподаватель должен уметь работать с компьютером, электронными информационными ресурсами, создавать электронные каталоги ссылок и литературы, а кроме того обеспечивать доступ к сайту удаленного обучения, снабжать подробным комментарием каждый вид работы, осуществлять функцию обратной связи со студентами, контролировать и оценивать этапы выполнения заданий каждого модуля. Таким образом, теперь в его функции включены те, которые в системе дистанционного обучения выполняет тьютор — преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме. Для традиционно сложившейся системы заочного обучения выполнение одновременно функций преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса с одной стороны не ново, но с другой в корне меняет его психологию и накладывает обязательства ранее ему не свойственные. Процесс взаимодействия со студентом организовывается непрерывно. Индивидуальная работа с каждым обучающимся заставляет корректировать как лекционный материал, размещённый на сайте, так и систему контроля.

Студенту работа на сайте позволяет планомерно организовывать процесс учения, а преподавателю в промежутках между сессиями осуществлять получение оперативной информации о проблемах освоения дисциплины, определять степень усвоения раздела или темы программы, осуществлять систематически пошаговую диагностику текущих знаний студентов в соответствие с динамикой усвоения курса, выявлять результаты определенного этапа обучения.

Если рассматривать образование как образовательную услугу, то один из способов определения качества предоставляемых услуг является оценка полученных в процессе обучения знаний у студентов.

Подробнее остановимся на специфике контроля применительно к учебному процессу — педагогическому контролю в рамках организации работы ОЗО с использованием технологий удалённого обучения. Поскольку целью педагогического контроля является выявление некоторых результатов и их оценивание, то для повышения объективности используют измерения. Единицей измерения в организованной системе являются контрольные задания, сформулированные с учётом специфики непрерывного педагогического образования с опорой на опыт профессиональной деятельности.

Формулировка квалиметрического аппарата предполагает включение вопросов на освоение всех уровней познавательной деятельности в соответствие с логикой учебного процесса: знакомство, репродукция, полноценные знания, трансформация (применение). Следовательно, и методы освоения дисциплины в процессе межсессионной работы преподаватель проектирует по характеру познавательной деятельности обучающихся [И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин]. Поэтому и «вес» контрольных вопросов также разный. Для удовлетворительной оценки и движения дальше по сайту достаточно ответить на вопросы первых двух уровней. Однако оценка, тем не менее, включает полноту и глубину знаний, конкретность и обобщенность, осознанность и логичность знаний. Важную роль играет использование дополнительного материала, размещённого на предложенных ссылках. Традиционный список литературы в конце каждой темы-модуля дополнен Интернет-ресурсами по изучаемой теме.

Уровень полноценных знаний и применения реализуется через выполнение творческих заданий на основе собственного опыта педагогической деятельности. Важную роль играет обсуждение результатов удалённого обучения во время сессионных аудиторных занятий. Первый опыт работы с использованием сайта показывает значительное качественное продвижение в процессе освоения профессиональных компетенций студентов, работающими в системе удалённого обучения. Не секрет, что оценка знаний студентов — заочников не всегда объективно соответствует затраченным усилиям. Привычка всё выполнять в последние дни перед сессией, отсутствие необходимой литературы, удалённость от учебного заведения создаёт проблемы не только студенту, но и затрудняет качественный контроль.

Зачеты, аттестация, тесты, контрольные работы и задания не всегда позволяют объективно оценить глубину и полноту знаний и умений студента. Использование сайта удалённого обучения реализует в полной мере воспитывающую и развивающую функции обучения: становление таких качеств личности, как интерес к знаниям, умение систематически работать, активность. При использовании нестандартных, творческих заданий, появляется возможность отступать от привычных алгоритмов, применять знания на практике, развивает мышления, творческие умения. Принцип плановости и периодичности проведения контроля знаний отражён в содержании модулей-тем. Если уровень знаний недостаточный для изучения новой темы, возможен возврат на повторение (изучение) базовых знаний. Если уровень знаний достаточный, студент продолжает процесс обучения в соответствии с учебным планом. Более высокий по отношению к начальному опыту деятельности уровень учитывается преподавателем, который организует возможность начать процесс обучения с соответствующего уровня. В этом смысле аудиторные занятия в начале изучения дисциплины обязательны и дополняются входным тестированием вводного модуля пособия. Таким образом, использование сайта удалённого обучения позволяет: систематически оценивать знания каждого обучающегося по небольшим единицам учебного материала, выявлять причины систематических ошибок, определять источники ошибок отдельных студентов, позволяет преподавателю получать информации для углубленного анализа причин пробелов в подготовке студентов, как на уровне групп, так и индивидуально. Проводить корректировку содержания и методики освоения учебного материала. Важную роль, при формировании пособия имеет оптимальный набор и количество заданий. Поскольку каждая тема — модуль имеет различные по качеству вопросы и задания, повышается мотивирующую функция контроля: одни студенты выполняют более сложные задания, другие имеют возможность получать дополнительную помощь и консультацию преподавателя. Завершая обучение по дисциплине в целом, студент сдаёт зачет или экзамен. На наш взгляд вместо принятого и сегодня достаточно распространённого в традиционном обучении контрольного тестирования после работы на сайте удалённого обучения более эффективно проведение семинарских занятий в форме конференций, круглого стола, презентаций проектов и моделей учебно-воспитательного процесса. Для студентов-педагогов важное значение имеет опыт организации публичного выступления, совместного общения и возможность творческой самореализации.

Опираясь на собственный опыт составления заданий и работы на сайте мы можем выделить следующие важные моменты:

  1. Освоение дисциплины обязательно регулировать по времени. При отсутствие в штате факультета или филиала тьютора эта обязанность ложиться на методиста и заведующего кафедрой, регулирующего процесс достаточно комфортного освоения студентами учебного плана.
  2. Объём изучаемого материала одной темы.
    В традиционном электронном учебнике текстовый материал на экране монитора должен быть представлен необходимым минимумом и расширяться за счёт использования гипертекста. Опыт использования модульного учебного пособия на сайте удалённого обучения показывает, что студенты достаточно активно используют материал 3-4 страниц. Меньший объем расценивают как недостаточный для ответа.
  3. Объём изучаемого материала всей дисциплины, всего учебного пособия. Если материал дисциплины очень объёмный (более 10 модулей), ухудшается мотивация и внимание у студентов. 
    Практика показывает, что студенты, отставшие от курса и не выполнившие задания вовремя (это примерно 20-25% от всех обучающихся), неохотно соглашаются ликвидировать задолженность и продолжать осваивать курс дистанционно. Для них необходима организация освоения и контроля с использованием традиционных для ОЗО форм.
  4. Отсюда вытекает проблема временных затрат на изучение и проблема важности тем. В каждой дисциплине есть ключевые моменты, особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение другого материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. Такие темы необходимо выносить на устный экзамен и при личном контакте со студентами оценивает их понимание студентом. Кроме того, преподавателю необходимо помнить, что важность и значимость раздела курса (и самого курса) не всегда пропорциональна объему предлагаемого в пособии материала, другими словами — курс практико-ориентированный может включать меньшее количество вопросов, а больше заданий творческого характера на применение. Анализ опыта использования технологий удалённого обучения в учебном процессе ОЗО и филиалов ПИ ЮФУ позволяет оптимизировать процесс подготовки современного учителя в системе непрерывного педагогического образования.

Мареев Владимир Иванович, Педагогический институт ФГОУ ВПО ЮФУ, руководитель ПИ ЮФУ, доктор педагогических наук, профессор. Ростов-на Дону, ул. Б. Садовая 33, индекс 344091,e-mail: mareev@rspu.edu.ru, тел./факс 8(863) 240-60-97

Гутерман Лариса Александровна, Педагогический институт ФГОУ ВПО ЮФУ, заместитель руководителя по непрерывному и заочному образованию, кандидат биологических наук, доцент.
Ростов-на Дону, ул. Б. Садовая 33, индекс 344091, e-mail: lara58@mail.ru, тел. 88632408077.

 

Завьялова Светлана Михайловна, филиал ФГОУ ВПО ЮФУ в г. Зернограде Ростовской области, директор филиала, кандидат педагогических наук, доцент.
Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина 38, индекс 347740, e-mail:zfzernograd@mail.ru, тел. 88635935927.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости